Rambler's Top100
Статьи
Николай НОСОВ  13 декабря 2018

Смотр «умных» городов России

Москва по-прежнему лидирует в области цифровизации городского хозяйства в стране. В регионах в сфере внедрения решений «умного» города больших успехов добились Казань, Санкт-Петербург и Тюмень.

Сергей Собянин

На днях были подведены итоги премии «Цифровые вершины» в области российских ИT-решений для Smart City. В номинации «Цифровой регион» победу одержала Москва. Это не удивительно – в нынешнем году столица заняла первое место в  рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства в городах и второе место в Европе в рейтинге McKinsey по степени внедрения решений  «умного» города, уступив только Лондону. В столице, где 80% жителей пользуются смартфонами, 65% заказывают услуги в интернете, потребляют 9 Гбайт мобильного интернета в месяц на семью, открыто 30 тыс. точек публичного Wi-Fi. Бизнес использует открытые данные городских служб для предоставления сервисов населению. Да и сами городские власти оказывают 260 электронных услуг, причем сервисы продолжают развиваться.

В городе реализуется проект «Московская электронная школа». «Она сейчас делает первые шаги, но объем контента растет в геометрической прогрессии, ­– отметил мэр Москвы Сергей Собянин. – В ближайшие годы проект накопит уникальные данные и образовательные технологии, которые позволят создать электронное портфолио для каждого ученика – от первого класса до выпуска из школы. И в итоге не надо будет проводить международные и российские олимпиады – мы будем точно знать, в какой школе учатся новые Менделеевы и Ломоносовы. Это школьная революция».

Другое перспективное направление развития городских цифровых технологий – медицина. Электронная медицинская карта есть у 6 млн горожан.  «Скоро к ЭМК подключат данные лабораторных исследований, МРТ, КТ, стационаров, ­– подчеркнул глава города. ­– Эти данные будут вестись по каждому пациенту годами, создавая огромный массив. Можно с уверенностью сказать, что через какое-то время мы будем точно  знать траекторию своего здоровья».

Решения для городского интернета вещей

Департамент информационных технологий города Москвы не собирается заниматься цифровизацией города в одиночку. Для поддержки сторонних разработчиков создана цифровая платформа ICT.Moscow, включающая более тысячи карточек московских ИT-решений. Выступивший на церемонии награждения глава ДИТ Эдуард Лысенко отметил, что у департамента есть все ресурсы для поддержки интересных проектов, включая финансовые.

Эдуард Лысенко

Среди решений ICT.Moscow –  cистема управления сервисами на платформе интернета вещей Inspark.IoT Platform. На этой платформе компания «Инспарк» запустила пилотный проект «Смарт-квартал» в Марьино.  «Умный» квартал объединяет семь многоквартирных домов (МКД), в которых живут 252 тыс. человек. Объединенная диспетчерская состояния домов контролирует водоснабжение,  подачу электроэнергии, центральное отопление, лифтовое хозяйство. На пульт диспетчерской поступает информация от систем видеонаблюдения и контроля доступа в помещения,  датчиков влажности и шума в подъездах, а также о работе противопожарных систем и домофонов. Решение проверяет уровень заполнения твердыми отходами шести площадок с «умными» контейнерами,  управляет уличным освещением и электрозаправками.  Благодаря работе системы оптимизируются затраты на обслуживание и ремонт коммунальных систем, снижаются расходы на электроэнергию, повышаются комфорт и безопасность городского пространства.

Диспетчерский пульт

На вовлечение жителей в решение проблем города направлен портал краудсорсинг-проектов Правительства Москвы crowd.mos.ru, собирающий предложения по улучшению городской среды. Система дополняет работу портала «Активный гражданин» ag.mos.ru, на котором горожане голосуют за принятие той или иной инициативы, и  городского портала gorod.mos.ru, агрегирующего данные о состоянии инфраструктуры, проезжей части, транспортных узлов, освещения и уборки. В совокупности порталы образуют систему выработки и реализации предложений по благоустройству города.  Согласно сообщению руководителя портала crowd.mos.ru, уже выполнено 17 проектов, среди которых «Музеи Москвы», «Дикие животные в городе» и «Активное долголетие».

Бурные дискуссии в обществе вызывает постоянно расширяющаяся сеть платных парковок. Один из доводов против – неудобство оплаты, особенно для юридических лиц. Много машин, много счетов за парковки – все это затрудняет работу бухгалтерии предприятий. Помочь может решение «Паркоматика» компании ISS, победителя в номинации «Лучший urbantech-стартап». 

Парктроник

Определяющее факт платной парковки устройство «парктроник» вставляется в диагностический разъем OBD2 автомобиля. После этого для парковки водителю достаточно выбрать свободное место – остальное делает предоставляемый сервис. Если машина не двигается в зоне платной парковки – система начинает парковочную сессию. В приложении на смартфоне отображаются стоимость и статистика по стоянкам. Если произошла ошибка и пришел штраф за неправильную парковку, его оплачивает компания ISS. В первую очередь система ориентирована на юридических лиц – плата за парковки машин снимается с единого корпоративного счета. В личном кабинете можно отследить расходы на стоянки по любому из водителей компании.

В период с января по ноябрь 2018 года в России, по данным ресурса 1gai.ru, зафиксировано 16 436 наездов на пешеходных переходах, приведших к гибели 855 человек.  Основная причина наезда – невнимательность водителей. Компания ISS разработала SecurOS Soffit  – интеллектуальную систему светового сопровождения людей для предотвращения непредумышленного наезда на пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах. В системе используются видеоаналитические детекторы, работающие на базе технологий искусственного интеллекта, идентифицирующие людей на «зебре» и активирующие динамическую подсветку пешеходного перехода. SecurOS Soffit  акцентирует внимание водителя и перемещает подсветку вслед за  переходящим улицу человеком. 

SecurOS Soffit

Более сложную ситуационную аналитику предоставляет «Видеоинтеллект», программный комплекс обеспечения безопасности объектов с массовым скоплением людей. Интеллектуальный анализ поведения позволяет предотвращать грабежи, пресекать акты вандализма, проникновение людей в запрещенные зоны, выявлять агрессивное поведение. Система уже внедрена на метрополитене Казани и Санкт-Петербурга.

Цифровизация управления транспортом в Тюмени

Региональную навигационно-информационную систему Тюменской области, победившую в номинации «Лучшее решение для умного города», представила директор департамента информатизации Тюменской области Мария Рудзевич. В единой системе управления транспортом учитываются 9324 транспортных средства 840 хозяйствующих субъектов. Под контроль поставлены: транспорт для перевозки пассажиров, специальных опасных, крупногабаритных  и тяжеловесных грузов, машины скорой медицинской помощи и сферы ЖКХ, служебный транспорт органов власти.

100% машин на территории региона используют электронный путевой лист – регистрируется более 400 тыс. путевых листов в год. Создан единый центр обслуживания органов власти субъекта, принимающий онлайн-заявки на транспорт. Созданы реестр дорог Тюменской области, система учета дорожных знаков и планирования ремонта. Введен в эксплуатацию единый портал городского транспорта, где можно посмотреть любой маршрут в регионе, планируемое время прибытия на остановку, приобрести онлайн-билеты в мобильном приложении «Транспорт72».

В текущем году реализован проект «Социальное такси» для инвалидов и маломобильных граждан, в результате чего скорость подачи транспорта для этих категорий граждан увеличилась в несколько раз.  Реализован сервис  «Реестр разрешений такси», в котором граждане могут проверить лицензии водителя.

Мария Рудзевич

Органы власти получили единую систему учета и контроля, которая  предоставляет информацию для систем быстрого реагирования в рамках решения «Безопасный город». В результате внедрения системы удалось на 12% сократить пробег служебного транспорта органов власти и на 23% снизить расходы на ГСМ.

Питер, Казань, далее везде

Северная столица представила  на конкурс портал «Наш Санкт-Петербург», уже четыре года обеспечивающий взаимодействие городских властей с населением. Жители города направляют  сообщения о проблемах, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством и благоустройством города, состоянием дорог и тротуаров, незаконными объектами строительства и торговли, нарушением земельного или миграционного законодательства.

Граждане информируют городские службы об отсутствии справочной информации на информационных стендах, а также неудовлетворительном санитарном состоянии помещений в бюджетных учреждениях, получают информацию, касающуюся адресных городских программ и управляющих организаций. Проект инициирован губернатором Санкт-Петербурга и, по мнению представлявшего портал эксперта, способствует сглаживанию негативного  отношения населения к жилищно-коммунальным службам города.

Столицу Татарстана представляла муниципальная информационно-аналитическая система «Открытая Казань», разработка которой началась восемь лет назад. Руководитель направления «Государственные проекты» группы компаний FIX Богдан Абабков рассказал, что основу системы составляют три модуля: управления заявками, управления многоквартирным домом и модуль интеграции, объединения всех информационных систем ЖКХ в одном окне.  «Начиная работу в регионе, мы запускаем нашу платформу, которая интегирует точки обращения населения – общие системы приема жалоб в регионе, региональные колл-центры. Создается единый ситуационный центр, агрегирующий все управляющие компании, подрядчиков, ресурсоснабжающие организации и лицевые счета», – пояснил Богдан Абабков.

Богдан Абабков

В систему «Открытая Казань» ежедневно поступают около тысячи заявок от жителей, в августе этого года отпразднован юбилей – решено 2 млн проблем с момента запуска системы.

Анализ информации осуществляется в модуле «Управление МКД». Например, накапливаемые в системе данные используются для прогнозирования расходов на ремонт. «Открытая Казань»  охватывает около 5 тыс. МКД (87% жилого фонда), почти 400 тыс. лицевых счетов, 41 управляющую компанию, 277 подрядных организаций. Внедрение позволило сократить время реагирования на аварийные заявки до 30 мин, в четыре раза сократить число просроченных заявок, довести число выполненных заявок до 99% и снизить время их выполнения в 3,5 раза.

Аналогичные решения используются  в Чеченской Республике, Республике Коми  и  в Нижнем Новгороде.

Процессы цифровизации городов идут с разной скоростью и, как правило, начинаются с разрозненных информационных систем обеспечения комфортной жизни граждан и организаций, а также для автоматизации приема и контроля выполнения заявок населения. Но уже идут процессы интеграции систем, подключаются системы анализа больших данных, используются методы машинного обучения, все шире внедряются элементы интернета вещей. Российские города становятся все более «умными», что и продемонстрировали проекты, представленные участниками конкурса.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!