Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
06 февраля 2019

Время строить ЦОД

В 2018 году компания DataPro внесла один из самых весомых вкладов в развитие российского рынка коммерческих ЦОДов, размер которого, по данным iKS-Consulting, вырос на 16%, до 39,9 тыс. стоек. О текущем состоянии рынка и перспективах его развития рассказывает исполнительный директор DataPro Евгений Богданчиков.


– Евгений, как развивался бизнес DataPro в 2018 году? Каковы основные результаты прошедшего года? Общая ситуация на рынке?

– Прошедший год оказался очень успешным. Согласно плану, мы довели емкость нашего ЦОДа DataPro Moscow One до 2 тыс. стоек. Это выводит нас в тройку лидеров российского рынка коммерческих ЦОДов, что соответствует стратегии развития компании.
Новые залы оснащены всеми необходимыми инженерными системами и полностью подготовлены к размещению ИТ-оборудования клиентов. Более того, примерно 95% новых стойко-мест уже законтрактовано заказчиками, поэтому DataPro планирует в начале 2019 года приступить к реализации следующего этапа развития площадки Moscow One, предполагающего увеличение ее емкости еще на 1 тыс. стойко-мест.

Надо сказать, что год стал успешным для всей российской отрасли коммерческих ЦОДов. Практически все игроки из ТОП-5 рапортуют о высоком уровне утилизации имеющихся мощностей и планах расширения или строительства новых площадок в ближайшее время.

– С чем вы связываете столь благоприятную для операторов коммерческих ЦОДов ситуацию на рынке?

– Первый фактор – это стремление российских заказчиков оптимизировать свои капитальные затраты, CAPEX, что заставляет их отказываться от строительства собственных корпоративных ЦОДов и обращаться к услугам коммерческих дата-центров. Мы наблюдаем быстрый рост мощностей существующих ЦОДов, равно как и приход новых клиентов. Причем это не перевод стоек из корпоративного или другого коммерческого ЦОДа. Компании арендуют стойко-места под новые проекты, в первую очередь нацеленные на цифровизацию бизнеса или развитие новых цифровых услуг. Как бы у нас в России ни любили большие дорогие стройки, необходимость оптимизации расходов приводит заказчиков в коммерческие ЦОДы. Если говорить об отраслевой принадлежности заказчиков, то для нашего ЦОДа это прежде всего ИТ-компании и сервис-провайдеры, ритейл, телекоммуникационные операторы, а также финансовые организации.

Второй фактор обусловлен активизацией работы на нашем рынке азиатских компаний, в основном из Китая и Южной Кореи. В рамках стратегии расширения своего присутствия на глобальном ИТ-рынке азиатские компании идут на Запад, в Европу, а Россия – важный форпост на этом пути. Да и сам по себе российский рынок для них чрезвычайно важен.

В этой связи отмечу наше сотрудничество с China Mobile International, начавшееся в 2018 году.

– Сейчас много говорят о программе «Цифровая экономика РФ», которая также должна стимулировать развитие отрасли коммерческих ЦОДов. В программу заложены амбициозные цели, в том числе увеличение доли России в мировом объеме оказания услуг хранения и обработки данных к 2024 году до 5%. Что вы думаете о влиянии программы на рынок ЦОДов и возможность достижения поставленной цели?

– Цифровая трансформация экономики и страны в целом, безусловно, важна для ее будущего. К сожалению, у нас в России очень низкая производительность труда. И способов ее повышения не так много. Цифровизация с применением новейших информационных технологий и автоматизацией процессов – по сути, наилучший путь повышения производительности труда и единственный способ стать конкурентоспособными в мировой экономике.

Достижение упомянутых 5% при текущем показателе менее 1% означает почти пятикратное увеличение числа стоек – и то в предположении, что остальной мир будет стоять на месте. Сейчас рынок коммерческих ЦОДов России, по данным ikS-Consulting, составляет около 40 тыс. стоек. Значит, надо построить ЦОДы еще примерно на 160 тыс. стойко-мест. Это где-то 1,2 ГВт электроэнергии. В Москве, да и в других крупных городах получение таких мощностей – проблема. Более того, сейчас только получение технических условий на подключение к электросети занимает от двух до четырех лет. Поэтому, чтобы существенно увеличить темпы роста отрасли, надо хотя бы изменить условия подключения к электросетям. Иначе к 2024 году просто не успеть.

Но предположим, что 160 тыс. стойко-мест будут построены. А спрос? Я считаю, что при самом оптимистичном сценарии он увеличится максимум раза в два. А кому будут нужны оставшиеся 80 тыс. стоек?!

В целом программа «Цифровая экономика РФ», безусловно, послужит мощным катализатором ускорения развития рынка коммерческих ЦОДов. Чтобы добиться чего-то существенного, надо всегда ставить амбициозные цели. Это всегда важно, даже если в итоге показатели окажутся скромнее.

– Возможно, проблема с электричеством решится путем построения ЦОДов рядом с генерирующими мощностями, как это сделано «Росэнергоатомом» в Удомле, а спрос придет из регионов, где сейчас практически отсутствуют современные коммерческие дата-центры. Что вы скажете о таких сценариях?

– Конечно, реализация проекта ЦОДа в непосредственной близости к электростанции снимает проблему дефицита мощности, упрощает процедуры подключения и снижает стоимость электричества. Но транспортные расходы на поездки сотрудников, доставку оборудования и другие логистические процедуры нивелируют все эти преимущества. Не случайно же подавляющее большинство коммерческих ЦОДов базируются в Москве и Санкт-Петербурге.

Представьте, что вы ИТ-директор компании, разместившей свои информационные системы в коммерческом ЦОДе. Это оборудование стоимостью сотни тысяч, а часто и миллионы долларов. Оборудование, за которое вы, как CIO, отвечаете головой. Мало кто согласится на то, чтобы оно находилось вне удобной транспортной доступности.

Экономия на стоимости электричества, конечно, важна. Но эта стоимость ничтожно мала по сравнение со стоимостью ИТ-систем. Поэтому опять-таки большинство заказчиков предпочтут заплатить за аренду стоек чуть больше, но чтобы они находились не за сотни километров, а неподалеку от их специалистов. Так что упомянутый вами ЦОД в Удомле, равно как и любой ЦОД за МКАДом, не представляет для нас серьезной конкуренции.

Что касается регионов. Мы готовы построить ЦОД в любой точке России, если на него будет спрос. Но пока спроса мы не видим. Определенные сложности для нас, московской компании, представляет и то, что мы не знаем ни региональных энергетиков, ни строителей. В итоге, в регионах проще работать тем компаниям, которые там уже присутствуют. Понятно, что это в первую очередь «Ростелеком».

В целом я положительно отношусь к активизации на рынке коммерческих ЦОДов государственных провайдеров. Над ними не так довлеет срок окупаемости проектов, поэтому они могут предлагать услуги по более низким ценам, в том числе в регионах. Значит, услуги коммерческих ЦОДов станут более распространенными, в том числе среди компаний малого и среднего бизнеса, что стимулирует дальнейший рост рынка. Но при этом я уверен, что по качеству сервиса специализированные провайдеры услуг КЦОДов, такие как DataPro, будут недосягаемы для государственных поставщиков услуг.

– В перечне услуг DataPro уже много облачных сервисов. Вы полагаетесь здесь на свою экспертизу или опираетесь на партнеров?

– Наш главный фокус остается на услугах colocation. Но при этом мы, DataPro, предоставляем ограниченное число наиболее востребованных облачных сервисов. Это базовые сервисы IaaS, которые часто запрашивают наши клиенты, использующие colocation. Зачастую облако сегодня необходимо даже для того, чтобы получить контракт на стойки.

Многие операторы коммерческих ЦОДов, развивающие облачные услуги, так или иначе аффилированы с системными интеграторами, и это дает им ряд конкурентных преимуществ, таких как большие скидки на ИТ-оборудование, доступ к более широкой клиентской базе и т.д.

 
     datapro.ru
Поэтому мы решили пойти по пути развития партнерских программ с другими облачными компаниями. Требования клиентов сегодня настолько специфические и сложные, что реализовывать их в одиночку трудно, нужна большая экспертиза. Дополнительные облачные сервисы нашим клиентам доступны через наших партнеров, например компанию «Техносерв», Huawei 3data Cloud и других.

– Каковы ваши планы на 2019 год? Каких целевых показателей собираетесь достичь?

– Как я уже говорил, в 2019 году мы планируем приступить к следующему этапу развития площадки Moscow One, реализация которого увеличит ее емкость еще на 1 тыс. стойко-мест. Сроки завершения этого проекта во многом зависят от того, сколько времени уйдет на получение всей необходимой документации. Но надеюсь, что в начале лета мы начнем стройку и за 12--16 месяцев завершим все работы.

Кроме того, DataPro рассматривает возможность строительства еще одной площадки на 2 тыс. стойко-мест, что позволит еще больше укрепить позиции компании на российском рынке коммерческих ЦОДов.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!