Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 1 2019
Александр БАРСКОВ  11 апреля 2019

Визуализация для цифровизации

Сегодня чрезвычайно важны не только инструменты сбора, хранения и обработки информации (читай -- ЦОДы), но и средства ее наглядного представления. Они позволяют удобно «потреблять» имеющиеся данные, информированно и оперативно принимая оптимальные решения.

Системы наглядного представления информации окружают нас повсюду: на улицах, в транспорте, в банках, музеях, медицинских учреждениях, торговых центрах, на спортивных объектах. Это в первую очередь различные экраны, цифровые вывески, видеостены и пр. Если вы, находясь в большом городе, оторветесь от экрана смартфона или планшета и выйдете из интернета, то сразу попадете в мир цифровых информационно-рекламных вывесок. Возможно, уже в ближайшее время такие системы, больше известные специалистам под англоязычным названием Digital Signage, будут оказывать на нас не меньшее влияние, чем всеобъемлющий интернет.

Тенденции Digital Signage

Прародителями современных систем Digital Signage можно считать неоновые вывески, которые появились примерно 100 лет назад. И сегодня одна из основных областей использования Digital Signage -- реклама в ритейле. Но сфера применения этих систем стремительно расширяется. Они все чаще устанавливаются для улучшения коммуникации внутри компаний и организаций.

«Цифровые вывески используются в музейных инсталляциях для создания нетривиальных и запоминающихся экспозиций. Ритейлерам они обеспечивают запоминаемость бренда, привлекают дополнительный трафик покупателей, способствуют увеличению объема продаж. А применение систем Digital Signage в офисах компаний имеет не только развлекательную составляющую, но и повышает респектабельность организации в глазах сотрудников, клиентов и партнеров», – перечисляет некоторые из решаемых цифровыми вывесками задач Николай Клочков, технический директор компании IMS.

«Несмотря на сложную экономическую ситуацию, доля компаний, использующих системы Digital Signage, постоянно увеличивается, – отмечает Максим Прохоров, менеджер компании NEC Display Solutions по работе с партнерами в России и странах СНГ. – Такие системы могут применяться в любой отрасли, где идут процессы цифровой трансформации. Они все чаще интегрируются с бизнес-системами для повышения качества обслуживания посетителей».

Интерактивный мультимедийный комплекс Останкинской телебашни включает аналитический центр и музей строительства, которые расположены в фойе и на смотровой площадке телебашни на отметке 337 м. Информация о температуре, влажности, силе и направлении ветра, давлении и других параметрах, получаемая от датчиков, находящихся на разных уровнях башни, в реальном времени передается в системы визуализации. На смотровой площадке создана цифровая панорама города, благодаря чему посетители могут увидеть Москву с высокой степенью детализации в любое время суток. В проекте использованы дисплеи LG UltraStretch и OLED, а также дисплеи UHD больших диагоналей (75, 86 и 98 дюймов).

Системы Digital Signage все активнее проникают и на производственные предприятия. Одна из причин этого, по мнению Александра Пивоварова, руководителя направления Digital Signage компании Auvix, заключается в том, что на таких предприятиях две трети персонала не имеют фиксированного рабочего места с компьютером и цифровые экраны служат отличным инструментом для коммуникации с ними. Корпоративные ценности, внутренние новости и объявления, достижение (или недостижение) различных показателей, ролики по технике безопасности, корпоративная жизнь -- это малая толика тем, которые освещаются в корпоративных сетях Digital Signage.

В то же время растет масштаб инсталляций. «Поступает все больше запросов на объединение разрозненных систем Digital Signage на разных предприятиях холдингов в единые корпоративные каналы вещания», – отмечает эксперт Auvix. Еще одна тенденция, на которую он обращает внимание, – это интеграция с внутренними информационными системами. В качестве примера он приводит проект в British American Tоbacco: все началось с пилотного проекта в Москве, а сейчас сеть распространилась на все офисы и фабрики компании и постоянно развивается в плане интеграции с новыми системами и источниками данных.

Расширение сферы применения систем Digital Signage во многом обусловлено усложнением их функционального наполнения. «Пару лет назад такие системы использовалась для двух основных целей: для привлечения внимания ярким, динамичным контентом и для предоставления необходимой информации. Сейчас добавился новый функционал: анализ аудитории (количество людей, пол, возраст), управление контентом в режиме онлайн и т.д.», – отмечает Алексей Полосин, ведущий инженер компании «ЛАНИТ-Интеграция» (ГК ЛАНИТ).

Современные принципы и подходы к построению сетей Digital Signage полностью укладываются в концепцию цифровой трансформации бизнеса и деятельности большинства компаний и организаций. Примером может служить реализованный компанией Polymedia проект цифрового музея в МИСиС, где системы Digital Signage успешно дополнили экспозицию минералов.

Системы Digital Signage активно «переходят» на динамический и мультимедиа-контент. По мнению Константина Лупанова, руководителя департамента системных решений ГК «Авилекс», этому во многом способствует развитие мобильных сетей 4G. «Закон запрещает динамические изображения, например на придорожных билбордах, но создаются статические образы с динамическим фоном. На экранах демонстрируется все больше видеоконтента. Так, в многофункциональных центрах «Мои документы» вначале отображались только номера талонов электронной очереди и окна, а сейчас – и новости, и прогноз погоды, и видеопрезентации». Но заказчикам и проектировщикам систем Digital Signage важно понимать, что смещение центра тяжести передаваемой информации в сторону видеоконтента повышает требования к пропускной способности каналов передачи данных.

Набирает популярность мультимедиа-архитектура – архитектурное течение, в рамках которого дисплеи интегрируются в дизайн здания на раннем этапе его проектирования. «Дисплеи с помощью качественного контента позволяют достичь гибкости в управлении атмосферой и создать нужное настроение», – отмечает Николай Алаев, руководитель отдела проектных продаж направления «Профессиональные дисплейные решения» компании LG Electronics. По его мнению, потребитель больше не мыслит взаимодействие с бизнесом без цифровых устройств, а бизнес все больше оцифровывается и может эффективно использовать собранные большие данные, отображая их на экранах.

Будучи по своей природе коллективными средствами потребления информации, системы Digital Signage становятся при этом все более персонифицированными. «Принцип «любой контент в любом месте и в любое время» уточнился и дополнился положением ”персонально для каждого зрителя”, – считает Игорь Ишеев, технический директор компании Polymedia. – Заказчики больше не хотят демонстрировать рекламные или информационные материалы нецелевой аудитории, а потребители, в свою очередь, не хотят воспринимать неперсонализированный контент, считая его назойливым и бесполезным».

Заказчики ценят креативные инсталляции, включенные в контур системы Digital Signage. На фото – «Цифровое дерево», «выращенное» компанией Polymedia из 15 дисплеев с диагональю 19 дюймов в Технологической школе Санкт-Петербурга.

По мнению эксперта Polymedia, персонификация меняет и условия монетизации проектов Digital Signage. Заказчики систем с новыми функциями онлайнового анализа зрительской аудитории могут оптимизировать затраты и повысить доходы от эксплуатации системы. Это становится выгодно и рекламодателям, которые не просто вещают свои рекламные ролики через сети Digital Signage «в мировое пространство», а «чувствуют» аудиторию, ее интерес (или отсутствие интереса) к предложенному контенту, могут точнее выбирать тему и содержание вещаемых сообщений.

Более тщательный расчет возврата инвестиций (ROI) – общая тенденция для современного бизнеса, и Digital Signage здесь не исключение. Классическая система трансляции рекламы далеко не всегда обеспечивает целевые показатели ROI. «Все чаще требуются анализ эффективности демонстрации контента, возможность таргетированной рекламы и предсказания, основанные на всевозможных данных, – говорит Николай Кузнецов, ведущий специалист компании Unitsolutions. – рекламирование зонтиков перед началом дождя -- это, пожалуй, самый простой и популярный пример использования в рекламе прогнозных данных, в данном случае -- о погоде».

Также растет спрос на комплексные решения на основе технологий Digital Signage и интерактивных возможностей. «Интересны решения, которые не просто демонстрируют рекламный ролик, а позволяют потенциальному покупателю взаимодействовать с системой, выбирать услуги, производить заказ и оплату. Пример -- интерактивные панели в торговых центрах, которые показывают маршрут следования до выбранного магазина или обеспечивают возможность сделать заказ и оплатить его», – добавляет Н. Кузнецов.

Экономическую модель, способную существенно снизить капитальные затраты заказчиков систем Digital Signage, прорабатывает компания NEC Display Solutions. В ее планах – предлагать системы визуализации информации по сервисной модели. Как рассказал Антонио Зулианелло, вице-президент NEC Display Solutions по продажам в регионе EMEA, по такой модели уже заключен 10-летний контракт с одной сетью цифровых кинотеатров (но не в России). Модель «визуализация как сервис» предполагает, что затраты заказчиков из категории CAPEX будут переложены в категорию OPEX, т.е. регулярные выплаты за использование систем. Однако переход на такую модель – дело будущего.

Во дворце «Мои документы» на ВДНХ компанией Project Support (ГК «Авилекс») установлен бесшовный светодиодный цилиндрический экран размером 14 800 x 2850 мм с шагом пикселя 2,5 мм. Этот уникальный по своим параметрам экран предназначен для трансляции информационных и познавательных видеоматериалов об истории Москвы и центров «Мои документы».

Новые бизнес-модели выводят на рынок и крупные провайдеры и интеграторы. Так, по словам Павла Куделина, независимого эксперта, много лет занимающегося AV-технологиями, КРОК и «Ростелеком» предлагают владельцам кафе пакет, в который включены подписка на цифровые телевизионные каналы и сами дисплеи. Небольшие кафе могут сэкономить, не покупая экраны, а поставщик решения расширяет свою рекламную сеть (показ рекламного контента также включен в пакет).

Сколько надо пикселей

Задействованные в системах Digital Signage средства демонстрации контента становятся все разнообразнее – причем как по технологиям, так и по разрешению, формату, формам и т.д. «Заказчики обращают все больше внимания на качество “картинки”, поэтому все активнее используются технологии, обеспечивающие яркие, качественные, сочные изображения», – отмечает Алексей Уляшкин, начальник проектного бюро компании «Делайт 2000». В качестве примера продуктов, реализующих такие изображения, он называет панели OLED (созданы на базе органических светодиодов и отличаются изображением высочайшей контрастности) и светодиодные (LED) экраны с малым шагом пикселей. В сегменте OLED-дисплеев появляются сверхтонкие решения, а также гибкие дисплеи, которые можно легко размещать по дуге.

В атриуме Национального центра управления обороной РФ компанией «Авилекс» установлен уникальный светодиодный шар диаметром 8 м при шаге пикселя 4 мм, вошедший в Книгу рекордов Вооруженных сил РФ. Шар обеспечивает отображение информации высокого разрешения с привязкой к земной поверхности, а также демонстрацию презентаций и видеороликов в нестандартном формате.

В области отдельностоящих информационных панелей текущий этап можно охарактеризовать как бурный переход от Full HD к 4K. В свое время нечто подобное наблюдалось при переходе с HD Ready на Full HD. «В течение одного-двух лет Full HD полностью будет вытеснен 4K», – дает свой прогноз А. Пивоваров из Auvix. Н. Клочков (IMS) предупреждает о том, что для инсталляций 4К соответствующее разрешение должны поддерживать не только средства отображения контента, но и источники его воспроизведения (медиаплееры). Он констатирует увеличение запросов на 4К-медиаплееры почти в два раза, что также свидетельствует о переходе на системы соответствующего разрешения. «Применение средств с разрешением 4K сегодня вполне обосновано, а вот разрешение 8K пока достаточно дорого», – добавляет А. Полосин («ЛАНИТ-Интеграция»).

В сегменте видеостен и панелей больших диагоналей развернулась борьба между двумя технологиями: светодиодной (LED) и жидкокристаллической (LCD). «Борьба идет по нескольким фронтам: толщина шва, энергопотребление, стоимость владения, яркость и общее восприятие изображения», – отмечает А. Пивоваров.

В последние годы достигнут большой прогресс в технологиях LED-экранов: существенно уменьшены шаг пикселя (до 0,9 мм для плоских и до 1,5 мм для изогнутых дисплеев) и стоимость решений. Преимуществ у таких экранов много: высокая яркость, малая толщина (на рынке имеются модели глубиной несколько миллиметров), энергоэффективность, длительный срок службы и т. д. Экраны могут иметь различные формы и размеры, в том числе большие (до сотен метров в ширину и высоту), а также нестандартное соотношение сторон. Еще один важный аспект -- хорошая ремонтопригодность: даже при повреждении части пикселей экран можно нормально использовать, а в удобный момент -- заменить только поврежденный участок.

К. Лупанов из «Авилекса» обращает внимание на то, что, подешевев, получили широкое распространение светодиодные экраны с большим шагом сетки для внешнего использования, которые позволяют при малой плотности светодиодов покрыть большое пространство, например фасад здания или стадиона. Что касается внутреннего применения, то здесь экраны с шагом пикселя от 1,5 до 8 мм обеспечивают высокое разрешение и хорошие яркость и качество при сравнительно невысокой цене.

Большинство экспертов чрезвычайно оптимистичны в отношении перспектив LED-систем. «В отличие от проекторов светодиодным экранам не так критична общая засветка в помещении, а в отличие от видеостен у них нет стыков и изображение выглядит полноценным, а не склеенным из кусочков. Учтя также простоту в обслуживании и проведении сервисных работ, можно предположить, что количество светодиодных инсталляций будет увеличиваться», – предсказывает Н. Кузнецов.

Впрочем, без боя видеостены на основе LCD-панелей не сдадутся. А. Пивоваров обращает внимание на появление видеостен с шириной видимого шва всего 1 мм. «В прошлом году компания Barco начала поставлять на рынок революционные видеостены Barco UniSee, которые успешно конкурируют со светодиодами для больших видеостен. Сейчас выпуск похожих продуктов анонсировали и другие игроки», – информирует он.

Для реализации смелых креативных концепций в проектах все чаще используются экраны нестандартных форм: круглые, сферические и т.п. Эксперты «Авилекс» обращают внимание на то, что при этом используется нестандартное разрешение, что предъявляет особые требования как к контенту (который должен обрабатываться специально с учетом необходимого разрешения), так и к оборудованию для передачи сигнала на такой экран (криволинейные преобразования и т.п.).

«Парящий» дисплей толщиной всего 2 см был разработан компанией «Делайт 2000» специально для корпоративного сегмента. Двусторонний OLED-дисплей заключен в прозрачную, практически невидимую раму. Такие дисплеи не только эффектно выглядят, но и позволяют зонировать пространство, не загромождая его. «Парящие» дисплеи уже установлены в компании «Газпром нефть».

«Востребованы для Digital Signage также ЖК-панели с нестандартным соотношением сторон, например, квадратные или, наоборот, вытянутые видеостены, состоящие из нескольких модулей, либо размещенные в портретной ориентации OLED-дисплеи», – делится своим опытом А. Уляшкин («Делайт 2000»). Достаточно часто вывод контента на системы, состоящие из нескольких экранов разного размера, формата (соотношения сторон) и ориентации, специальным образом обыгрывается. Для таких сложных инсталляций требуются современные процессоры обработки изображений, позволяющие организовать вывод различного контента.

Интерактив, который привлекает

Внимание зрителей к системам Digital Signage их поставщики привлекают не только «сочным» креативным изображением, но и интерактивными функциями. Интерактивные решения дают возможность взаимодействовать с пользователями, например, задействуя их мобильные устройства или посредством сенсорных технологий. Интерактивными бывают не только отдельные дисплеи, но видеостены и даже полы. А. Уляшкин отмечает также развитие инструментов так называемой сопровождающей рекламы, которые позволяют показывать человеку рекламу именно там, где он находится – скажем, видеостены, реагирующие на движение человека.
Интерактивные решения бурно развиваются и в сфере образования, а вот в корпоративном секторе проникновение идет медленнее, чем хотелось бы. А. Пивоваров связывает это с отставанием производителей ПО: «Хорошие программные решения для комнат переговоров и конференц-залов только-только начали появляться на рынке». К интересным новинкам в этой области он относит систему Barco ClickShare, хотя она и не является программным решением.

Сложность внедрения любых сенсорных дисплеев, считает П. Куделин, связана с необходимостью создания действительно удобного и интересного контента, с которым можно интерактивно взаимодействовать. Студии такие в стране есть, но государственные заказчики плохо умеют работать с заказами «на контент», в результате такие проекты «выглядят убого». «Большинство интересных интерактивных проектов выполнены на частные деньги», – утверждает эксперт.

В системах Digital Signage все чаще используются видеокамеры, но, как отмечает И. Ишеев из Polymedia, делается это обычно не для формирования живой картинки (видеосвязи), а для сбора информации о зрителях – видеокамера служит сенсором. Эта технология направлена на анализ аудитории и «подстройку» контента. Он также считает удачной идею встраивания контента в ВКС-системы: «Между сеансами ВКС кодеки вполне можно использовать как плееры Digital Signage. Также возможен таргетированный показ рекламных блоков по облачной ВКС по аналогии с Youtube».

Дополненная и виртуальная

Говоря о современных средствах визуализации информации, нельзя не упомянуть о системах дополненной (AR) и виртуальной реальности (VR). Такие решения формально не относятся к Digital Signage, хотя техническая реализация доставки контента может быть схожа. В системах AR/VR сами средства визуализации (например, шлем) являются индивидуальными, тогда как в Digital Signage, как правило, применяются экраны коллективного использования.

Рынок AR/VR уверенно растет, причем драйверами роста выступают не только игровое и развлекательное направления, но и бизнес-задачи: конструирование, визуализация, медицина и пр. «Эти технологии весьма перспективны для реализации запросов промышленности, для проведения образовательных и презентационных мероприятий, а также как рабочий инструмент аналитиков разного уровня или специалистов технического обслуживания», – говорит А. Полосин. Отдельно он упоминает проекты сохранения культурного наследия, в которых технологии AR/VR помогают донести особенности культуры разных народов до большого числа людей. Один из примеров – проект «Сакральный Казахстан».


Применение технологий виртуальной и дополненной реальности становится одним из основных инструментов, помогающих донести особенности культуры разных народов до большого количества людей. Наглядной иллюстрацией может служить реализованный компанией «ЛАНИТ-Интеграция» проект «Сакральный Казахстан», в ходе которого было оцифровано с фотореалистичным качеством 13 исторических объектов, в том числе Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, признанный объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Воссозданные в цифровом виде объекты перенесены в виртуальное пространство, где памятники культуры из самых труднодоступных мест Казахстана может увидеть каждый.

Решения AV все чаще используются и в магазинах одежды и шоурумах для того, чтобы можно было виртуально изменить образ, примерить новую одежду и т.д. Однако специалисты компании «Авилекс» скептически относятся к применению технологий AR в массовом сегменте. «Во-первых, чтобы эффективно пользоваться такими технологиями, потребителю необходимо пройти хотя бы базовое обучение – где стоять, как двигаться, что делать, чтобы контент отображался правильно. Когда покупатель подходит к экрану и «меряет» одежду с помощью средств дополненной реальности, для получения правильной «картинки» нужно встать в определенной точке, правильно расположить руки, ноги, выбрать направление освещения, и только тогда система начинает адекватно «примерять» одежду на человеке. Обычно за несколько минут пребывания в магазине сделать это невозможно. Поэтому примеров эффективного внедрения систем AR в магазинах немного. В сегменте VR сомнительным остается вопрос гигиены, который до сих пор не решен для массового использования очков виртуальной реальности», – констатирует К. Лупанов.

Когда данных становится все больше

Характерные для «продвинутых» систем безопасности технологии распознавания лиц и идентификации людей в системах Digital Signаge, как правило, не применяются. Здесь часто бывает достаточно определить возраст, пол, расовую принадлежность и другие общие характеристики пользователя, который находится в непосредственной близости от экрана Digital Signage, оснащенного «умной» камерой и соответствующим ПО. Использование этих данных дает возможность оценить, насколько показываемый на экранах контент отвечает интересам аудитории, и подстроить его при необходимости.

Мнения экспертов относительно уровня зрелости технологий анализа в системах Digital Signage разделились. Так, А. Полосин считает, что решения с видеоаналитикой достигли такого уровня, что их не стыдно предлагать заказчику: «Они действительно хорошо работают, предоставляют необходимые данные в режиме реального времени. Также заказчик может в режиме реального времени зарабатывать на специализированных аукционах, продавая рекламное время с указанием текущей целевой аудитории. В России уже реализован ряд проектов на основе Digital Signage c использованием анализа данных. Операционные показатели подтверждают эффективность подобных решений».
Оптимистичен в отношении аналитики и Н. Клочков: «Современные решения для анализа данных, которые используются в системах Digital Signage, совершенны и отвечают поставленным перед ними задачам». В качестве примера он приводит ПО Quividi, способное с высокой точностью распознавать пол и возраст человека, а также определять его эмоциональное состояние. Сбор и анализ этих данных позволяют создать точный портрет целевой аудитории и в дальнейшем разрабатывать эффективные рекламные акции с учетом полученной информации.

А вот А. Пивоваров из Auvix полагает, что применение аналитики в системах Digital Signage «сильно перегретая тема»: «Точность работы таких систем, что бы ни говорили производители, остается низкой, а реальная полезность весьма сомнительной». П. Куделин приводит ряд примеров, показывающих, что аналитические технологии пока еще не перешли в категорию надежных бизнес-решений. Но его прогноз – в пользу аналитики: «Буквально пара лет, и средства анализа будут применяться везде».

Так или иначе, современные системы используют все больше источников данных. «По данным из поисковых запросов можно определить, чем именно интересовался пользователь, а геолокация покажет, в каком магазине он находится, чтобы вывести на экраны контент, который наиболее вероятно будет интересен покупателю, – описывает возможный сценарий Н. Кузнецов. – Это и есть контекстная реклама, только не на экранах смартфонов и ноутбуков, а на больших мониторах в магазинах». Следующий шаг, по его мнению, за внедрением технологий анализа больших данных и предсказаний на их основе. Если сегодня покупатель должен сначала заинтересоваться чем-либо и искать информацию самостоятельно, то завтра технологии смогут предсказывать, что станет интересно потенциальному покупателю в будущем, и показывать нужную рекламу уже сейчас. Такие проекты существуют, но пока единичны и находятся в стадии становления.

Очевидно, что развитие инструментов анализа данных существенно влияет на эффективность, а значит, и на распространение систем Digital Signage. Однако, как утверждает Дмитрий Киселев, генеральный директор Qlever Solutions (эта компания занимается разработкой решений в области бизнес-аналитики), технологии, позволяющие быстро проанализировать большое количество данных, становятся доступны только сейчас. В качестве примера он приводит проект разработки технического решения для сети аптек, «способного» рекомендовать лекарства на кассе, исходя из того набора, который покупатель попросил. Продавец проводит лекарства через кассу, данные анализируются в реальном времени и рекомендательная система подсказывает продавцу, что еще можно предложить в данном случае. Например, при покупке антибиотиков – средства для уменьшения побочных эффектов.

Ценность подобной системы заметна лишь в том случае, если рекомендация основана на эвристическом анализе огромного количества данных. Так вот, по словам Д. Киселева, еще пару лет назад сделать нечто подобное для сети аптек было настолько дорого, что целесообразнее и дешевле было положиться на опыт провизора, а деньги инвестировать в отбор и обучение персонала.

Получается, что именно сейчас технологии созрели, и на стыке анализа больших данных, искусственного интеллекта и систем визуализации можно создавать новые конкурентные преимущества, что особенно важно на тех рынках, где традиционная оптимизация логистики, ценообразования и продуктовых линеек уже исчерпала себя. А это и есть цифровая трансформация, которая невозможна без современных технологий визуализации.

Облака для Digital Signage

Отношение к облачной модели у заказчиков систем Digital Signage пока неоднозначное. Николай Клочков, технический директор компании IMS, фиксирует увеличение числа проектов, в которых для заказчика создается отдельное облако на выделенном сервере. «Облачная модель обеспечивает простое управление любым количеством плееров, разделение плееров на группы для более удобной работы с ними, создание меток в контенте для его воспроизведения с учетом целевой аудитории, разные права доступа пользователей и подстраивающийся под них интерфейс. Быстрое и легкое централизованное управление контентом на большом количестве плееров становится все более привычным и популярным», – рассказывает он. Облачное управление цифровыми вывесками используют такие заказчики IMS, как ритейл-сеть «Иль де Ботэ», группа компаний ПИК и др.
«Облако – самое правильное решение как с технической, так и с коммерческой стороны. Важный технический момент заключается в том, что из облака пользователю всегда доступны актуальные обновления и последние усовершенствования системы, причем с максимальным уровнем техподдержки. Ну а коммерческая выгода в том, что облачная модель обходится владельцу сети Digital Signage дешевле», – считает Игорь Ишеев, технический директор Polymedia.

При общем развитии облачной модели «глубина» ее проникновения, конечно, зависит от сегмента рынка. По данным Александра Пивоварова, руководителя направления Digital Signage компании Auvix, в рекламном сегменте облачная модель постепенно вытесняет покупку ПО, в ритейле она тоже заметна, а, например, корпоративный сегмент по-прежнему предпочитает приобретать ПО в собственность.

Облака неразрывно связаны с вопросами безопасности, которые наиболее болезненны для государственных структур. «Контент госструктур должен быть защищен от несанкционированного доступа, поэтому для них, а также для кредитных учреждений и ряда других категорий заказчиков необходимо создание собственных ЦОДов, – считает Константин Лупанов, руководитель департамента системных решений ГК «Авилекс». – Строится система гарантированной доставки контента, трафик от ЦОДа до дисплея шифруется и подписывается цифровыми подписями для исключения подмены злоумышленниками. В частности, так должны создаваться системы Digital Signage госучреждений, например, многофункциональных центров».
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!