Rambler's Top100
 
 
Статьи ИКС № 1 2019
Николай НОСОВ  14 апреля 2019

От «умного» города – к городу «разумному»

Город будущего будет по-настоящему умным. Человек, выйдя вечером из бара, не полезет в карман за смартфоном, чтобы вызвать такси, а просто скажет: «Хочу домой!». Приедет беспилотный автомобиль и без лишних вопросов отвезет клиента по нужному адресу.

И такое будущее вполне реально. «Умные» видеокамеры уже сегодня могут распознать человека. Причем сделать это непосредственно на месте, как, например, в решении компании Xperience.ai, с помощью «легкой», в несколько мегабайт, обученной нейронной сети. Если же подключить к аналитике ресурсы облака, то нетрудно будет найти домашний адрес, вызвать такси и снять деньги за проезд. Главное – не переборщить со спиртным: до дверей квартиры робот вряд ли доставит. Хотя и это возможно в будущем.

Далеко ли до сингулярности?

Искусственный интеллект все больше осваивает человеческие профессии. Размер нейронной сети на смартфоне по числу нейронов уже сопоставим с мозгом мыши, но развитие компьютеров идет семимильными шагами и, по прогнозам, к 2045 г. производительность настольного компьютера превзойдет производительность человеческого мозга. ИИ достигнет точки сингулярности (рис. 1) – нейронные сети начнут создавать модели лучше, чем человек. Скорость обучения нейронных сетей радикально повысится, уровень развития машин выйдет за рамки человеческого интеллекта, и искусственный интеллект станет самодостаточным.

Но и относительно небольшого «мозга» для решения многих задач достаточно. Яркий пример – сеть «умных» магазинов Amazon GO, открывшаяся в 2018 г. Оплата покупок происходит без касс автоматически. При входе в магазин нужно просканировать QR-код на смартфоне. Камеры отслеживают действия человека в магазине и взятый товар. Если человек передумал, он может вернуть товар обратно на полку. При выходе из магазина покупателю выставляется счет и отправляется квитанция об оплате.

Машины без водителей – уже реальность. Свои варианты автономных систем управления транспортом разрабатывают крупные автопроизводители, Tesla, ИТ-компании Google и «Яндекс». Автомобили на дороге будут напрямую общаться между собой, им не нужны светофоры и «лежачие полицейские», да и управление трафиком в целом возьмет на себя искусственный интеллект – может, хоть это позволит избавиться от надоевших пробок.

Впрочем, такие сценарии все-таки пока дело будущего. Но уже сегодня многие российские города быстро «умнеют» и демонстрируют большие успехи на ниве цифровизации своего хозяйства.

Кто на свете всех умнее?

В 2018 г. агентство «Цифровые вершины», РАНХиГС и Департамент информационных технологий Москвы провели конкурс российских разработчиков, которые создают ИT-инструменты для повышения эффективности бизнеса и госструктур. В номинации «Цифровой регион» победу одержала Москва. Это не удивительно – в минувшем году столица заняла первое место в рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства в городах и второе место в Европе в рейтинге McKinsey по внедрению решений «умного» города, уступив только Лондону. В столице 80% жителей пользуются смартфонами, 65% заказывают услуги в интернете, потребляют 9 Гбайт мобильного интернета в месяц на семью, открыто 30 тыс. точек публичного Wi-Fi. Бизнес использует открытые данные городских служб для предоставления сервисов населению. Да и сами городские власти оказывают 260 электронных услуг, причем сервисы продолжают развиваться.

В городе реализуется проект «Московская электронная школа». «Она сейчас делает первые шаги, но объем контента растет в геометрической прогрессии, – отметил на церемонии вручения премии «Цифровые вершины» мэр Москвы Сергей Собянин. – В ближайшие годы проект накопит уникальные данные и образовательные технологии, которые позволят создать электронное портфолио для каждого ученика – от первого класса до выпуска из школы. И в итоге не надо будет проводить международные и российские олимпиады – мы будем точно знать, в какой школе учатся новые Менделеевы и Ломоносовы. Это школьная революция».

Другое перспективное направление развития городских цифровых технологий – медицина. Электронная медицинская карта есть у 6 млн горожан. Скоро к ЭМК подключат данные лабораторных исследований, МРТ, КТ, стационаров.


«Данные будут вестись по каждому пациенту годами, будет накапливаться огромный массив. Можно с уверенностью сказать, что через какое-то время мы будем точно знать траекторию своего здоровья».

Сергей Собянин, мэр Москвы

Интернет вещей в большом городе

ДИТ Москвы не собирается заниматься цифровизацией города в одиночку. Для поддержки сторонних разработчиков создана цифровая платформа ICT.Moscow, включающая более тысячи московских ИT-решений.


«У ДИТ Москвы есть все ресурсы для поддержки интересных проектов, включая финансовые».

Эдуард Лысенко, руководитель департамента информационных технологий города Москвы

Среди решений ICT.Moscow – cистема управления сервисами на платформе интернета вещей Inspark.IoT Platform. На этой платформе компания «Инспарк» запустила пилотный проект «Смарт-квартал» в Марьино. «Умный» квартал объединяет семь многоквартирных домов, в которых живут 252 тыс. человек. Объединенная диспетчерская контролирует водоснабжение, подачу электроэнергии, центральное отопление, лифтовое хозяйство. На пульт диспетчерской (рис. 2) поступает информация от систем видеонаблюдения и контроля доступа в помещения, от датчиков влажности и шума в подъездах, а также о работе противопожарных систем и домофонов. Решение проверяет уровень заполнения твердыми отходами шести площадок с «умными» контейнерами, управляет уличным освещением и электрозаправками. Благодаря работе системы оптимизируются затраты на обслуживание и ремонт коммунальных систем, снижаются расходы на электроэнергию, повышаются комфорт и безопасность городского пространства.

Рис. 2. Пульт объединенной диспетчерской «Смарт-квартала» в Марьино

На вовлечение жителей в решение проблем города направлен портал краудсорсинг-проектов Правительства Москвы crowd.mos.ru, собирающий предложения по улучшению городской среды. Система дополняет работу портала «Активный гражданин» ag.mos.ru, на котором горожане голосуют за принятие той или иной инициативы, и городского портала gorod.mos.ru, агрегирующего данные о состоянии инфраструктуры, проезжей части, транспортных узлов, освещения и уборки. В совокупности порталы образуют систему выработки и реализации предложений по благоустройству города. Уже выполнено 17 проектов, среди которых «Музеи Москвы», «Дикие животные в городе» и «Активное долголетие». В ходе этих проектов было подано более 92,3 тыс. предложений, из которых эксперты для дальнейшей проработки отобрали свыше 2,8 тыс. идей.

Бурные дискуссии в обществе вызывает постоянно расширяющаяся сеть платных парковок. Один из доводов против – неудобство оплаты, особенно для юридических лиц. Много машин, много счетов за парковки – все это затрудняет работу бухгалтерии предприятий. Помочь может решение «Паркоматика» компании ISS, победителя в номинации «Лучший urbantech-стартап».

Рис. 3. Устройство для автоматической оплаты парковки

Определяющее факт платной парковки устройство «Парктроник» (рис. 3) вставляется в диагностический разъем OBD2 автомобиля. После этого для парковки водителю достаточно выбрать свободное место – остальное делает предоставляемый сервис. Если машина не двигается в зоне платной парковки – система начинает парковочную сессию. В приложении на смартфоне отображаются стоимость и статистика по стоянкам. Если произошла ошибка и пришел штраф за неправильную парковку, его оплачивает компания ISS. В первую очередь система ориентирована на юридических лиц – плата за парковки машин снимается с единого корпоративного счета. В личном кабинете можно отследить расходы на стоянку по любому из водителей компании.

В период с января по ноябрь 2018 г. в России, по данным ресурса 1gai.ru, зафиксировано 16 436 наездов на пешеходных переходах, приведших к гибели 855 человек. Основная причина наезда – невнимательность водителей. Компания ISS разработала SecurOS Soffit  – интеллектуальную систему светового сопровождения людей для предотвращения непредумышленного наезда на пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах (рис. 4). В системе используются видеоаналитические детекторы, работающие на базе технологий искусственного интеллекта, идентифицирующие людей на «зебре» и активирующие динамическую подсветку пешеходного перехода. SecurOS Soffit акцентирует внимание водителя и перемещает подсветку вслед за переходящим улицу человеком.

Рис. 4. Интеллектуальная система светового сопровождения пешеходов

Более сложную ситуационную аналитику предоставляет «Видеоинтеллект», программный комплекс обеспечения безопасности объектов с массовым скоплением людей. Интеллектуальный анализ поведения позволяет предотвращать грабежи, пресекать акты вандализма, проникновение людей в запрещенные зоны, выявлять агрессивное поведение. Система уже внедрена на метрополитене Казани и Санкт-Петербурга.

Учет и контроль – основа транспорта

В номинации «Лучшее решение для умного города» на «цифровую вершину» поднялась региональная навигационно-информационная система Тюменской области. По сообщению директора Департамента информатизации Тюменской области Марии Рудзевич, в единой системе управления транспортом учитываются 9324 транспортных средства 840 хозяйствующих субъектов. Под контроль поставлены: транспорт для перевозки пассажиров, специальных опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, машины скорой медицинской помощи и сферы ЖКХ, служебный транспорт органов власти.

100% машин на территории региона используют электронный путевой лист – регистрируется более 400 тыс. путевых листов в год. Создан единый центр обслуживания органов власти субъекта, принимающий онлайн-заявки на транспорт. Сформированы реестр дорог Тюменской области, система учета дорожных знаков и планирования ремонта. Введен в эксплуатацию единый портал городского транспорта, где можно посмотреть любой маршрут в регионе, планируемое время прибытия на остановку, приобрести онлайн-билеты в мобильном приложении «Транспорт72». В 2018 г. реализован проект «Социальное такси» для инвалидов и маломобильных граждан, в результате чего скорость подачи транспорта для этих категорий жителей увеличилась в несколько раз. Запущен сервис «Реестр разрешений такси», в котором можно проверить лицензии водителя.

Органы власти получили единую систему учета и контроля, которая предоставляет информацию для систем быстрого реагирования в рамках решения «Безопасный город». В результате внедрения системы удалось на 12% сократить пробег служебного транспорта органов власти и на 23% снизить расходы на ГСМ.

Питер, Казань, далее везде

Северная столица представила на конкурс «Цифровые вершины» портал «Наш Санкт-Петербург» (gorod.gov.spb.ru), уже четыре года обеспечивающий взаимодействие населения и городских властей. Проект инициирован губернатором Санкт-Петербурга. Через портал жители сообщают городским службам о проблемах, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством и благоустройством, состоянием дорог и тротуаров, незаконными объектами строительства и торговли, нарушением земельного или миграционного законодательства. Горожане пишут об отсутствии справочной информации на информационных стендах, неудовлетворительном санитарном состоянии помещений в бюджетных учреждениях, несанкционированной рекламе или надписях на стенах домов и т.п. Также на портале они могут получить информацию об адресных городских программах и управляющих организациях. Все это способствует сглаживанию негативного отношения населения к жилищно-коммунальным службам города.

В столице Татарстана разработка муниципальной информационно-аналитической системы «Открытая Казань» началась восемь лет назад. По словам руководителя направления «Государственные проекты» группы компаний FIX Богдана Абабкова, основу системы составляют три модуля: управления заявками, управления многоквартирным домом и модуль интеграции, объединения всех информационных систем ЖКХ в одном окне. Платформа интегрирует точки обращения населения – системы приема жалоб в регионе, региональные колл-центры. В результате создается единый ситуационный центр, агрегирующий все управляющие компании, подрядчиков, ресурсоснабжающие организации и лицевые счета.

В систему «Открытая Казань» ежедневно поступают около тысячи заявок от жителей, в августе 2018 г. отпразднован юбилей – решено 2 млн проблем с момента запуска системы.

Анализ информации осуществляется в модуле «Управление МКД». Например, накапливаемые в системе данные используются для прогнозирования расходов на ремонт. «Открытая Казань» охватывает около 5 тыс. МКД (87% жилого фонда), почти 400 тыс. лицевых счетов, 41 управляющую компанию, 277 подрядных организаций. Внедрение позволило сократить время реагирования на аварийные заявки до 30 мин, в четыре раза сократить число просроченных заявок, довести число выполненных заявок до 99% и снизить время их выполнения в 3,5 раза.

Аналогичные решения используются в Чеченской Республике, Республике Коми и в Нижнем Новгороде.

Процессы цифровизации городов идут с разной скоростью и, как правило, начинаются с разрозненных информационных систем обеспечения комфортной жизни граждан и организаций. Но уже идут процессы интеграции систем, подключаются системы анализа больших данных, используются методы машинного обучения, все шире внедряются элементы интернета вещей. Российские города постепенно становятся все более «умными».

Прекрасное далеко

Уже существуют современные средства управления людьми на основе искусственного интеллекта. Пока они предназначены для корпоративного применения: показывают, кто с кем в компании дружит, а с кем враждует, по изменению коммуникативного профиля понимают намерение сотрудника уволиться раньше него самого, выявляют профессиональное выгорание специалистов. При этом, например, система Yva, разработка компании ABBYY и ее дочерней компании FINDO, основанная на технологиях ИИ, принципиально использует только информацию, принадлежащую компании: сообщения корпоративных мессенджеров, переписку по служебной почте, содержание корпоративных чатов и итоги анкетирования. Никакой личной информации с телефонов сотрудников и сообщений в соцсетях.

Но разные культуры по-разному относятся к теме приватности. А чем больше данных на входе, тем точнее результат. В азиатских культурах, где меньше озабочены тайной личной жизни, возможностей у ИИ еще больше. Лидером является Китай, где для борьбы с преступностью в целых провинциях анализируют интернет-трафик пользователей и ведутся работы по распознаванию с помощью видеокамер лиц всех граждан страны.

Россия тут пока отстает. Впрочем, реализация «закона Яровой», обязывающего операторов связи хранить все телефонные разговоры, текстовые сообщения, изображения, аудио-, видеозаписи и другие данные от 30 дней до полугода в зависимости от типа информации, может обеспечить ИИ необходимыми сведениями.

* * *
И тогда, выйдя из бара, даже не придется кричать «Домой!» – «разумный» город будет знать привычки пользователя, и такси уже будет ждать на улице в нужное время. «Прекрасное далеко» стремительно входит в нашу жизнь.
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!