Rambler's Top100
 
Статьи
Николай НОСОВ  04 июня 2019

Стартапы в России: дельфины и матросы

Модель бизнес-инкубатора стала интересной для компаний в регионах. Роль институтов развития начинают выполнять отвечающие за развитие инноваций корпоративные структуры.

Как выплыть в море бизнеса

«Хорошо известны случаи, когда дельфины спасали людей. Но эта легенда возникла на основе рассказов выживших моряков, которых толкали к берегу. Те, кого толкали в противоположном направлении, ничего рассказать уже не смогли», – начал выступление на конференции ITSF-2019 в Казани вице-президент по информационной безопасности компании «Ростелеком» Игорь Ляпунов. Он провел аналогию с российскими стартапами в области ИТ, но отказался комментировать, в какую сторону чаще толкает бросившихся в море бизнеса «моряков-стартаперов» государство.


Действительно, внимание дельфинов не всегда связано с попыткой спасти жизнь человеку. Иногда они просто играют с людьми, и эти игры зачастую заканчиваются печально. А иногда дельфины видят в пловце конкурента и выталкивают его носами в открытое море, не давая находиться в зоне рыбного косяка.

Стартапам выжить не просто, до берега добираются единицы. Да и помогать им нелегко. Банк не даст денег под интеллектуальную собственность. Государственным компаниям трудно будет объяснить прокуратуре выделение бюджетных средств на долгосрочные проекты без гарантий возврата. Прокуратура может трактовать такие инвестиции как банальное хищение средств.

С другой стороны, и государству, и бизнесу нужны новые технологии, новые идеи, которые дают стартапы. А стартаперы не могут работать на одном энтузиазме без денег. Надо платить сотрудникам зарплату, покупать технику, вкладывать деньги в маркетинг и поиски рынков сбыта. Риск неудачи и без того велик.

Государство пошло по пути создания институтов развития, таких как Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий («Сколково») или «Роснано». Что-то у этих институтов получилось, что-то нет. Функцию раздачи денег они выполнили, но с внедрением инноваций в реальное производство дела обстоят неважно. Времени на согласование выделения средств уходит много – стартапы могут умереть, так их и не дождавшись, да и идеи устаревают сейчас очень быстро.

За рубежом стартаперам помогают венчурные фонды. Пусть выживет один стартап из десяти, но он окупит вложения во все десять. На российском рынке венчурных фондов пока мало, хотя их число растет. По данным РВК (государственного фонда фондов и института развития венчурного рынка России), в 2018 году общее число активных фондов увеличилось и достигло 95 против 55 годом ранее. Лидером по числу проинвестированных проектов (100 в 2018 году) остается ФРИИ. Но существенную роль стал играть и бизнес.

Корпорации начали создавать структуры, отвечающие за инновации, в том числе акселераторы для стартапов. «Именно корпорации становятся институтами развития. Они являются драйверами инновационного процесса, беря на себя роль, которая изначально по указанию сверху была закреплена за институтами развития», – отметил министр информатизации и связи Республики Татарстан Роман Шайхутдинов.

Процесс идет с переменным успехом. Вкладывают деньги в стартапы через свои корпоративные фонды АФК «Система» (15 подтвержденных сделок в 2018 году), Сбербанк (9) и Mail.Ru Group (9). В этом году начал работать бизнес-акселератор нефтехимической компании СИБУР, о запуске двух акселераторов для поиска стартапов в металлургической отрасли объявила компания «Северсталь», об открытии третьего набора в акселератор MTS StartUp Hub сообщила МТС.

Взгляд из региона

Стартапами занимаются и регионы. В Татарстане уже восемь лет работает бизнес-инкубатор казанского «ИТ-Парка», партнерами которого выступают компания «ТаксНет» и банк «Ак Барс». В сентябре прошлого года свою корпоративную акселерационную программу запустила компания «ICL Системные технологии». По словам ее генерального директора Айдара Гузаирова, толчком к открытию стартап-инкубатора стала поездка делегации Татарстана в Индию, где накоплен большой положительный опыт создания технопарков и бизнес-инкубаторов.

«Инновации для нас -- это возможность предложить клиенту что-то новое и уникальное, -- пояснил Айдар Гузаиров, отметив, что, выходя на рынок стартапов, компания может обогащать свои бизнес-предложения чужими решениями и включать их в портфель своих продуктов. – Мы не вкладываем деньги. Мы интересны тем, что у нас есть рынок наших заказчиков и их доверие. У нас есть свои аналитики и своя экспертиза. Понимая специфику отрасли, мы можем более качественно отбирать стартапы, более точно позиционировать продукты». В дальнейшем это позволит расширить и спектр заказчиков, и канал продаж.
За девять месяцев работы стартап-инкубатора в «ICL Системные технологии» были рассмотрены предложения 65 команд, два проекта доведены до стадии развертывания пилота у заказчиков. Наиболее интересные решения были показаны на выставке-конференции ITSF-2019.

Стартапы предлагают

Риски стартапов в софтверной отрасли для «ICL Системные технологии» минимальны, так как минимальны инвестиции в необходимую для разработки инфраструктуру. Да и такие инвестиции могут быть сведены практически к нулю. Так, стартап Smart Metrix получил грант от Microsoft на разработку своего решения в облаке Azure. Теперь же решение для анализа поведения персонала и посетителей в торговых точках с помощью видеокамер и микрофонов на кассе может предоставляться на любой облачной платформе, поскольку в нем используются разработанные компанией программы, не зависящие от конкретного вендора.

Используя решение Smart Metrix, владельцы бизнеса контролируют отклонения от стандартов обслуживания покупателей и принимают меры к улучшению сервиса. Собираемое видео в зашифрованном виде хранится на территории России. Система уже внедрена в 25 торговых сетях страны.

«К маленькой компании, не завоевавшей авторитета, есть определенное недоверие. Когда гарантом выступает «ICL Системные технологии», получается взаимовыгодное сотрудничество. У нас есть технология, у них – навык продаж высокотехнологичной продукции», – пояснил выгоды сотрудничества руководитель проекта Ильнар Сафин.
Большой интерес вызвал стартап Briskly. Сама идея самообслуживания покупателей в магазине не нова. Но если в гипермаркетах «Глобус» для считывания штрих-кодов товаров используются специальные сканеры, получаемые на входе по карте лояльности, а сама оплата производится в дорогих специальных кассах-автоматах, то в решении Briskly покупатель сканирует товар своим смартфоном и оплату производит там же в приложении B Pay. Это позволяет значительно снизить издержки на развертывание системы и даже перейти к полностью автоматизированным торговым точкам без персонала – небольшим магазинам-контейнерам, которые можно размещать в спальных районах в шаговой доступности от покупателей. Да и обычный магазин можно перевести в автоматический режим на ночь, когда уходит кассир. В таком режиме уже работает магазин в Сколково.

Ключевой проблемой подобных решений является безопасность. При входе в магазин человек проходит процедуру идентификации. За посетителем через камеры наблюдения следит нейросеть, анализирующая его действия. Собирается максимум данных, чтобы в случае неоплаты товара списать средства напрямую с карты покупателя или через суд.


Решение развернуто в трех магазинах Москвы. Посетивший выставку президент Татарстана Рустам Минниханов поинтересовался, почему такой магазин-контейнер еще не стоит в Иннополисе, так что стоит ожидать внедрений и в Татарстане.

Еще одно представленное на выставке решение – программно-аппаратный комплекс «Нилар» – предназначен для безаварийного перемещения промышленных роботов-погрузчиков в цехах предприятий и по территории между ними. Высокоточная (5–10 см) радионавигация обеспечивается радиомаяками по периметру территории и программно-аппаратным решением для роботов, которое может использоваться и на погрузчиках, управляемых человеком.


* * *

Внедрение и масштабирование – сложные этапы в жизни стартапов. Западный подход с покупкой крупной компанией удачного проекта у венчурного фонда у нас в стране работает плохо. Частным инвесторам и частным стартапам приходится трудно. Особенно стартапам в области информационной безопасности – порог входа за счет сертификации и необходимости выполнять регуляторные требования очень высок. Но толкать тонущих «моряков» к берегу надо, в этом заинтересованы и государство, и бизнес. И если не прямыми инвестициями, то хотя бы на этапе продаж и тиражирования технологий по стране, а еще лучше – в мире. И здесь корпоративные стартап-акселераторы могут помочь. А пока, как отметил Игорь Ляпунов, не многие матросы достигают берега с помощью дельфинов.
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!