Rambler's Top100
Статьи
Александр БОЧКИН  17 ноября 2019

Как процессная аналитика помогает экономить уже сегодня

Сегодня история российского рынка process mining только начинается. Но опыт показывает, что интерес к отечественным разработкам есть, и пилотные проекты дают отличные результаты.

О том, что за технологией process mining будущее, начали говорить давно. Первые мысли на этот счет высказал профессор Виль ван дер Аалст, который занимается изучением возможностей и результатов использования PM почти 20 лет. В 2009 году к этой теме подключились десятки специалистов из сфер ИT и бизнес-аналитики, а в 2011-м был выпущен манифест для продвижения концепции process mining. Сейчас и в России говорят о несомненных плюсах использования технологии глубинного анализа бизнес-процессов, а исследовательская и консалтинговая компания Gartner несколько лет подряд проводит анализ рынка и делает прогнозы, основываясь на мнениях экспертов.

Риски метода «по старинке»

Традиционные подходы к обнаружению и моделированию процессов -- удовольствие дорогое и трудоемкое. Причина этого -- пробелы в знаниях о бизнесе и отсутствии объективных методов проверки. 

Выполнение стандартных рабочих процедур в компаниях часто подвергается риску из-за неформального поведения сотрудников внутри команды и несерьезного отношения к работе, которое незаметно управленцам. Кроме того, есть мнение, что фактические результаты автоматизации могут быть видны только после ее внедрения. Это приводит к экономическому подкреплению процедуры, основанному на оценочных данных. Без понимания процесса или операционного контекста автоматизация на уровне задач обеспечит лишь краткосрочный успех. Все эти риски свойственны не только зарубежным компаниям.

Эксперты уверены, что только знание о том, как протекают основные процессы, и их объективная автоматизация и роботизация являются ключом к цифровому преобразованию и повышению эффективности компаний. Точная и полная бизнес-модель поможет определить, где и как в организации создается ценность предприятия и как на нее влияют процессы высокого уровня. Это основа для снижения расходов, экономии и повышения долгосрочной стоимости бизнеса. 

Почему бизнес внедряет process mining

Специалисты Gartner на протяжении нескольких лет проводили опросы представителей тех компаний, которые внедрили PM и могли дать качественную оценку технологии, делая акцент на функционал. Эксперты собрали общие характеристики и определили возможности PM, которые востребованы в 2019 году:
  1. Автоматическое моделирование процессов с учетом исключений и частных случаев (экземпляров процесса), с полной оцифровкой действий сотрудников.
  2. Построение карт путешествий клиентов, их анализ и согласование с внутренними процессами.
  3. Расширение возможностей сбора данных.
  4. Анализ и проверка соответствия действующим регламентам. 
  5. Расширение существующих или априорных моделей процессов с использованием дополнительных данных.
  6. Возможность анализа ситуации в режиме реального времени, обеспечиваемая благодаря панелям мониторинга (дашбордам) с поддержкой ключевых индикаторов производительности (KPI), которые постоянно отслеживаются и помогают принимать решения.
  7. Расширение возможностей анализа благодаря контекстным данным.
  8. Внедрение и создание новых инструментов для ускорения и упрощения деятельности благодаря возможностям интеллектуального анализа.
  9. Поддержка взаимодействия различных процессов, поиск отклонений и узких мест.
Process mining может иметь много вариантов использования. Специалисты выделяют пять сценариев:

Улучшение процессов: помимо выявления неэффективности процесса, PM дает представление о том, какие операции необходимо улучшить, чтобы достичь целевых результатов бизнеса. 

Аудит и соответствие: большинство организаций имеют внутренние стандарты, инструкции, регламенты. На практике многие из регламентированных операций дополняются «теневыми». PM помогает проверить соответствие и исключить риски.

Поиск возможностей для автоматизации: инициативы по автоматизации процессов обеспечивают высокую эффективность, но сложно прогнозировать, за счет чего и как скоро окупится внедрение. PM помогает извлечь и проанализировать фактические операционные данные, контекст процессов и сделать более точное экономическое обоснование.

Поддержка цифровой трансформации путем привязки стратегии к операциям: если мы переместим область применения PM на операционный и организационный уровни, это будет шагом к тому, чтобы связать оперативную информацию с крупными стратегическими инициативами, такими как цифровое преобразование. Это новый сценарий использования, которому в последнее время уделяется большое внимание. Он обеспечивает наглядность моделей бизнес-операций, предоставляя информацию в реальном времени, и поддерживает поиск возможностей для улучшения. 

Оптимизация ИТ-операций: этот вариант использования не является непосредственной целью или результатом улучшения бизнес-процессов. Однако обнаружение, анализ и оптимизация ИТ-операций и процессов -- это новый вариант использования РМ, который может дать немало преимуществ. В этом случае результат автоматического анализа задействуют для совершенствования процессов разработки и тестирования, диагностики системных ошибок, при оценке юзабилити и скорости обслуживания клиентов. 

Следует оговориться, что в России чаще реализуют три первых сценария. Тому есть несколько причин. Одна из них заключается в том, что отечественным компаниям технология PM еще не до конца понятна, а внедрение стоит миллионы рублей. Эти вложения, безусловно, окупаются. Наш опыт показал, что только в одном процессе можно найти операцию, автоматизация которой экономит 75 млн руб. в год. 

Тенденция к улучшению ситуации есть, о внедрении технологии process mining за последние полтора года объявили Тele2, МТС, ВТБ. Есть спрос -- будут и предложения, и речь идет не только о зарубежных разработках.

Кто кого?

Аналитики Gartner заявили, что рынок систем process mining в 2018 году достиг отметки в $160 млн. Этот показатель будет выше по итогам 2019 года. Лидером эксперты называют систему Celonis (Германия), которая внедрена более чем в 30 странах мира и на основе которой уже реализовано более 2 тыс. проектов. В России это решение активно продвигается, равно как и система от разработчика Minit (Словакия). К слову, Minit планирует глобальную экспансию, для этого в 2019-м компания привлекла более 3 млн евро в виде венчурного финансирования. Еще один сильный игрок -- QPR (Финляндия). На недавней конференции в Хельсинки было заявлено, что объем рынка QPR в 2018 году составил $200 млн.

Сегодня инструментарий PM предлагают более 20 компаний из разных стран, российские разработки тоже есть. ALP Group (Москва) и ABBYY (Москва) купили американскую платформу по анализу бизнес-процессов. Пока, правда, нет готового продукта. «Инфомаксимум» (Саранск) уже имеет готовый продукт Proceset. В июле 2019-го решение зарегистрировано в реестре российского ПО, компания отчиталась о ряде успешно реализованных проектов.

Сейчас, конечно, силы на стороне зарубежных разработок, и ставки делать рано. Однако нельзя не учитывать, что российские решения будут лучше адаптированы к специфике отечественного бизнеса, что даст им преимущество и возможность занять более уверенные позиции на рынке process mining. Для развития ситуации по такому сценарию есть все предпосылки.

Родоначальник направления РМ профессор Виль ван дер Аалст говорит о том, что к 2025 году технологию будут чаще применять для составления прогнозов, а сам рынок вырастет более чем в 10 раз. Так это или нет -- покажет время. В свете активной работы по цифровизации в России тема внедрения process mining становится еще более актуальной. 

Александр Бочкин, генеральный директор, «Инфомаксимум»
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!