Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Роман КОНОВАЛОВ  04 декабря 2019

Цифровая энергетика = автоматизация + мобилизация

Мобильные решения, используемые для управления техобслуживанием и ремонтом инфраструктуры энергетических предприятий, позволяют достичь двух целей – снизить аварийность на энергосетях и оптимизировать затраты на содержание оборудования. 

«Мобильная» энергетика

Цифровая трансформация энергетической инфраструктуры – одно из приоритетных направлений развития отрасли. Курс на цифровизацию задан «майским» указом президента (Указ Президента РФ от 7.05.2018 № 204 п. 11) и национальным проектом «Цифровая экономика РФ».

Согласно ведомственному проекту «Цифровая энергетика», разработанному Минэнерго России, внедрение новых технологий к 2024 году должно снизить аварийность на объектах электроэнергетики на 20%, повысить уровень технического состояния производственных фондов на 5% и снизить продолжительность перерывов электроснабжения и средней частоты технологических нарушений на 5%.

Особенности электроэнергетики в России связаны с колоссальной протяженностью линий электропередач (ЛЭП), разнообразием способов генерирования электроэнергии и распределенностью ее источников по всей стране. За состоянием инфраструктуры следят выездные бригады специалистов. Именно эта деятельность формирует основные показатели безопасности, «подтянуть» которые требуют на государственном уровне. Оптимизировать процессы технического обслуживания и ремонта (ТОиР) объектов инфраструктуры невозможно без внедрения мобильных решений.

Проекты «мобилизации» выездных специалистов технически сложны и затратны. Однако грамотно реализованное решение позволяет в десятки раз сократить издержки и быстро повысить эффективность управления предприятием.

Как выбрать систему автоматизации?

Система автоматизации ТОиР состоит из серверной и мобильной частей. На мобильные устройства выездных специалистов, совершающих обходы, обслуживание и ремонт оборудования, устанавливается мобильное приложение. Оно синхронизируется с мастер-системой в режиме реального времени. Но стоит выбирать решения, которые при отсутствии сигнала связи в удаленных районах позволяют работать в офлайн-режиме, возобновляя передачу данных при появлении сети.

Важно, чтобы система регламентировала работу выездных специалистов согласно правилам охраны труда и нормативам, утвержденным в организации. Для этого специалисты компании-разработчика должны погрузиться в бизнес-процессы предприятия. Как правило, каждому сотруднику предприятия в системе присваивается роль, в соответствии с которой ему доступны те или иные действия. В зависимости от роли применяется система статусов, отражающих ход выполнения каждого процесса. Поэтому первый этап реализации подобного проекта – это глубокая бизнес-аналитика.

При разработке решений важно учитывать эргономику: интуитивно понятный интерфейс и максимально простой функционал позволят без проблем использовать приложение неквалифицированным пользователям. Программа должна «вести» сотрудника по умному сценарию выполнения наряда, контролируя его шаги.

И, пожалуй, самое важное: система должна быть максимально продумана в деталях. Например, такой простой шаг, как замена члена выездной бригады. Здесь важно обеспечить контроль прохождения инструктажа, возможность ввести временного работника не из утвержденного ранее списка, осуществить замену только на заданном этапе выполнения наряда и только сотрудника в роли «член бригады» (согласно Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок, при замене производителя работ необходимо выписывать новый наряд). И это только часть нюансов, которые важно учесть при выполнении, казалось бы, простого действия.

Снижение аварийности и оптимизация затрат

Согласно статистике Минэнерго, из года в год аварийность и травматизм на предприятиях отрасли снижаются. Это связано в первую очередь с внедрением новых технологий, в том числе автоматизацией основных процессов. 

До 95% аварийных ситуаций в энергетике происходит по вине человека. Автоматизация ТОиР позволяет свести к минимуму человеческий фактор. Безопасность обеспечивается за счет строгой регламентации всех процессов и контроля над выполняемыми сотрудниками операциями во всей цепочке. Например, мобильное приложение дает возможность своевременно предоставить персоналу необходимую техническую информацию на месте производства работ (схемы, нормативную документацию, методики, инструкции, историю предыдущих осмотров и ремонта). Это помогает сократить число технологических нарушений при выполнении работ.

Другая важная бизнес-цель – оптимизация затрат на обслуживание и ремонт оборудования. Мобильное решение позволяет повысить достоверность данных о техническом состоянии ЛЭП и оборудования подстанций, а значит, более эффективно планировать технические работы и закупку запчастей. Кроме этого, автоматизация снижает трудозатраты на анализ выявленных дефектов и формирование отчетной и первичной учетной документации. В итоге повышается эффективность использования рабочего времени исполнителей, что помогает оптимизировать численность мобильного персонала.

Серверная часть системы анализирует все полученные полевые данные и предоставляет руководителю отчеты в виде цифр и графиков. Это дает возможность прогнозировать деятельность компании с учетом максимально достоверной и оперативной информации.

Отрасль готова к новым технологиям

Процесс разработки и внедрения мобильного решения автоматизации ТОиР довольно длительный и может занять от нескольких месяцев до нескольких лет. Например, реализация такого проекта в ПАО «Кубаньэнерго» продолжалась четыре месяца.

Стоимость автоматизации ТОиР с применением мобильных технологий зависит от функционала системы и сложности процессов. Затраты можно оценить исходя из количества выездных сотрудников – примерно 30–80 тыс. рублей за одно мобильное «место» с учетом разработки, лицензий, инсталляции и сопровождения проекта. 

Затраты предприятия при внедрении грамотно разработанного решения могут снизиться в десятки, а то и сотни раз. В среднем окупаемость подобных проектов составляет от трех до семи лет.

Важный момент – в указе президента и нацпроекте «Цифровая экономика РФ» делается акцент на том, что цифровизация отраслей должна происходить преимущественно с применением отечественных технологий, не уступающих зарубежным.

Роман Коновалов, президент ГК «СиДиСи»
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!