Rambler's Top100
Статьи ИКС № 1 2020
Сергей ПОЛУХИН  03 февраля 2020

Альтернативный «Джокер»: как технологии видеоанализа могли бы спасти Артура Флека

Современные интеллектуальные электронные системы способны предотвратить как обычные недоразумения, так и крупные неприятности.

Новый фильм «Джокер», появившийся на экранах в октябре 2019 года и претендующий на девять «Оскаров», практически лишен спецэффектов и не похож на привычные супергеройские блокбастеры вселенной DC. У режиссера Тодда Филлипса получилась очень жизненная история, которая могла бы произойти в любом современном мегаполисе. В центре повествования – психически неуравновешенный одинокий комик-неудачник Артур Флек, который, сталкиваясь с равнодушием и жестокостью общества, постепенно сходит с ума. Неожиданно безумие Артура становится катализатором общественного взрыва, весьма болезненно прокатившегося по страдающему от социального расслоения Готэм-сити. Наблюдая за тем, как трагедия одного человека тянет за собой череду смертей и кровавых событий в масштабах целого города, невольно задаешься вопросом – можно ли было этого избежать?

Да, конечно, – скажем сразу, чтобы больше к этому не возвращаться, – Артура (и Готэм-сити) могла бы спасти дружеская поддержка или простое неравнодушие прохожих. Но в мегаполисах, где каждый сам за себя и «умные» технологии давно заменили человеческую помощь, трудно ожидать участия от незнакомых людей. А вот современные интеллектуальные электронные системы могли бы, пожалуй, повернуть сценарий «Джокера» в иное русло. Уж они-то участвуют в нашей жизни сегодня на каждом шагу. Итак, обсуждаем, как с их помощью могла измениться история Артура Флека.

Сцена 1. Подростки на улице отбирают у Артура плакат, с которым он работает, и избивают его в переулке, когда он пытается его вернуть. Именно с этого начинается ухудшение его психического состояния.


Альтернативная реальность: месяц назад в этом районе был запущен пилотный проект полицейского видеонаблюдения с «умной» обработкой видео. Камеры, проанализировав скорость и траектории передвижения людей, зафиксировали аномальную активность и отправили сигнал на пульт дежурного, который передал информацию патрульной машине. Та оказалась рядом, прибыв на место происшествия уже через три минуты, и избиения Артура не произошло – подростки испугались и убежали. Через месяц Артура приглашают в мэрию как живое подтверждение того, что система работает. Он получает внимание, в котором так нуждается.

Сцена 2. Коллега Рэндалл одалживает Артуру пистолет. Из-за него Артур теряет работу (пистолет выпадает из кармана во время представления в детской больнице) и из него же впоследствии убивает троих напавших на него в метро молодых людей, а потом – ведущего Мюррея Франклина.


Альтернативная реальность: владелец агентства развлечений, в котором работает Артур, контролирует подчиненных с помощью видеонаблюдения. Аналитический блок системы настроен таким образом, чтобы фиксировать время, проводимое актерами в гримерной, а также распознавать потенциально опасные объекты. Когда камеры фиксируют в кадре пистолет, владельцу на телефон приходит тревожное сообщение. Он врывается в гримерку комиков и со скандалом увольняет Рендалла. Артур, не успев выдать себя, сохраняет работу.

Сцена 3. Артур находит письмо матери Тому Уэйну, из которого узнает, что якобы он его внебрачный сын. Артур ищет встречи со своим «отцом», который обходится с ним очень жестко, и это еще сильнее дестабилизирует его состояние.


Альтернативная реальность: Пенни Флек пишет Тому по электронной почте, а на ее ноутбуке включена биометрическая идентификация – система распознавания по лицу. Поэтому попытки Артура получить доступ к почте матери ни к чему не приводят. Он остается в неведении относительно ее бредовых фантазий и не ищет встречи с Уэйном.

Сцена 4. Артур приходит в особняк Тома Уэйна, разговаривает с его сыном, нападает на дворецкого. Дворецкий сообщает, что отцовство Уэйна – неправда.


Альтернативная реальность: Том Уэйн, получив от матери Артура два десятка писем, понимает, что имеет дело с сумасшедшей женщиной, и, желая обезопасить себя и свою семью, дает начальнику службы охраны указание настроить аналитический блок системы видеонаблюдения особняка на распознавание лица Пенни, а заодно и Артура. Предосторожность оказывается нелишней: скоро камеры действительно «узнают» в лицо пришедшего к особняку Артура. Охрана вежливо просит его удалиться, разговора с дворецким на повышенных тонах не происходит.

Сцена 5. Артур крадет из архива больницы дело своей матери и узнает, что он – приемный сын и что в детстве он подвергался физическому насилию со стороны приемных родителей.


Альтернативная реальность: все архивы больницы оцифрованы; клерк находит дело в базе данных, но отказывается распечатать его для Артура без письменного согласия Пенни. Артур уходит ни с чем, страшная тайна остается тайной.

Сцена 6. Артур знакомится в лифте с соседкой Софи, она проводит с ним время, приходит на его выступление в клубе, поддерживает, когда его мать госпитализируют с инфарктом. Позже оказывается, что их общение – лишь плод воображения Артура.


Альтернативная реальность: Артур и Софи обмениваются телефонами, и у них завязывается общение в мессенджере. Артур понимает, что ему гораздо проще поддерживать контакт с помощью переписки: девушка не видит его странных приступов смеха и у него всегда есть время обдумать и сформулировать фразу. Он чувствует себя гораздо спокойнее и увереннее, общаясь онлайн. Софи, в свою очередь, находит Артура приятным собеседником. Они становятся друзьями.

Сцена 7. Артур узнает, что город сократил финансирование соцпрограмм и что он больше не сможет приходить на регулярные встречи социальным психологом, которая проявляла участие и контролировала его состояние, а также получать рецепты на психотропные препараты. Без таблеток нестабильное состояние Артура быстро ухудшается – он становится агрессивным.

Альтернативная реальность: город находит возможность сократить расходы в других областях, в частности, уменьшает количество полицейских машин, патрулирующих улицы ночью, – вместо них монтируют системы видеонаблюдения, которые распознают аномальную активность (драки, ограбления, кражи в магазинах, крики о помощи) и автоматически отправляют сигнал на пульт дежурного, а также включают сирену и звуковое предупреждение. Система оказывается эффективной: автоматическая сигнализация отпугивает большинство мелких преступников, а одна патрульная машина теперь справляется с работой, которую раньше выполняли пять экипажей. Высвободившиеся в городском бюджете средства перераспределяют так, чтобы социальные службы не потеряли финансирование. Артур продолжает получать препараты и сохраняет относительно стабильное психическое состояние.

Сцена 8. Ключевое событие фильма, когда Артур убивает в метро троих напавших на него богатых парней и убегает. Свидетели дают показания, что убийства совершил человек в гриме клоуна. Неосторожное телевысказывание Тома Уэйна о предполагаемом убийце провоцирует массовое недовольство жителей города. В Готэм-сити начинаются беспорядки.


Альтернативная реальность #1: сканирующая система на входе в метро распознает пистолет и поднимает тревогу. Артур пытается убежать, но аналитический блок системы видеонаблюдения, работающий в связке со сканером, фиксирует его лицо в гриме и передает эти данные по сети, отслеживая передвижение потенциального преступника. Полицейские задерживают Артура и изымают оружие. В ходе разбирательства выясняется, что Артур невменяем, и его отправляют на принудительное лечение. Он снова получает психотропы, а трое парней, Пенни Флек и Мюррей Франклин остаются живы.

Альтернативная реальность #2: камеры слежения, установленные в вагонах метро, фиксируют действия трех богатых хулиганов и идентифицируют их как опасные (чрезмерно резкие и активные в сравнении с обычным поведением пассажиров метро). Машинист получает тревожный сигнал, вызывает полицейских на ближайшую станцию и объявляет об этом по громкой связи. Поняв, что их засекли, нападающие бросают Артура и убегают в другой вагон. Артур же, испугавшись камер и полиции, не стреляет им вслед, а прячет пистолет под сиденье. Когда поезд приезжает на станцию, полицейские забирают Артура и передают медикам. В госпитале ему оказывают помощь и назначают консультацию психиатра. Резонансное убийство не состоялось и не повлекло за собой социального взрыва.

И в кино, и в жизни

В истории Джокера много поворотных точек, и современные технологии, по всей вероятности, могли бы повлиять на каждую из них. Правда, в этом случае зрители остались бы без захватывающего фильма, кинокритики – без хвалебных рецензий, а блистательный Хоакин Феникс – без впечатляющей роли, которая, вполне возможно, еще принесет ему «Оскара». А вот в реальной жизни пользоваться возможностями «умных» электронных систем можно и нужно: жизнь не кино, а электроника способна предотвратить как недоразумения, так и крупные неприятности. Тем более что все описанные возможности – и куда бо́льшие – в современном мире уже давно не фантазия сценариста.

Сергей Полухин, руководитель направления видеоаналитики для безопасности предприятий и городов, TRASSIR
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!