Rambler's Top100
Статьи
Николай НОСОВ  17 февраля 2020

Коронавирус, облака и проблемы использования новых технологий

Недостаточный ассортимент предлагаемых сервисов ограничивает использование облачных технологий в бизнесе. Но и бесконтрольное обращение к облачным ресурсам может нанести вред, сводя на нет экономию от перехода на аутсорсинг.

«В связи с распространением эпидемии коронавируса…», – неожиданное объявление в поезде «Иволга» МЦД прозвучало как сообщение Совинформбюро о начале войны. Диктор подробно описал симптомы заболевания, мало чем отличающиеся от симптомов обычной ОРВИ. Потом предложил сообщать о зараженных по громкой связи машинисту поезда.

В вагоне повисла тишина. Подозрительно шмыгнул носом стоящий рядом мужчина. Не вызывала доверия постоянно прикладывающая к термосу с горячим питьем девушка с покрасневшими припухшими глазами. Впрочем, на кнопку вызова машиниста никто не нажал, так что по прибытии нас не встречали санитары в костюмах химзащиты. Никто не отправил пассажиров вагона, как контактировавших с потенциально зараженными, на карантин.

Смартфон сообщил о резком скачке инфицированных в Китае и отмене из-за коронавируса Всемирного мобильного конгресса в Барселоне. Но на конференции CNews «Облака для бизнеса: будущее за новыми сервисами» это не отразилось. Да и сами облачные технологии стали еще привлекательнее на фоне возможных проблем с поставками ИТ-оборудования из-за эпидемии в Поднебесной.

Облачный рынок

Российский облачный рынок на подъеме. По прогнозам iKS-Consulting, он будет расти с ежегодным темпом 23%, при этом ожидается, что отдельные сегменты будут расти на 30–31% в год.

Главное, что дают облака бизнесу, – скорость развертывания инфраструктуры. Не надо, как отметил директор управления по развитию партнерских продаж SberCloud Георгий Банчиков, вести переговоры с вендором, согласовывать спецификации, ждать поставок из-за рубежа, сроки которых могут затянуться из-за китайского Нового года или начавшейся эпидемии. В облаке бизнес получает инфраструктуру сразу. Ну, или почти сразу – все зависит от бюрократических процедур в организации и длительности согласований со службами информационной безопасности.

Кроме того, облака – это по-прежнему модно. Акции лучше размещаются на IPO, если упоминается про связь компании с облачными технологиями. Цифровая трансформация – это перестройка бизнес-процессов, во многом опирающаяся на облачные сервисы, которые обеспечивают гибкость инфраструктуры для быстро меняющихся требований бизнеса.

«Путь в облака для крупного бизнеса неизбежен», – уверен Георгий Банчиков. В проведенном SberCloud исследовании 36% российских компаний крупного бизнеса сочли, что полностью готовы к использованию облачных технологий, в целом готовы еще 41%.

Облака представляют интерес и для малого бизнеса. Полностью готовы к использованию облаков 19% и в целом – 23% опрошенных представителей небольших предприятий. Если ориентироваться на западную статистику, то в этом сегменте потенциал для роста есть. По данным Сбербанка, средний срок жизни компаний SMB в России составляет три года. Им проще арендовать инфраструктуру в облаке, чем инвестировать в непрофильный бизнес, закупать технику и нанимать специалистов по ИТ.

Взгляд со стороны бизнеса

Зарабатывают уникальные бизнес-процессы, а не облака, – подчеркнул CIO банка «АК Барс» Тимур Колёскин. Бизнес не интересуют тонкости используемых технологий. Бизнесу нужна быстрота изменений, которая во многом зависит от скорости изменения инфраструктуры. Бизнес фокусируется на данных и методах их обработки, а поддержку инфраструктуры лучше отдать на аутсорсинг. Также важен платформенный подход, когда можно выбирать из уже развернутых шаблонов и сервисов, а не изобретать велосипед заново.

Однако преимущества облаков убивает излишняя бюрократизация. Вместе с тем и пускать на самотек пользование облачными сервисами нельзя. Увеличение расходов вследствие бесконтрольного обращения к облачным ресурсам сведет на нет экономию от перехода на аутсорсинг, особенно на крупных предприятиях с большим числом пользователей, эксплуатируемых облачных сервисов и работающих виртуальных машин. Нужны автоматизированные системы, которые позволяют крупному бизнесу жестко контролировать расходы на облака и обеспечивать облачную безопасность, даже на уровне разработки. Можно предлагать разработчикам создавать виртуальные машины из образов, соответствующих стандартам предприятия и требованиям служб информационной безопасности.

Недостаточно перенести в облако существующую on-premise инфраструктуру. Бизнесу нужно не облако само по себе, а перестройка бизнес-процессов. В этом облачные провайдеры помогают мало. Крупному бизнесу приходится самостоятельно разрабатывать платформы для цифровой трансформации. Такие как, например, «Платформа динамической инфраструктуры», о которой рассказал начальник управления решений ЦОД X5 Retail Group Дмитрий Готовченков.

Основные принципы построения платформы: использование только стандартных решений; отсутствие ручных операций; мультисервисная архитектура, когда каждый узел системы может быть легко заменен на новые без остановки бизнес-процессов; доступность всех сервисов по API.

Для того чтобы платформа принесла максимум выгоды, приложения и инфраструктура должны быть ориентированы на использование в облаках (cloud native). Сервисы требуются разные: от авторизации до автоматической выписки сертификатов.

X5 Retail Group уже два года пытается работать с облачными провайдерами, но «бизнес-кейсы не сходятся». «Сервисов публичных облаков недостаточно для сквозной автоматизации», – считает Дмитрий Готовченков.

Многое зависит от конкретного бизнеса. Международная компания по производству женской косметики Mary Kay поставила стратегическую задачу: к 2021 году полностью отказаться от использования ЦОДов по модели colocation и перейти в облако. Причем российский сегмент перевести в российское облако, чтобы выполнять требования законодательства о защите персональных данных. Сообщение менеджера Mary Kay по технологической инфраструктуре Анатолия Седова о том, что компания сейчас выбирает локальных облачных провайдеров, вызвало оживление в зале.

Еще одна особенность бизнеса – публичные компании любят высокие капитальные затраты, они повышают их стоимость. Облака переводят CAPEX в ОРЕХ, это привлекательно для SMB, но не всегда интересно крупным игрокам рынка.

Впрочем, как показывает опыт зарубежных компаний, такое перераспределение затрат не является существенным препятствием для применения облачных технологий. Российский рынок с некоторой задержкой повторяет траекторию развития западных рынков, где использование облачных сервисов почти сравнялось с эксплуатацией инфраструктуры on-premise. Так что в недалеком будущем придется обосновывать не необходимость использования облачных технологий, а необходимость собственной инфраструктуры.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!