Rambler's Top100
Статьи
Николай НОСОВ  16 апреля 2020

Карантин – непрекращающаяся черная пятница

В условиях пандемии нагрузка на облака стремительно растет. На 80% увеличилось число посетителей портала iksmedia.ru. Дата-центры продолжают работу, подстраиваясь под карантинные требования властей.

Приказано выжить

Пандемия оказывает влияние на российские дата-центры, которые несмотря на сложные эпидемиологические условия не прекращают работы. «Сейчас важно понимать, что без непрерывной работы онлайн-платформ и ИТ-сервисов, услуг связи и интернета последствия для экономики будут необратимыми», – подчеркивает управляющий директор IXcellerate Константин Борман.

Дата-центры делают все возможное, чтобы обеспечить непрерывность работы в условиях эпидемии. Значительно ограничен доступ людей для снижения вероятности занесения инфекции. Так, компания IXcellerate отменила все постоянные пропуска, посещение ее ЦОДов возможно только на основании поданной минимум за 24 ч заявки, включающей подробное объяснение важности работ для обеспечения непрерывной работы дата-центра. Распаковка и разгрузка оборудования может осуществляться максимум двумя сотрудниками в защитных костюмах, закрывающих лицо, руки и тело работников, время работы в костюмах не должно превышать 4 ч. Все встречи сотрудников IXcellerate с клиентами, поставщиками, подрядчиками и партнерами проводятся в режиме онлайн.

Обычной практикой в дата-центрах стал медосмотр посетителей на входе, регулярная обработка и дезинфекция помещений, работа с соблюдением требуемой социальной дистанции и в средствах индивидуальной защиты.

Персонал разбивается на автономные неконтактирующие друг с другом смены. Резервирование людей осуществляется по схеме 2N + 1 – две автономные не контактирующие друг с другом смены и команда специалистов на удаленной работе, из которой будут выбирать замену выбывшим из-за болезни работникам основных групп. 

В идеале надо максимально изолировать работников смен, в соответствии с рекомендациями  Uptime Institute разместить их максимально близко к дата-центру, чтобы избежать риска заражения при поездке на работу. Если не получается – постараться снизить риски, как, например, ЦОД DataSpace, организовавший доставку сотрудников дежурных смен по маршруту дом – работа – дом без использования общественного транспорта.

С учетом рекомендаций Uptime Institute разрабатываются планы обеспечения полной работоспособности дата-центров на случай дальнейшего негативного развития ситуации.

Жизнь онлайн

Срочно принимаемые меры по обеспечению непрерывности работы центров обработки данных происходят на фоне стремительного роста спроса на онлайн-услуги. По оценкам ряда западных экспертов, нагрузка на дата-центры из-за пандемии увеличилась на 50–100%. 

На Западе 80–90% компаний пользуются услугами облачных провайдеров и коммерческих дата-центров. Российские компании отстают от западных во внедрении цифровых решений в бизнес-процессы и использовании облаков. Многие до сих пор держат информационные системы на серверах, размещенных в офисе. В малом бизнесе таких более половины. Чрезвычайная ситуация заставляет задуматься и российские предприятия об изменении отношения к облачным технологиям.

Отказ от капитальных вложений и оптимизация затрат – типичные шаги бизнеса в кризисных условиях. Компании сокращают закупки серверного и сетевого оборудования и больше вкладывают в облачную ИТ-инфраструктуру. Это толкает рынок вверх. «Особенность нынешнего кризиса в том, что карантинные меры сильнее всего бьют по офлайн-бизнесу. Многие компании спешат перестроить процессы, продукты и коммуникации с акцентом на онлайн», – отмечает генеральный директор Selectel Олег Любимов. Облачные решения помогают максимально быстро и без лишних затрат адаптироваться к новым реалиям, поэтому интерес к ним растет. Например, компания зафиксировала взрывной рост таких сервисов, как корпоративный мессенджер Selectel Chat и платформа виртуализации рабочих мест Selectel VDI. Облачная выручка Selectel в первом квартале текущего года выросла почти на 50% относительно того же периода в 2019-м.

Многие сервисы для удаленной работы находятся в зарубежных дата-центрах, так что рост нагрузки на российские облака из-за перевода сотрудников на работу из дома не так заметен. Но он есть. По оценке регионального менеджера Zextras в России Екатерины Триандафилиди, число пользователей решения для корпоративной коммуникации и совместной работы с документами Zextras в условиях удаленной работы выросло на 15%.

Люди стали делать больше заказов в интернет-магазинах и смотреть видео через интернет. Сервис-провайдер M1Cloud компании Stack Group зафиксировал  увеличение запросов на облачные ресурсы на 15% в сфере медицины и фармацевтики, на 15% – в логистике, на 10% в электронной торговле, на 10% в ИТ-услугах, на 5% в сегменте обучающих платформ.

На 80% за время карантина по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось число посетителей портала iksmedia.ru. Среди пользующихся наибольшим интересом тем – решения по обеспечению удобной и безопасной работы бизнеса в условиях пандемии.

В несколько раз выросла нагрузка на игровые сервисы – по данным  компании GFN.RU, за первую неделю самоизоляции число ежедневно играющих с помощью стримингового сервиса пользователей увеличилось почти втрое. 

В марте увеличение спроса на облачные услуги на 10% зафиксировала компания Mail.ru Group. Российский сервис по управлению бизнесом «Битрикс24» отметил рост обращений на 100% по миру и на 50% в России. «Для онлайн-ритейлеров карантин – непрекращающаяся черная пятница с возросшим во много раз трафиком на сайтах и в мобильных приложениях. Поэтому одни компании задумываются о миграции в облако, а другие расширяют мощности имеющейся облачной инфраструктуры», – отмечает директор по развитию бизнеса Mail.ru Cloud Solutions Леонид Аникин.

Облачные технологии позволяют гибко реагировать на увеличение спроса. В конце прошлого года компания реализовала проект по переносу в облако Mail.ru мобильного приложения «Бургер Кинг», построенного на микросервисной архитектуре. В период пандемии ежедневное количество заказов, обрабатываемых через приложение, выросло относительно средних показателей в три раза, при этом приложение автоматически масштабировалось без единого сбоя благодаря возможностям облачной инфраструктуры.  

Миграция в облака обеспечивает дополнительные возможности даже компаниям, работа которых приостановлена, – сократив использование ресурсов, они минимизируют затраты на инфраструктуру. «Текущая ситуация демонстрирует бизнесу, что роль ИТ-решений в вопросе устойчивости значительней, чем казалась раньше, и это со временем приведет к перераспределению инвестиций на рынке», – считает Леонид Аникин.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!