Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 1 2020
Татьяна ТОЛМАЧЕВА  20 апреля 2020

Как стимулировать инвестиции в цифровую инфраструктуру?

Строительство инфраструктуры для цифровой экономики требует масштабных проектов с длительными сроками окупаемости и высокой капиталоемкостью. Привлекательность таких проектов для инвесторов невелика, и нужны специальные меры, чтобы ее повысить.

Создание цифровой инфраструктуры – одна из ключевых стратегических задач развития Российской Федерации до 2024 г. На расширение сетей связи, системы российских центров обработки данных, внедрение цифровых платформ работы с данными нацелен Федеральный проект «Информационная инфраструктура» Национальной программы «Цифровая экономика РФ». Важным участником и заказчиком инфраструктурных проектов является государство, однако их основной движущей силой остается частный сектор. 

Для строительства информационной инфраструктуры в РФ необходимы колоссальные средства. Например, дорожная карта «Технологии беспроводной связи» предусматривает, что в развитие сетей 4G и 5G будет вложено 122 млрд руб. А для того чтобы к 2024 г. достичь запланированной 5%-ной доли на глобальном рынке ЦОДов, потребуются инвестиции не менее 150 млрд руб. Очевидно, что этот объем должны обеспечить частные инвесторы. Как стимулировать частный бизнес вкладывать средства в создание цифровой инфраструктуры?

Один из ключевых показателей инвестиционного проекта, определяющих его привлекательность, – срок окупаемости. Как правило, частные инвесторы идут в проекты, горизонт возврата инвестиций которых составляет 3–5 лет. Вложения в инфраструктуру – это долгосрочные инвестиции, окупающиеся за 7 лет и более. Например, показатель возврата инвестиций на рынке коммерческих дата-центров лежит в диапазоне 8–12 лет. Такие длительные сроки окупаемости предопределяют низкую инвестиционную привлекательность российского рынка КЦОДов. Эффективность вложений очень низка и в проектах обеспечения покрытия мобильной связью удаленных транспортных магистралей или создания объектов связи в отдаленных местностях.

Меры государственного стимулирования инвестиционной активности особенно актуальны при решении задач сокращения цифрового неравенства и подключения к интернету социально значимых объектов, об окупаемости вложений в которые вообще говорить не приходится. Например, дорожной картой проекта «Информационная инфраструктура» в 2020 г. предполагается подключить более 39,5 тыс. СЗО (фельдшерско-акушерские пункты, образовательные организации, органы местного самоуправления, избирательные участки, пожарные части, органы Росгвардии и пр.). 

Стимулирование инвестиционной активности в ЦОДостроении требуется в первую очередь в регионах, где инфраструктура коммерческих дата-центров развита слабо. По оценкам iKS-Consulting, на КЦОДы в регионах (исключая Москву, Московскую область и Санкт-Петербург) сегодня приходится чуть больше 16% всех стойко-мест. 

От простого к сложному: потребности инвесторов и возможности государства

С позиции инвесторов принцип стимулирования инвестиционной активности в сфере инфраструктурных проектов достаточно прост. Для ее усиления нужны меры, направленные на уменьшение сроков окупаемости проектов до более комфортных для инвесторов и на минимизацию рисков невозврата капвложений. Если за счет дополнительных мер поддержки сроки окупаемости цифровых инфраструктурных проектов сократятся до 5–7 лет, то можно ожидать значительного увеличения частных инвестиций в информационную инфраструктуру. 

С точки зрения государства вопрос о мерах господдержки достаточно сложный. Во-пер­вых, государственные ресурсы ограничены (особенно это касается финансов), а значит, есть конкуренция за эти ресурсы между секторами экономики. Во-вторых, всегда существует конфликт между краткосрочными и долгосрочными приоритетами экономической политики. Какой приоритет останется в фокусе – это уже вопрос в том числе политической конъюнктуры. А значит, наличие политического веса у отраслевого ведомства будет играть большую роль. 

Очевидно, что приоритеты должны отдаваться мерам, которые могут обеспечить эффективность вложений в крупные инфраструктурные проекты и которые способны изменить структуру экономики. Один из инструментов принятия и обоснования решений о мерах поддержки – оценка влияния капитальных вложений и объемов производства в рамках одного из секторов экономики на народное хозяйство в целом.

Меры государственной поддержки должны давать мультипликативные эффекты, в частности:
  • рост производства в секторе;
  • дополнительные эффекты за счет межотраслевых связей (рост производства в смежных отраслях);
  • увеличение выпуска продукции, сопровождающееся ростом доходов (зарплаты, налоги, прибыль, которые трансформируются в рост потребления/спроса со стороны населения, бизнеса и государства). 
Меры государственной поддержки инвестиционной активности могут носить фискальный, финансовый и административный характер. При этом различные комбинации фискальных и финансовых мер по-разному влияют на изменение сроков окупаемости инвестиционных проектов (примеры таких вариантов для строительства коммерческих дата-центров приведены в таблице). 

Возможные меры господдержки инвестиционной активности и их влияние на сроки окупаемости проектов коммерческих ЦОДов

Как видно, наибольшее влияние на сокращение сроков возврата инвестиций в строительство коммерческих дата-центров оказывают субсидии, льготное кредитование, налоговые каникулы по НДС. Неслучайно эти меры господдержки наиболее востребованы со стороны инвесторов в информационную инфраструктуру. Но одновременно решения по этим мерам принимаются достаточно сложно. 

Меры поддержки-2020

Утвержденные дорожные карты на 2020 г. дают представление о мерах экономического стимулирования, принятых Правительством РФ. 

Раздел «Меры поддержки» дорожной карты проекта «Информационная инфраструктура» содержит четыре группы мер государственной поддержки:
  1. Предоставление льготного финансирования для переоборудования и модернизации производства компаниям, продукция которых имеет статус телекоммуникационного и кабельного оборудования российского происхождения (ТОРП).
  2. Снятие административных барьеров в целях повышения экспортного потенциала услуг обработки и хранения данных и облачных сервисов.
  3. Обеспечение доступа операторов связи к инфраструктуре многоквартирных домов, изменение порядка оплаты за использование радиочастотного спектра.
  4. Финансовая поддержка проектов малых предприятий, занимающихся разработкой и внедрением цифровых платформ.
Уже утверждены правила предоставления субсидий из федерального бюджета на проекты преобразования приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения отечественных продуктов на базе сквозных технологий (Постановление Правительства РФ № 1598 от 05.12.2019). Идет отбор технологических проектов для господдержки.

Инвестиции в цифровую инфраструктуру с целью подключения социально значимых объектов будут обеспечиваться из Резерва универсального обслуживания. 

Будет ли эффект?

О мерах господдержки развития цифровой инфраструктуры говорится много, но список согласованных и утвержденных мер пока очень скромен.

Наиболее заметны меры, нацеленные на решение задач импортозамещения. Например, льготное кредитование и снижение таможенных пошлин на компоненты, не производимые на территории РФ, смогут получить только компании, продукция которых имеет статус ТОРП. На гранты могут рассчитывать малые предприятия, которые разрабатывают и внедряют цифровые платформы и технологии для них, направленные на развитие информационной инфраструктуры. Все контракты на создание инфраструктуры включают требования по исполь­зованию отечественной продукции.

Предполагается, что эти меры будут опосредованно стимулировать развитие рынка для оте­чественного оборудования связи 5G и инженерной инфраструктуры для центров обработки и хранения данных.

Стоит отметить, что на текущий момент индустрия ЦОДостроения не входит в число 22 приоритетных отраслей, включенных в программу импортозамещения. Вместе с тем ожидается, что в перспективе часть наработок данной программы будет задействована для решения задач рынка ЦОДов. Но эффект будет иметь отложенный характер. Экономическая политика, нацеленная на импортозамещение, важна для развития российской экономики в целом. В проектах же строительства ЦОДов как инженерных объектов основными выгодоприобретателями являются зарубежные производители оборудования, а мультипликативные эффекты для отечественной экономики незначительны. Так, капитальные затраты на строительство ЦОДа в пересчете на одно стойко-место составляют в среднем $30–50 тыс., и из них почти 50% приходится на инженерные системы – чаще всего импортного производства.

Законотворческая деятельность, доработка регулирующих документов под требования развития цифровой экономики также играет важную роль для выполнения федеральных проектов строительства информационной инфраструктуры. Она позволяет снимать риски инвестиционных проектов, снижать административные барьеры, в некоторых случаях – сокращать сроки окупаемости проектов. 

Но, как показал 2019 г., даже согласование законодательных мер государственной поддержки – процесс долгий и болезненный. Основная проблема, по нашему мнению, заключается в характере межведомственного взаимодействия и конфликте ведомственных интересов. Например, при выделении радиочастотного спектра для систем связи 5G Министерство обороны заняло особую позицию. Схожий по остроте вопрос – взаимодействие энергетиков и операторов связи, операторов дата-центров. Энергетики до сих пор не рассматривают провайдеров информационной инфраструктуры как крупных потребителей электроэнергии, часто игнорируют их интересы. Так, не получило согласования и было исключено из мер поддержки на 2020 г. упрощение процедуры выхода на оптовый рынок электроэнергии телекоммуникационным компаниям для целей взаимодействия с субъектами оптового рынка электроэнергии. Зато инициатива Минэнерго ввести плату за неиспользуемый резерв энергомощности может дать прямо противоположный эффект – увеличит срок окупаемости проектов строительства коммерческих ЦОДов.

Можно ожидать, что дорожные карты, утвержденные на 2020 г., будут реализованы, а согласованные меры поддержки начнут работать. Но я полагаю, не стоит рассчитывать, что эти меры окажут значительное влияние на рынок информационной инфраструктуры, даже в долгосрочной перспективе. 

«Совершить настоящий прорыв в цифровизации реального сектора» – к чему призвал, выступая в Госдуме, премьер-министр – с такими мерами, скорее всего, не удастся. А смена правительства на какое-то время заморозит все дискуссии по поводу согласования и принятия других мер господдержки развития информационной инфраструктуры. 

Татьяна Толмачева, партнер, iKS-Consulting
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!