Rambler's Top100
Статьи ИКС № 3 2020
Александра ЗАЛМАНОВА  19 мая 2020

5 типичных ошибок при импортозамещении

Переход к использованию импортозамещающих продуктов в российском госсекторе – процесс небыстрый и не всегда простой. Мы выделили пять типичных ошибок, которые помешают вам выполнить требования регуляторов и заставят проделать двойную работу.

Переход на продукты, не включенные в реестр отечественного ПО

Часто в попытке сэкономить государственные организации внедряют программное обеспечение, не включенное в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных. При этом ряд приказов, изданных Минкомсвязью России, прямо указывает на недопустимость таких приобретений. 

Многие компании стремятся осуществить переход с популярных импортных офисных программ – редакторов таблиц, текстов, презентаций – на продукт, относящийся к свободному программному обеспечению (СПО). Таким образом они надеются достичь нужных показателей импортозамещения и сэкономить средства. Конечно, бесплатность – важное преимущество СПО. Однако оно не будет учтено при подсчете показателей импортозамещения, поскольку не включено в реестр. Работу придется начинать заново. Представьте, сотрудники уже научились пользоваться установленным СПО, продукт интегрирован с развернутыми в организации ИС, оформлен ряд внутренних нормативных документов, регламентирующих эксплуатацию данного решения. И вся эта трудоемкая работа окажется напрасной. 

Бывает, что виновник ошибки не сам заказчик, а разработчик, продукт которого внедряется. Нередки случаи, когда вендоры обещают заказчику, что их продукты в ближайшее время попадут в реестр отечественного ПО. Но, как показывает практика, этот процесс может быть длительным. Особенно важно обратить внимание на эту деталь, если поставщик софта определяется в рамках тендера. В этом случае продукт должен входить в реестр уже на момент проведения тендерных процедур. Если же вы покупаете ПО без тендерной процедуры, оно вам подходит и разработчик уверяет, что продукт вот-вот появится в списке рекомендуемых, проверьте статус заявки на сайте реестра. 

Ожидание конца срока действующих лицензий

Многие руководители уверены, что наличие действующих лицензий на оборудованные рабочие места освобождает от перехода на отечественное ПО. Они считают, что замена должна быть плановой и осуществляться только после окончания срока действия старой лицензии. Эта ошибка связана с психологической неготовностью руководителей оперативно принимать нужные решения. На самом деле законодательство РФ обязывает перейти на отечественный софт все федеральные, региональные, муниципальные органы и подведомственные им организации вне зависимости от наличия ранее закупленных лицензий.

Заказчикам следует учитывать, что переход на новое ПО – процесс небыстрый, включающий несколько стадий, каждая из которых требует отдельного согласования. Чем раньше он будет запущен, тем более плавным и постепенным будет переход, и организация последовательно выполнит свои показатели импортозамещения.

Откладывание на потом

«У нас еще куча времени, успеем» или «мы все равно уже опоздали, так зачем спешить» – это ошибки одного ряда. Как правило, подобные заблуждения связаны с субъективными оценками сроков внедрения нового ПО руководителями организаций и их окружением. Есть примеры, когда президенту России приходилось лично указывать руководству некоторых крупных компаний на недостаточные темпы внедрения отечественных технологий. Опыт Softline показывает, что конструктивный диалог с анализом существующих в учреждении процессов и составление четкого графика перехода на российское ПО снимает все возражения. Помните, что скорость изменений зависит от скорости принятия решений. Откладывая на потом, вы значительно усложняете процесс перехода, так как теряете драгоценное время.

Кроме того, переход на новый софт сопряжен с бОльшим объемом работ и некоторыми рисками. Возрастает роль и загруженность директоров по информационным технологиям. От их компетенций и уверенности в собственных силах зависит, насколько быстро и безболезненно будет реализован проект импортозамещения. Игнорирование сложностей – это не выход из ситуации. 

Несвоевременное обучение персонала

Отмечу, что в российских нормативных документах, регламентирующих процесс импортозамещения, говорится не о приобретении, а о преимущественном использовании отечественных решений. Главное не купить, а пользоваться! На этом этапе нередко возникает новая проблема, связанная с неумением персонала работать на отечественном ПО. Иногда эта проблема усугубляется уверенностью некоторых руководителей в принципиальной необучаемости своих подчиненных. Они ссылаются на возраст основного контингента сотрудников и т.п. Другие руководители считают, что сотрудники освоят новые продукты во время работы самостоятельно.

Получается странная ситуация: отечественное решение внедряется, а работать с ним никто не умеет. При этом значительно повышается порог сложности, что серьезно сказывается на тестировании – первом этапе перехода, который требует привлечения как технических специалистов организации, так и пользователей. Часто они не читают приложенные инструкции и ищут в новом ПО алгоритмы, к которым привыкли, работая со старыми системами. Это сильно затрудняет им процесс адаптации к отечественному софту. И виноват в этом не персонал, а руководство, которое не уделило должного внимания обучению своих работников.

Важно провести обучение до внедрения новых продуктов хотя бы на уровне представителей ИТ-департамента, которые потом покажут остальным, как работать с новым ПО. 

Заблуждения относительно применимости российских продуктов

Пятая распространенная ошибка – убежденность в несовместимости отечественного ПО с продуктами безопасности или другим ПО, используемым в организации. Некоторые руководители утверждают, что в российских решениях им не хватает функционала. В большинстве случаев это заблуждение или отговорка. Здесь нужно смотреть на необходимый и достаточный функционал. Часто избыточные возможности, которые есть в зарубежных аналогах, большинству сотрудников не нужны. Для обычных пользователей важно, чтобы стабильно работали те приложения, к которым он обращается ежедневно.

Проблемы совместимости российского ПО с другими отечественными продуктами действительно имели место на заре перехода к импортонезависимости. К настоящему времени ситуация изменилась, и вендоры активно работают над совместимостью своих решений с популярными решениями других разработчиков. 

В вопросах безопасности отечественного софта сегодня также достигнут большой прогресс. Российские операционные системы Astra Linux, «Альт», РЕД ОС совместимы с отечественными средствами криптографической защиты – «КриптоПро» и программным комплексом VipNet, что подтверждено сертификатами. Специальные требования к уровню защиты информации часто прописаны в условиях проведения тендеров на поставку ИТ-продуктов для госорганизаций. Широкий спектр продуктов, с которыми работают госорганы, предполагает, что вопросы безопасности всегда находятся в приоритете. И заниматься ими должны именно отечественные специалисты. 

Говорят, что ошибок не совершает тот, кто ничего не делает, но когда речь идет о таком непростом процессе, как выбор ПО для бесперебойного функционирования организации, лучше минимизировать возможность их возникновения. Сделать это можно, вовремя обратившись к компетентным ИТ-компаниям, специалисты которых имеют достаточную экспертизу во внедрении российского софта. Так вы сможете сэкономить время, нервы и средства организации и своевременно выполнить требования законодательства.

Александра Залманова, эксперт по развитию продаж отечественного ПО в ПФО и УФО, ГК Softline
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!