Rambler's Top100
Статьи
09 июня 2020

Мир после пандемии: взгляд через призму ERP

Пандемия показала необходимость большей независимости от импорта и ускоренного развития собственного производства, что должно увеличить востребованность ERP-систем, убеждена Светлана Гацакова, директор департамента корпоративных информационных систем ALP Group.

– С какими трудностями столкнулась ваша компания в период пандемии и вынужденной самоизоляции?

– С введения серьезных карантинных мер в России прошло уже два месяца, и сегодня мы уже можем достаточно взвешенно оценить влияние, какое эти меры оказали на различные типы предприятий. Я полагаю, что можно выделить как минимум три категории компаний в зависимости от их возможностей адаптироваться к новой реальности. Первая – это организации, которые без фатальных для себя последствий способны организовать свою работу в удаленном режиме. К ней относятся многие ИТ-фирмы, в том числе наша компания. Вторая группа – это компании, которые имеют серьезную офлайн-составляющую, но тем не менее могут трансформировать свою работу и перевести как минимум часть своих бизнес-процессов в онлайн или в удаленный формат. К этой группе можно отнести, например, розничную торговлю, адаптирующую свои логистические цепочки к выполнению онлайн заказов. Наконец, в третью группу входят предприятия, деятельность которых сильно привязана к производственной инфраструктуре (промышленные предприятия) или непосредственному взаимодействию с клиентами и покупателями (сфера обслуживания, медицинские учреждения и многие другие). Каждая из этих категорий предприятий выстраивает собственную стратегию выживания и адаптации и, как следствие, предъявляет свои требования к ERP-системам как к одному из ключевых инструментов такой стратегии.

Надо сказать, что масштабная цифровизация начались далеко не сегодня, однако, пожалуй, именно коронавирус показал, насколько она важна. Если еще недавно значительное число организаций, включая достаточно крупные, воспринимали цифровую трансформацию как важную задачу, но в ряду других, не менее актуальных, то сейчас ее приоритет кардинально повысился. Полагаю, что те, кто давно и всерьез занимался внедрением новых информационных технологий, сейчас находятся в более благоприятном положении, к какой бы из перечисленных выше категорий они ни относились. К счастью, наша компания всегда делала ставку на собственную автоматизацию и уже давно создала и внедрила целый ряд инструментов для управления проектами и удаленного взаимодействия – как между членами проектных команд, так и с заказчиками. Отмечу, что эти инструменты используют и многие наши клиенты, поэтому перевод сотрудников на «удаленку» для нас прошел вполне гладко. 

– С какими основными трудностями столкнулись ваши клиенты?

– При проведении вынужденно ускоренной трансформации всегда возникает ряд сложностей и новых задач, многие из которых имеют организационно-управленческую природу, но эффективно решать их можно только с помощью информационных технологий в их широком понимании. Это касается и построения новой системы коммуникаций и контроля. 

Многие из наших заказчиков относятся как раз к тем отраслям, которые продолжают работать, – это стратегические предприятия с непрерывным производством, сильно привязанные к своей производственной базе (например, нефтегазовый сектор). Мы давно с ними сотрудничаем и хорошо знаем основные болевые точки таких предприятий, а также способы, которыми можно успешно решать проблемы управления, особенно в больших, территориально распределенных организациях. По сути, то, что мы наблюдаем сейчас, является хорошей проверкой на прочность созданных ранее систем: если все было сделано эффективно, были правильно установлены приоритеты и ключевые показатели, то все продолжает надежно работать и сейчас. При этом именно сегодня могут возникать проблемы и чисто «айтишного» характера. Например, у одного из наших клиентов мы столкнулись со сбоями в работе серверов из-за существенно возросшей по сравнению с плановым уровнем нагрузки. 

В свою очередь, для нас одной из серьезных проблем является необходимость внедрения новых механизмов мотивации сотрудников в условиях, когда непосредственные личные контакты, общение в коллективе стало практически невозможным. В любой работе, и ИТ не исключение, связи, живое неформальное общение между людьми (как среди коллег, так и с заказчиками и партнерами) очень важны. Видимо, поиск новых адекватных методов и форм деловых социальных связей – это та задача, которую всем только предстоит решать. 

– Какие уроки вы извлекли из своего опыта и опыта клиентов?

– Наверное, главный урок заключается в том, что автоматизация требует определенной систематичности и не следует «метаться» под влиянием обстоятельств, кардинально меняя планы внедрения. Хотя определенная корректировка может потребоваться. Вероятнее всего, сегодняшние риски будут сохраняться длительное время, однако начавшаяся еще раньше волна цифровизации уже охватила значительную долю предприятий. И даже если сейчас основное требование – обеспечить удаленную работу, то базовые, стратегические цели остаются неизменными. 

– Каким будет мир после пандемии, если смотреть через призму ERP-систем?

– Я во многом согласна с теми аналитиками, которые полагают, что пандемия должна привести к значительным структурным изменениям в экономике. Одним из ее позитивных последствий может стать ускоренное развитие отечественной промышленности: когда нарушаются международные производственные и логистические связи, необходимо максимально снижать зависимость от импорта. 

Поднятие своего производства означает, среди прочего, еще большую востребованность ERP-систем. Что изменится в самих технологиях ERP? Функционал современных систем вполне достаточен для обеспечения устойчивой работы предприятия в любых условиях. Вместе с тем вендоры уже сейчас отмечают, что многие заказчики начали внедрять функционал для удаленной работы, который органически связан с ERP: системы штрихкодирования, облачное хранение, электронный документооборот (в том числе юридически значимый), чат-боты и системы машинного обучения. В целом все это является продолжением тренда, связанного с четвертой промышленной революцией, пусть и в изменившихся условиях, поэтому современные ERP-платформы к этому уже давно и полностью готовы.
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!