Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 3 2020
Константин БОРМАН  01 сентября 2020

ЦОД – это всегда большие инвестиции

Как получить финансирование на строительство и расширение ЦОДов? Какие инвестиции наиболее привлекательны? На что уходят деньги?

Строительство и расширение дата-центров – это капиталоемкие проекты, которые требуют больших инвестиций. Согласно данным Gartner, в прошлом году на инфраструктуру дата-центров в мире было потрачено $205 млрд. Российский рынок развивается намного быстрее мирового: по оценке iKS-Consulting, он растет на 30% в год, выручка российских провайдеров услуг ЦОДов в 2018 г. составила 28,5 млрд руб. ($458 млн). 

Если бизнес новый и строительство планируется с нуля, у компании нет клиентов и уже действующего ЦОДа, то единственный способ привлечения денег – это прямые инвестиции (private equity). Со временем, когда бизнес приобретет определенный размах, возможна смешанная модель финансирования с привлечением кредитов (debt financing), которые компания может использовать для пополнения оборотного капитала или для будущих капиталовложений в развитие инфраструктуры.

Возможности финансирования и стоимость денег сильно различаются от региона к региону, например, между Россией и Европой разница колоссальная. На развитых финансовых рынках с устоявшимся бизнесом дата-центров можно получать кредиты под развитие бизнеса на достаточно гибких условиях. После достижения определенного уровня доходов и EBITDA (полученная прибыль до вычета процентов, налога на прибыль и амортизации активов) объем займа может рассчитываться исходя из величины EBITDA, умноженной на определенный коэффициент (мультипликатор), который может варьироваться от 3,5 до 4,5. 

В России в большинстве случаев применяется другая схема финансирования кредитов. Получение займов идет через банки, которые почти всегда требуют залога, чаще всего в виде недвижимости и акций компании. Причем в зависимости от банка размер залога (обременения) может во много раз, даже десятикратно, превышать объем займа. Банки требуют таких гарантий, чтобы обезопасить себя от неплатежей и банкротств. Вероятно, практика кредитования в России и возможности более гибкого финансирования перспективных отраслей, какой является индустрия ЦОДов, – это один из тех вопросов, который необходимо адресовать правительству при обсуждении мер поддержки развития экономики, чтобы способствовать изменению законодательства и появлению более гибких моделей финансирования по аналогии с европейскими. Это в значительной степени ускорило бы развитие и потенциально снизило стоимость капитала, особенно для среднего бизнеса и стартапов, – не только компаний, которые занимаются инфраструктурным бизнесом, но и, например, разработчиков ПО. В настоящий момент из-за определенных льгот (в частности, НДС), под которые подпадают зарубежные программные продукты, отечественные разработчики не всегда могут успешно конкурировать с ними.

По законам рыночной экономики операторы ЦОДов должны концентрироваться на развитии бизнеса и генерации выручки. Оптимальным вариантом для многих является привлечение инвестиций под гарантии будущих доходов и подписанные контракты с клиентами. Сегодня существует явный разрыв между спросом на рынке капитала и предложением банков, которые в связи с обязательством внести залог навязывают заемщикам кабальные условия с ограниченными перспективами дальнейшего наращивания объемов финансирования.

В Европе, если у заемщика, оператора ЦОДа, уже есть клиенты, инвестиции обычно можно получить в комбинации: 40% – по модели private equity и 60% – debt financing. Как правило, кредиты берутся на срок от трех до пяти лет, иногда на более длительный срок, что позволяет развивать бизнес и получать дополнительное финансирование по мере его роста. Также стоимость капитала сильно различается в разных регионах. В России доступные на рынке капитала ставки финансирования для среднего бизнеса составляют 8–10% годовых, а для мезонин-финансирования ставка может возрасти до 20% и более. Для сравнения: в Европе ставки финансирования могут быть в два-три раза ниже. 

Так как строительство ЦОДов требует больших капитальных вложений, операторы должны тщательно планировать возведение новых объектов для оптимизации инвестиций и снижения рисков. Львиная доля затрат – до 90% – приходится на инфраструктуру ЦОДов, включая энергообеспечение, закупку и установку инженерного оборудования. Остальные средства идут на аренду или покупку земли, а также покупку или строительство здания.

Если оператор собирается эксплуатировать ЦОД по модели retail colocation (сдача в аренду от одной стойки), то маржинальность такого бизнеса выше и можно ожидать, что внутренняя норма рентабельности составит 20–25%. Если планируется масштабное строительство под конкретного клиента (от 2 МВт и более на одного заказчика), то объемы бизнеса могут быть выше, но это будет оптовый проект с эффектом масштаба, снижающим прибыль.

Константин Борман, управляющий директор в России, IXcellerate
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!