Rambler's Top100
Статьи ИКС № 4 2020
Олег КОВЕРЗНЕВ  09 сентября 2020

PaaS: обратного хода не будет

Краткосрочные эффекты пандемии закончились, но компании уже ощутили, что сервисы PaaS дают им возможность строить свои бизнес-системы на надежном фундаменте. Востребованность облачных платформ растет, и тенденция продолжится вне зависимости от ограничительных мер.

Цифровизация и пандемия

На фоне перехода на удаленную работу из-за пандемии COVID-19 остальные события на рынке облачных услуг немного померкли. Весна выдалась очень насыщенной – те отрасли, которые стали фактическими бенефициарами ситуации (доставка, e-commerce, игры и развлечения, образование), показали существенный рост. Кто-то, наоборот, снижал потребление сервисов, консервируя некоторые проекты и оптимизируя затраты. Поскольку среди наших клиентов почти отсутствует прослойка микробизнеса, а клиентская база хорошо дифференцирована по компаниям среднего и крупного бизнеса всех отраслей, для нас ситуация была, скорее, благоприятной. Сегмент рынка, к которому относятся наши клиенты, был готов к краткосрочным трудностям и продемонстрировал нацеленность на долговременной рост. Наши затраты остались практически прежними: конечно, пришлось увеличить количество платных лицензий Zoom, чтобы все сотрудники могли полноценно организовывать удаленные встречи, но в то же время мы существенно сэкономили на командировках. До пандемии мы ставили себе задачу расти почти на порядок быстрее среднерыночных показателей и темпов своих не уронили.

Вместе с тем на российском рынке стал заметен переход многих компаний к построению собственных цифровых отраслевых платформ и продуктов на базе внешних платформ. Сегодня во многих компаниях руководство осознало, что если они не будут менять бизнес-модель – создавать новые продукты, каналы привлечения клиентов, искать какие-либо бизнес-коллаборации, то их или «подвинут» на рынке, или просто «съедят». В регионах, конечно, процесс идет немного медленнее, в первую очередь из-за ограниченного пула специалистов, способных интегрировать облачные технологии в рабочие процессы компании. Положительную динамику можно отметить в сегменте компаний-разработчиков из регионов, и, на удивление, в государственных организациях, где, с одной стороны, есть бюджетные ограничения, а с другой – появились региональные метрики цифровизации и ускоренное внедрение прикладных сервисов на базе облачной платформы становится реальной альтернативой классическому подходу. Так что «цифровую продуктизацию» бизнеса и уход от негибких готовых решений в пользу создания собственных (в том числе на базе open source) можно назвать тенденцией, которую мы явно увидели именно в 2020 году. 

Краткосрочные эффекты пандемии уже закончились, но многие решения, которые приняты в компаниях, отмене не подлежат. COVID-19 ускорил запуск некоторых проектов и изменил паттерн потребления и людей, и компаний. Например, в Татарстане на базе трех медучреждений внедрили систему помощи для врачей. С технологической точки зрения это система распознавания снимков КТ, которая запущена по модели SaaS у нас в облаке вместе с партнером RadLogics. Благодаря решению время описания снимка врачом сократилось в шесть раз. Этот сервис будет масштабироваться, так как доказал свою полезность в сложное время. Другой пример – доставка продуктов. Один из наших клиентов – компания «СберМаркет» – последние полгода демонстрирует рост, и, я уверен, эта тенденция продолжится уже вне зависимости от ограничительных мер, поскольку процесс запущен. 

Облачная платформа как фундамент

PaaS – это больше, чем услуга, это набор интегрированных между собой сервисов, которые являются не просто «ресурсом по запросу», а инструментом, дающим компаниям возможность создавать собственные продукты и сервисы на надежном фундаменте. И этот инструмент постоянно развивается. Одно из самых перспективных направлений развития – бессерверные (serverless) вычисления. Это не сопутствующая услуга, а новая модель потребления ресурсов в облаке. Фактически это платформа в платформе, которая имеет целый ряд преимуществ:
  • она берет на себя всю работу по обеспечению надежности и отказоустойчивости. Для небольших компаний это хорошее подспорье, так как квалифицированные специалисты, которые умеют это делать, стоят дорого;
  • предоставляет интеграцию с большим количеством сервисов облака. Это прямое снижение расходов на разработку – вместо того чтобы изучать, как работать с теми или иными сервисами, и писать довольно шаблонный код, можно сфокусироваться на разработке бизнес-логики и уменьшить за счет этого время вывода продукта на рынок;
  • обеспечивает автомасштабирование «из коробки». Система разработана так, что заботиться об этом вообще не надо, – она сама подстраивается под профиль нагрузки;
  • позволяет прогнозировать стоимость обработки данных с высокой точностью и линейной масштабируемостью в зависимости от их объема, в отличие от обработки с помощью Hadoop или собственных решений на основе виртуальных машин; 
  • использует модель оплаты pay as you go – оплачивается только реальное потребление ресурсов, а не резерв мощностей. В случае колебаний объема трафика (как сезонных, так и суточных) экономия может быть существенной, поскольку гранулярность масштабирования и оплаты куда меньше, чем у традиционных решений с виртуальными машинами, а скорость, с которой система реагирует на изменение нагрузки, куда выше (секунды против единиц минут).
Мы видим востребованность облачной платформы. Уже сейчас на сервисы PaaS приходится почти половина нашей выручки, и доля может еще вырасти. Думаю, что дополнительный рост возможен как раз за счет увеличивающейся популярности serverless-сервисов. Кроме того, хочется выделить растущую востребованность надежных и функциональных управляемых сервисов Managed Databases и Managed Kubernetes. Это одни из самых быстро развивающихся сервисов. Также можно отметить популярность сервисов по распознаванию и синтезу речи, особенно в сценариях роботизации колл-центров.

Олег Коверзнев, операционный директор, «Яндекс.Облако»
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!