Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Сергей ЗИНКЕВИЧ  22 сентября 2020

Как будет меняться российский облачный рынок вслед за зарубежным

В перспективе трех-пяти лет драйвером российского облачного рынка станут современные ресурсоемкие технологии, вырастет популярность гибридных и мультиоблачных сред, а также платформенных сервисов.

Опережаем или все же отстаем?

Технологическое отставание России от стран Запада (а с недавних пор и от Китая) – расхожий тезис. Считается, что наша страна по степени проникновения технологий запаздывает примерно на три-пять лет. Не всегда это очевидно с бытовой точки зрения, так как за последние 7–10 лет уровень информатизации и автоматизации поднялся на небывалую высоту. Иногда даже кажется, что по качеству клиентских сервисов мы впереди планеты всей. Классический пример: российские системы онлайн-банкинга со встроенными инструментами анализа расходов, lifestile-помощниками и другими полезными функциями неоднократно признавались лучшими в мире.

Однако, по мнению аналитиков, такие «островки лидерства», скорее, исключение из правил. И по части цифровизации (особенно в промышленном сегменте и госсекторе), и по степени развития сетей, и по объему потребления облачных услуг Россия – в числе догоняющих. Например, агентство J’son Partners Consulting утверждает, что проникновение фундаментальной для облачного рынка группы сервисов – IaaS – остается на уровне 2% всех хозяйствующих субъектов. Эксперты считают, что одна из причин может заключаться в скептическом отношении к облакам некоторой категории бизнес-пользователей.

С таким утверждением можно отчасти согласиться. Когда мы запускали облако в 2009 году, были опасения, что новую услугу поймут не все клиенты. Поначалу интерес к ней был скорее теоретическим. ИТ-директора крупных компаний хотели протестировать то, о чем на Западе говорили уже несколько лет. Постепенно круг заинтересованных лиц ширился: заказчики перестали рассматривать облако просто как базовую инфраструктуру для некритичных сервисов. Среди них появились технически подкованные игроки. Своими запросами они заставляли провайдеров работать над качеством и разнообразием облачных сервисов, гибкостью и адаптивностью инфраструктуры. Так, в свое время мы полностью переписали систему биллинга, чтобы один из ключевых клиентов – портал бронирования туристических продуктов Туту.ру – смог вести учет расходов на облачные услуги в разрезе каждой своей команды и каждого проекта. Глядя назад, можем сказать, что облачный рынок за эти 11 лет стал более профессиональным и зрелым, хотя, безусловно, есть еще, к чему стремиться. Например, к большему разнообразию облачных сервисов, популярности управляемых услуг и в целом более широкому использованию облаков, какое мы видим сейчас на Западе.

Как будет меняться в перспективе российский облачный рынок?

Можно попробовать спроецировать ключевые тренды, зародившиеся недавно на глобальном облачном рынке, на российский сегмент и представить, как он будет выглядеть в 2025 году.

Развитие смежных технологий станет драйвером для облачного рынка. Все хайповые решения – от Big Data до искусственного интеллекта и машинного обучения – идут рука об руку с облачными решениями, так как для работы первых нужен большой объем вычислительных ресурсов. Проще и дешевле взять его в аренду у провайдера, чем приобретать дорогостоящее оборудование. И по мере роста популярности этих технологий закономерно вырастет спрос на облачные мощности. Но еще более серьезное влияние на рынок облаков может оказать развитие сетей, в том числе программно определяемых и 5G. Благодаря этому доступ к инфраструктуре провайдеров упростится, и им сможет пользоваться более широкий круг компаний.

Консолидация облачного рынка. В конце 2000-х на Западе произошел настоящий бум облачных сервисов. На рынок практически одновременно вышли несколько крупных провайдеров. За счет серьезных инвестиций в инфраструктуру они смогли занять лидирующее положение, вытеснив небольшие компании. В результате к 2018 году, по данным Garnter, на пять поставщиков приходилось 77% всего мирового рынка облаков. По прогнозу, к 2023 году из-за растущей конкуренции количество облачных провайдеров во всех странах уменьшится в двое. Нечто подобное происходит сейчас и в России с оговоркой, что на всю страну работают не более 15 поставщиков услуг для enterprise-сегмента. Таким образом, российский рынок, как и западный, движется в сторону консолидации и большей специализации.

Популярность гибридных и мультиоблачных сред. В 2019 году на Западе, по данным уже упомянутой Gartner, более 80% опрошенных ею компаний работали одновременно минимум с двумя облачными провайдерами. Как считают аналитики, к 2021 году 91% компаний предпочтут гибридную (частно-публичную) форму получения ресурсов всем прочим. На лицо один из ключевых трендов, который набирает обороты и в России, – постепенно стирается граница между разными моделями потребления мощностей. По мере роста популярности таких гетерогенных сред начнут активно развиваться специальные инструменты для сквозного управления и мониторинга.

Платформа как сервис войдет в топ запросов. В направлении упрощения эксплуатации движется весь облачный рынок, и самый яркий пример – развитие PaaS, платформ как сервис. Это преднастроенные или автоматические активируемые решения для разработчиков типа Kubernetes или AWS Lambda. Последняя была представлена на рынке, к слову, еще в 2014 году. Как и другие технологии, растущие с нуля, PaaS демонстрирует опережающий рост.

Появление кастомизированных SaaS-приложений. Вслед за коробочными решениями наступает эпоха индивидуально подобранных облачных приложений. Ведь главный недостаток SaaS-решений – их стандартизированность. Для массового рынка это не проблема, но корпоративным пользователям такие системы часто не подходят. Им нужны индивидуально подобранные и спроектированные с учетом специфики бизнеса продукты. Однако с появлением доступа к API на уровне сервисов ситуация может круто поменяться: клиенты смогут дорабатывать приложения самостоятельно, интегрируя их в уже сложившуюся инфраструктуру без традиционных для этого процесса «плясок с бубном».

Сергей Зинкевич, директор по развитию сервисов, «КРОК Облачные сервисы»
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!