Rambler's Top100
 
Статьи
Илья ХАЛА   09 октября 2020

ЦОДы в регионах: в поисках лучших партнеров

Исследование, проведенное по методике «тайный покупатель», выявило низкий уровень развития рынка colocation/cloud в регионах России. Дефицит услуг и квалифицированных специалистов сдерживает рост цифровой инфраструктуры страны. Москва готова помочь.

В рамках реализации программы запуска региональных ЦОДов по франшизе, чтобы яснее понимать ситуацию в конкретных городах и выбирать лучших партнеров, мы заказали агентству iKS-Consulting соответствующее исследование. Хочу поделить некоторыми его результатами и выводами.

Целью исследования являлся анализ потенциальных участников партнерской программы в пяти городах РФ: Казани, Екатеринбурге, Владивостоке, Краснодаре и Новосибирске.

Города

Почему были выбраны именно эти города? Мы исходили из данных предыдущего исследования, в ходе которого агентство iKS-Consulting провело для нас оценку целесообразности инвестиций в строительство ЦОДов в регионах, взяв в качестве критериев сетевую доступность, деловую активность, открытость и уровень конкуренции. Первые места в рейтинге заняли Московская, Свердловская и Новосибирская области, Татарстан оказался четвертым, Краснодарский край – шестым.

Правда, Владивосток не вошел даже в топ-20. Надо сказать, что Дальний Восток не слишком развит с точки зрения ИКТ-инфраструктуры. Но на развитие этого региона государство направляет сейчас большие ресурсы. Стратегически регион очень важен, поскольку без наличия там современного ЦОДа сложно обеспечить качественное предоставление сервисов на востоке страны. И тут мы подходим ко второму существенному критерию выбора названных выше городов – более или менее равномерному покрытию услугами всей территории России.

Например, если у нас есть ЦОД в Краснодаре, то на базе него можно предоставлять качественные услуги заказчикам в Ростове-на-Дону, Воронеже, Сочи и в других городах Юга страны. А вот клиентов во Владивостоке из такого ЦОДа обслуживать будет затруднительно. Зато из ЦОДа во Владивостоке можно охватить Хабаровск и другие пункты Дальнего Востока. На первом этапе реализации нашей региональной программы важно максимально равномерно распределить площадки, обеспечивая покрытие большей части территории страны. К слову, один пилотный ЦОД за Уралом – в Омске – уже запущен в эксплуатацию. Еще один – на подходе.

Партнеры

Какие категории компаний проанализированы в ходе исследования? Прежде всего, девелоперы, операторы связи, хостинг-провайдеры и облачные провайдеры. Причем в исследовании не рассматривались компании, имеющие связи с крупными федеральными операторами, такими как «Ростелеком», «Мегафон», МТС, «Билайн». У федеральных компаний есть собственные программы регионального развития, в том числе по ЦОДам, а мы ищем партнеров для программы 3data. К слову, предусмотренные франшизой инструменты, процессы и набор услуг позволят реализованным в рамках нашей программы региональным ЦОДам на равных конкурировать с проектами федеральных игроков.

Если сравнивать разные категории потенциальных партнеров, то наиболее перспективными для реализации проектов ЦОДов мы считаем девелоперов. С ними и работаем больше всего. ЦОД – это капиталоемкий бизнес. Поэтому партнер должен быть готов инвестировать средства со сроком окупаемости до 10 лет. ИТ-компании в своих проектах привыкли к более коротким срокам окупаемости – два-три года. Да, они хорошо разбираются в облаках и системах связи, но опасаются вкладывать средства на долгий срок, да и не имеют соответствующего опыта.

Для недвижимости 10 лет – стандартный срок окупаемости. Более того, ЦОД как объект цифровой недвижимости вполне привлекателен, поскольку его срок окупаемости (менее 10 лет) ниже, чем у многих других объектов коммерческой, производственной, торговой недвижимости (обычно более 10 лет). Кроме того, нельзя сказать, что девелоперы ничего не понимают в ИТ. У них огромный объем проектной документации, многие давно занимаются BIM-моделированием зданий, системами видеонаблюдения на стройках, все данные хранят «в цифре», часто в облаках. Да и нарастить ИТ-компетенцию девелопера легче, чем убедить ИТ-компании инвестировать «в долгую». В целом технические вопросы зачастую решить проще, чем финансовые.

Экспертиза

Если говорить о региональных компаниях, предоставляющих ИКТ-услуги, то здесь ситуация в изученных городах схожая. Есть безусловный лидер – как правило, традиционный телеком-оператор: в Казани – «Таттелеком», в Екатеринбурге – «УГМК-Телеком», в Новосибирске – «Сибирские сети», в Краснодаре – «Квантум». И есть «все остальные», которые занимают существенно меньшие доли рынка. Разве что во Владивостоке ситуация отличается: там два ведущих провайдера («Владлинк» и «Порттелеком»).

Но главный вывод – слабое развитие рынка услуг коммерческих ЦОДов и облачных сервисов в регионах. Вот как аналитики iKS-Consulting описывают ситуацию, например, в Татарстане. «На территории Казани и близлежащих городов (Елабуга, Набережные Челны, Нижнекамск и т.д.) осуществляют деятельность 14 компаний, предоставляющих телекоммуникационные, облачные услуги и услуги хостинга… Но 10 из них, по результатам опроса «тайный покупатель», в предоставлении услуг colocation/cloud оказались не заинтересованы».

При проведении исследования в региональные компании, предоставляющие услуги colocation/cloud, аналитики iKS-Consulting направляли запрос о получении подобных услуг по методике «тайный покупатель». Вот выводы о ситуации в Казани:

·       «три из четырех компаний не готовы предложить подобные услуги по причине отсутствия места для размещения (малая площадь ЦОДа), одна компания предложила размещение в Екатеринбурге вместо Казани;

·       в среднем ответ на запросы составляет 10 рабочих дней;

·       компетентность сотрудников низкая: возникают трудности с нахождением лиц, отвечающих за подобные услуги».

Схожая ситуация и в других городах. Понятно, что региональный рынок услуг colocation/cloud находится в зачаточном состоянии. Грустный вывод с точки зрения развития цифровой инфраструктуры страны. Но для нас – во многом положительный. Наша программа франшизы несет готовые знания, решения, набор услуг, SLA. Франчайзи с нашей поддержкой смогут компетентно и профессионально отвечать на запросы заказчиков, удовлетворив их потребность в услугах colocation/cloud. Надеюсь, что помимо коммерческого успеха партнеров, инициатива 3data поможет решить и национальную задачу построения современной цифровой инфраструктуры России.

Илья Хала, генеральный директор, 3data

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!