Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
05 марта 2008

Региональная информатизация: по дороге к e-Government

Пожалуй, со времени октябрьского «ИнфоКома» ИТ- и телеком-общественность не собиралась для большого разговора о том, как идет рождение электронных регионов в России. Итоги этого многолетнего процесса были с пристрастием оценены и подытожены на февральской Международной конференции «Современные технологии государственного управления e-Government».

Региональная информатизация: по дороге к e-GovernmentРезолюция конференции, в которой приняли участие 150 представителей из 50 регионов России, ряда ведущих консультационных компаний, некоммерческих организаций, выходят за рамки привычных конференционных констатаций и дают пишу для анализа.

Участники конференции констатируют следующее состояние нормативного обеспечения региональной информатизации и ее организации:

1. В рамках работ по региональной информатизации, направляемых Мининформсвязи России, были созданы Совет Региональной Информатизации, возглавляемый Министром информационных технологий и связи России, и Совет главных конструкторов информатизации регионов РФ во главе с Руководителем Росинформтехнологии. В результате формально была сформирована вертикаль координации работ в сфере региональной информатизации, поскольку в каждом регионе существует министерство, комитет или отдел администрации, отвечающий за его информатизацию, представители которого, зачастую одни и теже, и входят в указанные выше Советы.

2. К сожалению, судя по информации на сайте http://www.inforegion.ru/ru/info/informatisation/board_meeting/ на 22 февраля 2008 г., Совет Региональной Информатизации собрался только один раз в момент образования в 2006 г. Совет главных конструкторов информатизации регионов РФ сфокусировал свою деятельность на создании отдельных информационных систем (система социальных карт, доверенная телекоммуникационная инфраструктура, Государственный информационный центр и др.). Таким образом, конференция, организуемая раз в год компанией Инфор-медиа при поддержке спонсоров из коммерческого сектора, является единственной  «горизонтальной площадкой», на которой представители регионов обсуждают в целом ход информатизации регионов, ее нормативное, методическое, финансовое и ИКТ-технологическое типовое обеспечение, существующие стимулы и  барьеры. При этом отсутствует самоорганизация и консолидация усилий регионов в этой области.

3. Почти все разработанные в рамках ФЦП «Электронная Россия» по заказу Мининформсвязи, Росинфортехнологии и Минэкономразвития методики и стандарты по архитектуре электронного правительства, сети связи федеральных и региональных органов исполнительной власти, типовым региональным информационным системам "положены под сукно", т.е. не получили официального статуса, согласования с регионами, развития и постоянного сопровождения. Причем, если Минэкономразвития с 2002 г. распространяет результаты выполненных НИР по этим вопросам (размещая их на своем сайте) и можно свободно получить как минимум неофициальные копии соответствующих отчетов, то Мининформсвязи и Росинформтехнологии на шестом году ФЦП «Электронная Россия» не используют этот опыт и не распространяют разработанные рекомендации и методические материалы через свои сайты.

4. В 2007 году Мининформсвязи через Росинформтехнологии начало работы по созданию типовых информационных региональных систем, однако эти работы, как указано выше в п. 3 настоящей Резолюции, не имеют развитого методического обеспечения, согласованного с регионами, не поддерживаются согласованными и принятыми в регионах профилями ИКТ-стандартов и принятыми в качестве типовых базовыми программными платформами. Поэтому вызывает сомнение возможность совместной  работы региональных систем друг с другом и с федеральными системами в будущем, в том числе, с учетом  адаптаций типовых решений, необходимых в каждом регионе. Отсутствие такого развитого и согласованного регионами  методического обеспечения и профилей ИКТ-стандартов уже сейчас начало тормозить, например, подключение региональных информационных систем мониторинга исполнения национальных проектов к АИС ГАС «Управление». В результате, Мининформсвязи предлагает регионам вводить соответствующую информацию в эту АИС в ручном режиме.

5. Начиная с 2002 года, правительство РФ приняло ряд основополагающих документов, определяющих главные направления и способы федеральной и региональной информатизации. По сути, сформирован базовый набор документов общего характера в сфере совершенствования государственного управления на основе ИКТ на ближайшие 5-7 лет и построения в России федерального и региональных электронных правительств. Однако сложившаяся в целом ситуация привела к тому, что необходимые для реальной организации работ постоянно сопровождаемые профили ИКТ-стандартов и методическое обеспечение подменяются постановлениями правительства в сфере ИКТ. При этом в постановлениях и приложениях к ним используются ненормативные с точки зрения ИКТ-стандартов термины, не имеющие определенного и корректного толкования. Например, в Постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 947 «Об утверждении Правил разработки, апробации, доработки и реализации типовых программно-технических решений в сфере региональной информатизации» термины апробация, типовое программно-техническое решение не имеют нормативного определения, не соответствуют действующим национальным и международным стандартам, в результате не имеют содержательного смысла. Помимо проблем содержательной стороны, создание региональных информационных систем на основе типовых решений имеет и организационную проблему: не определено, кто и за счет каких бюджетов должен будет модернизировать типовое решение для его адаптации к нуждам регионов, интегрировать их в реализованную в каждом регионе архитектуру ИКТ, а затем - сопровождать использование этого типового решения в ходе эксплуатации и сопровождения (в том числе, развития) созданных в регионах на его основе информационных систем. Пункт 8 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 947 не отвечает на эти вопросы. При учете того, что у разных регионов существуют принципиально разные финансовые возможности, существует большой риск того, что далеко не всем им это будет по карману.

6. В начале 2006 года началась реализация ФЦП по административной реформе, а в середине 2006 г. появилась новая редакция ФЦП «Электронная Россия», Минэкономразвития и Мининформсвязи создали комиссию по координации этих ФЦП, но общественность так и не имеет информации о работе этой комиссии. В 2007 г. административная реформа и построение федерального электронного правительства получили единый координирующий орган в виде Правительственной комиссии по административной реформе. В регионах так и не появились аналогичные органы координации.

Участники конференции отмечают:

1. В ряде регионов России (Москве, Республике Чувашия, Республике Татарстан, Пермском крае, Республике Мордовии, Калининградской области, ХМАО, ЯНАО и др.) сформировались собственные, во многом успешные школы региональной информатизации, поддерживаемые администрациями, бизнесом, высшей школой, научными организациями. Эти регионы, часто с финансовой федеральной помощью, поступательно реализуют свои программы информатизации и создания электронного  и мобильного правительства. Во многих случаях достигнут второй уровень зрелости электронных правительств регионов. К сожалению, обобщение опыта этих регионов не поставлено на государственную основу – организации, которые могли бы собирать опыт регионов, формировать из него информационные пакеты, пригодные для распространения и внедрения, не имеют финансовой поддержки ни регионов, ни федеральных органов.

2. В настоящее время некоторые регионы пытаются объединиться для создания центров компетенции, две инициативы на этот счет исходят от Калининградской и Самарской областей. Целесообразно скоординировать эти инициативы, избежать рассогласований при развитии этих инициатив.

3. Реализуемая сейчас Мининформсвязи программа создания типовых решений в сфере ИКТ для региональной информатизации сформулирована и реализуется поспешно, без необходимой системной проработки. В ней пропущены являющиеся определяющими этапы типизации и спецификации потребностей и «законов» (регламентов, алгоритмов) управления социально-экономическим развитием региона и оказания административных (государственных) услуг по различным направлениям – социальное обеспечение, здравоохранение, образование, охрана окружаюшей среды, выдача разного рода лицензий и др. Отсутствует внимание к оказанию услуг с использованием самого распространенного типа ИКТ в России: технологий мобильной телефонной связи.

4. Большинство вновь реализуемых с 2006 года административных регламентов, впитавших ряд полезных инноваций, направленных на защиту интересов заявителей (граждан, представителей организаций), не ориентировано или в минимальной и недостаточной степени ориентированы на цели, принципы, методы работы и использование технологий электронных правительств. Причина состоит в том, что определенная для создания административных регламентов методика не содержит соответствующих установок и рекомендаций. По этой причине большая часть реализованных и планируемых к реализации электронных услуг, в особенности нацеленных на экономию времени и удобство граждан, на реальное снижение затрат организаций по преодолению административных барьеров вынужденно не соответствует новым административным регламентам.

Участники конференции рекомендуют:

1. Минэкономразвития и Минрегионразвития рекомендуется совместно и с участием представителей субъектов РФ организовать работы по спецификации типовых регламентов, процедур, алгоритмов управления социально-экономическим развитием регионов и муниципалитетов по всем сферам их жизни в рамках ФЦП "Административная реформа", вести, распространять и постоянно обновлять общедоступную библиотеку спецификаций таких регламентов, процедур, а также детально представленных примеров передового опыта.

2. Необходимо также "вынуть из-под сукна" и начать согласование и использование на  практике разработанных в 2004-2007 годах рекомендаций и других методических материалов по архитектуре электронных правительств, в частности, по ИКТ-стандартам архитектуры информационных технологий региона, в том числе, для интеграции вновь создаваемых типовых, ранее созданных ("унаследованных") и вновь создаваемых в регионах оригинальных решений в сфере ИКТ.

3. Целесообразно учитывать, что перспективная системная архитектура электронных правительств и электронных регионов базируется на сервисно-сетевом (net-centric) подходе и концепциях архитектуры, ориентированной на сервисы (Service Oriented Architecture, SOA). Надо учесть работы по стандартизации этой архитектуры в международных организациях и включить российских специалистов в их деятельность. Российские представительства таких глобальных компаний как SAP и InterSystems уже используют такую архитектуру для создания своих продуктов и успешно применяют их при информатизации российских регионов (Пермский край, Астраханская область, Калиниградская область). 

4. Мининформсвязи и Росинформтехнологии рекомендуется существенно более полно в нормативном, организационном и методическом отношении обеспечить процесс разработки, внедрения и сопровождения типовых решений в сфере ИКТ регионального уровня за счет:

  • доработки и принятия регулирующей нормативной базы федерального уровня, предусматривающей интеграцию систем федерального, регионального и муниципального уровней, создание институтов управления архитектурным процессом формирования структуры электронных правительств и требований к их компонентам на постоянной основе;
  • разработки архитектуры региональных электронных правительств, стандартов и рекомендаций по применению сервисно-сетевого подхода, компонентно-сервисной структуры типовых решений в сфере ИКТ (включая применение SOA), профилей рекомендованных ИКТ-стандартов по отдельным группам услуг и государственных функций;
  • развития механизма финансирования за счет средств федерального бюджета, работ по формированию типовых решений в сфере ИКТ регионального уровня в направлении разработки, утверждения и исполнения целевых проектов по отдельным функциональным системам (услугам) электронного правительства;
  • формирования на федеральном уровне системы центров компетенции по типовым базовым ИКТ-платформам, а так же федерального центра компетенции по  архитектуре электронного государства.

5. Мининформсвязи в рамках ФЦП «Электронная Россия» рекомендуется организовать доработку и постоянное сопровождение профилей стандартов сервисно-сетевого подхода и сервисно-ориентированной типовой архитектуры муниципального, регионального и федерального электронного правительства, а также электронного региона в целом, обеспечить творческое участие российских специалистов в работе соответствующих международных организаций по стандартизации (ISO, OASIS,  и др.).  На базе профилей стандартов сервисно-сетевого подхода и сервисно-ориентированной типовой архитектуры муниципального, регионального и федерального электронного правительства, а также электронного региона в целом, обеспечить скоординированные планирование, оценку и развитие технологической основы информационного общества РФ в виде совокупности территориально разнесенных ИС органов государственной власти, хозяйствующих субъектов и населения, информационно взаимодействующих между собой. Такая технологическая основа информационного общества должна опираться на общие архитектурные требования, стандартизованные интерфейсы, типовые функциональные сервисы и протоколы, быть увязанной с телекоммуникационной средой в единое доверенное информационное пространство региона, которое взаимодействует с российской и международной информационными инфраструктурами и обеспечивает пользователей полным набором электронных, в том числе, мобильных услуг.

6. Минэкономразвития в рамках ФЦП по административной реформе рекомендуется проработать в значительной степени усовершенствованную методологию разработки административных регламентов, в полной мере ориентированных на цели, принципы, методы работы и использование технологий электронных правительств, включая возможности формальной оценки качеств и реинжиниринга административных процессов, информационных взаимодействий разных ведомств и уровней власти, обеспечения реальной и значительной экономии времени и повышение удобств для граждан, на реальное снижение затрат организаций по преодолению административных барьеров, расширение сбора, публикаций и учета сообщений обратной связи (отзывов) от граждан и организаций. Включить в эту методологию процедуры аудита административных регламентов на соответствие целям, принципам и технологиям электронных правительств.

7. На основе такой усовершенствованной методологии разработки административных регламентов, указанной в предыдущем пункте, рекомендуется реализовать соответствующую доработку существующих административных регламентов и разработку недостающих. После создания таких доработанных или новых административных регламентов определить процедуры аудита автоматизированных процессов их выполнения на соответствие бумажным нормативным документам для таких административных регламентов. Целесообразно создать систему сертификации коммерческих консультационных компаний, имеющих право проводить аудит электронных административных регламентов (ЭАР).

8. Росинфортехнологии рекомендуется рассмотреть целесообразность включения в рамки ФЦП «Электронная Россия» работы Пензенской области по созданию биометрических средств поддержки цифровых гражданских прав в части:

  • обеспечения конфиденциальности и анонимности персональных и биометрических данных,
  • обеспечения безопасного хранения личного ключа формирования ЭЦП гражданина в нейросетевых контейнерах,
  • создания пакета национальных стандартов России по биометрической поддержке цифровых гражданских прав.

  Материал предоставлен www.iksmedia.ru
председателем правления АНО «Центр компетенции по
электронному правительству»,
председателем программного комитета конференции
Владимиром Дрожжиновым

align="right">
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!