Rambler's Top100
Статьи ИКС № 3 2008
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ  19 марта 2008

Открытая карта цифровой России

На карты нынче мода – даже Playboy опубликовал карту российских красавиц. Более того, они в цене – их, мягко говоря, копируют. Для «ИКС» это еще две – восьмая и девятая (!) – страницы в начавшемся два года назад рабочем процессе по созданию Телекоммуникационного атласа страны.

Открытая карта цифровой РоссииИтак, представляем Карту карт – покрытие территории России лицензионными навигационными картами, а также аналогичную карту покрытия Московской области .

В составлении этих карт участвовали картографы и «смежники» (поставщики навигационных услуг, операторы фиксированной и мобильной связи, коммерческие компании и государственные предприятия)*. Основа карты России – города, на которые есть цифровые навигационные карты, причем не только с миллионным населением. Цветной лепесток на карте показывает, что обозначенная этим цветом компания обеспечила покрытие конкретного населенного пункта, а полоски – покрытие области или края.

Карты можно разделить на несколько категорий:
  • базовые – отражают общую обстановку. Например, в услуге «МТС-Поиск» они визуализируют объекты в точке присутствия и вокруг нее;
  • навигационные – по сути, это дополнительные данные к базовой карте. Навигационный слой, куда закладывается вся информация об организации движения (ограничения скорости, число полос, тип разделителей и т.д.), позволяет рассчитать оптимальный маршрут проезда;
  • печатные – на них базируется государственная картографическая система. Это несколько тормозит развитие цифровых карт, поскольку в представлении чиновников они должны быть похожи на бумажные.
Цифровая навигационная карта

детально описывает местность, чтобы пользователь мог ориентироваться на ней, сопоставляя изображение на дисплее с тем, что его окружает. На карте показаны основные населенные пункты, связанная сеть основных федеральных и региональных магистралей России с объектами придорожного сервиса, развязки, лесные и водные объекты, POI (Points of Interesting – точки интереса, объекты инфраструктуры). Стоимость одной такой карты – от 1 млн руб.

Возможности современной цифровой карты можно показать на примере карты для системы АВТОСПУТНИК компании «Навигационные системы». Она комплектуется основной картой от Tele Atlas, а также цифровыми картами «Мегаполиса», «Геоцентр-Консалтинга» и др. В нее включено 40 тыс. POI, база адресов и контуров зданий по Москве, С.-Петербургу, Екатеринбургу и городам Подмосковья (данные предоставлены компанией «Геоцентр-Консалтинг»). Действуют адекватные подсказки (без тупиков и несуществующих маршрутов), прием информации о пробках в Москве и прокладка обходных маршрутов. Суть автомобильной навигации – в связности, поэтому общая протяженность дорожной сети АВТОСПУТНИКА на январь 2008 г. составляла более 100 тыс. км (90% федеральных трасс).

Производственный цикл

Создание электронной картографической продукции – процесс трудоемкий и затратный. В него входят: закупка данных аэро- и космоснимков; трансформация снимков по опорным точкам, таким как перекрестки, мачты электропередачи, выдающиеся сооружения и т.п.; создание «полевиками» навигационного слоя; мониторинг и редактирование текущей карты; распечатка сформированной карты и полевые работы с использованием GPS-оборудования, в том числе прокатка дорожной сети (картографы объезжают территорию на машине, оснащенной видеокамерами); внесение на карту результатов полевых работ: декодеры расшифровывают панорамную запись, проверяют точность и обозначают POI.

Пользователи начинают понимать, что интеллектуальная собственность – продукт, за который надо адекватно платить. Но многие организации, с советских времен сохранившие доступ к картосновам, пытаются «приватизировать» то, что досталось им даром. Раньше это было проще, но сейчас вся картографическая продукция проходит регистрацию. Разработаны методики экспертиз, позволяющих определять уникальность такой продукции. Руководители выпускающих ее предприятий постепенно осознают, что картографическая информация принадлежит государству, а пользующиеся ею «на халяву» занимаются пиратством.

Почти по Руссо


живут компании, поставляющие цифровую картографическую продукцию на отечественный рынок услуг навигации. Генеральный директор ЗАО «Геоцентр-Консалтинг» С. Филиппов поясняет:

– Понятие лицензионная карта, на мой взгляд, не совсем корректно с точки зрения как звучащих в нем оттенков авторского права, так и практики получения от Роскартографии разрешений на продажу созданных карт.

В данном вопросе наша компания просто соблюдает некий «общественный договор», согласно которому нужно пройти определенную цепочку процедур: получить лицензию на картографическую деятельность; зарегистрировать и получить свидетельство о регистрации работ по созданию конкретной карты; получить разрешение на использование материалов картографических фондов; получить эти материалы; создать карту; представить ее на экспертизу на предмет секретности; получить заключение экспертизы и уж тогда получить разрешение «на выпуск в свет».

Считается, что, пройдя эти круги (каждый, естественно, оплачивается), вы создали «легальную карту» (так, на мой взгляд, точнее, чем «лицензионная карта»). Но даже после этого я, например, не возьмусь однозначно сказать, соответствует ли моя навигационная картографическая продукция нашему законодательному хаосу или нарушает его. Уж слишком много в нем неоднозначностей, используя которые можно трактовать мои действия по-разному. Начать с того, что запретительные бумаги говорят о «топографических картах», а такого понятия, как «автомобильная навигационная карта», в них просто нет.

Ситуация на российском рынке картографии

Когда более полугода назад планировалось создание продукта «Россия на цифровой карте», все считали, что это будет карта белых пятен. Но цифровая картография стремительно развивается и на нашей карте все больше «полосатых» регионов, на которые имеется картографическое покрытие. К концу года картографы обещают создать цифровые карты всех городов с населением 300 тыс. человек.

Российский рынок цифровой картографии растет очень динамично. Основные тенденции таковы: картографы объединяют усилия с разработчиками навигационного ПО и создателями навигационных устройств, а конкуренция постепенно переходит с количественного уровня (площадь территории покрытия) на качественный (детализация, POI и точность информации). Росту рынка способствуют несколько факторов:

- появилось право собственности на недвижимость, что породило потребность в его закреплении с помощью описания объекта;

- создаются новые средства навигации, развиваются глобальные навигационные системы (американская GPS и реанимированная российская ГЛОНАСС), а определение местоположения объекта и разработка оптимального маршрута невозможны без цифровых карт;

- навигационные услуги становятся все доступнее для населения – рынок растет, цена падает.

Однако цифровых навигационных карт крупных населенных пунктов пока не более 300–400. Поставщик цифровой картографической продукции располагает в среднем 100–120 такими картами, и половина из них – карты городов Московской области.

К вопросу о конкурентоспособности

Есть две полярные точки зрения на отечественную картографию.

1. В области цифровой картографии у нас есть разработки не хуже мировых. Наша картография всегда была на высоте, поскольку обеспечивала обороноспособность страны.

После снятия ограничений на доступ к картографической информации на отечественный рынок хлынули западные игроки со значительными финансовыми ресурсами (такие, например, как Tele Atlas). «Наше конкурентное преимущество, – говорит гендиректор компании «Институт геоинформационных технологий» В. Лихтенберг, – не цены, а то, что мы идем по пути актуализации информации, стараемся чаще выдавать релизы (в отличие от той же Tele Atlas, которая предпочитает красивую картинку). ИГТ, специализирующийся на столичном регионе и окружающих территориях, обновляет карту Москвы каждый месяц. Если помочь российским продуктам пробиться на Запад, они вполне смогут конкурировать с мировыми брендами».

2. Качественного стандартизованного продукта, сопоставимого по уровню с картами Tele Atlas, в России пока нет.

Почему мы пользуемся навигационной картой Tele Atlas? Потому, что у нас нет, считает А. Кузнецов, исполнительный директор компании «Навигационные Системы», отечественного продукта с сопоставимыми качеством, стоимостью и покрытием (16 областей с дорогами между райцентрами, 13 городов масштаба центра региона плюс основные дороги). Причем это – одна лицензия на одну страну, т.е. покупатель навигационного прибора получает карту, в которой есть всё плюс универсальная база данных по Европе.

Карт у нас много

Но пригодных для практического использования в автомобильной навигации мало. Цифровые карты разной степени детализации есть на всю Россию. Полученные обходными путями бумажные исходники оцифровываются, полулегально распространяются через Интернет, выпускаются за рубежом и т.д. В публичном доступе встречаются карты ДСП и, говорят, даже секретные. Любой желающий может выложить в Сеть карту, созданную, якобы, им. Появляются сообщества «альтернативной картографии», которые даже не думают о лицензионных соглашениях и оплате прав на публикацию. Однако на всех российских картах стоит копирайт Роскартографии, обладающей коренным авторским правом. И если в мировой юридической практике публикация чужих карт рассматривается как пиратство, то в нашей стране четкая законодательная база картографии отсутствует.

Нет и единой государственной базы геоинформационных данных, а ведь цифровая картография имеет прямое отношение к информационной безопасности страны. Исходные сведения безнадежно устарели или недостаточно точны, и каждый раз приходится выполнять одну и ту же работу, создавая навигационную составляющую этих карт практически с нуля. Единая геопространственная инфраструктура страны должна аккумулировать данные организаций и ведомств, сделать результаты работы одних картографов доступными для других. При наличии общей базы данных карты удешевятся, а их качество возрастет.

Технически, говорят эксперты, создать такую базу несложно: на Западе, например, разрабатываются универсальные форматы данных, которые можно конвертировать для работы с любым программным обеспечением. Большинство отечественных компаний выпускают карты под разное ПО, а отсюда частые нестыковки данных и законные претензии потребителей, которые не могут использовать решения разных производителей. Нужны единые технологические требования и единый стандарт.

К миру с прозрачными границами


Для навигационных услуг необходим контент – цифровые навигационные карты. В перспективе навигатор станет не просто проводником, а полноценным гидом – со встроенным словарем, с рассказом голосом о достопримечательностях (такую услугу уже реализовал «МегаФон» в С.-Петербурге) и даже рекламной площадкой.

Карты как нельзя лучше подходят для реализации одной из «примет» цифрового контента – интерактивности. Пользователи, например, могут ставить на них собственные метки. Вариативная база POI добавляет интерактивности: кого-то интересуют кинотеатры, кого-то – автосалоны. Навигационная карта, в отличие от топографической, не стандартизована на 100%, и ее можно наполнять любым контентом. Цифровые карты, подчеркивает А. Кузнецов, это авторский контент, ограниченный только вашей фантазией. С универсальными системами, интегрированными с глобальными навигационными системами GPS/ГЛОНАСС/Galileo, считает И. Рунов («Центр навигационных технологий»), мы придем к миру с прозрачными границами.

Мое родное Подмосковье

Высокий уровень охвата Московской области цифровыми навигационными картами обусловлен не только ее близостью к столице, но и в первую очередь бурным развитием, связанным с тенденцией вывода бизнеса за пределы Москвы .

На нашей карте покрытия Московской области учтены лицензионные электронные карты шести компаний. Степень покрытия – до 40 городов. Практически все поставщики намерены уже в ближайшие годы создать подробный «10-тысячник» (карту масштаба 1:10 000) всего региона (примерно 75 городов). Картографическое покрытие включает в себя подробные карты населенных пунктов с адресным поиском, POI, актуальную дорожную ситуацию, основные магистрали и развязки.

Открытая карта «ИКС» предполагает не только использование ее в публичном доступе – она дает возможность обновления. Российская картография идет крутыми маршрутами становления цивилизованного высококонкурентного рынка, и «ИКС» продолжит работу над Атласом покрытия России цифровыми лицензионными картами.
___________
* Интервью с руководителями представленных на картах компаний можно найти на деловом специализированном портале www.iksmedia.ru в разделе «Цифровой контент» .

Игроки российского рынка картографии

  • City Guide, Москва
  • JJ-Group (бренд «Мегаполис»)
  • Navteq, США
  • Tele Atlas, Нидерланды
  • Аэрогеодезия, Санкт-Петербург
  • «Гео-Систем Навигейшн» (бренд «Старком»), Москва
  • «Геоцентр-Консалтинг», Москва
  • ИП Герман А.А., Владивосток
  • ГосГисЦентр, Москва
  • «Донгеоинформатика», Ростов-на-Дону
  • «ДонГИС», Ростов-на-Дону
  • «Дубль-ГЕО», Екатеринбург
  • «ИнжГеоГис», Москва
  • Институт геоинформационных технологий (бренд «ИГТ. Московский регион»), Москва
  • «Карта Лтд», Санкт-Петербург
  • «Киберсо», Москва
  • Мосгоргеотрест, Москва
  • «Навигационные системы» (бренд АВТОСПУТНИК), Москва
  • «Навиком», Москва
  • «Новикарт», Москва
  • «ОТТ-Литэкс», Уфа
  • Севзапгеоинформ, Санкт-Петербург
  • Сибирская государственная геодезическая академия, Новосибирск
  • «ТопПлан», Санкт-Петербург
  • «Центр навигационных технологий» (бренд «Навител Навигатор»), Москва
  • «Эсти Мэп», Москва
«ИКС» о навигации. 2006: № 11, с. 58 ; 2007: № 5, с. 22 ; № 6, с. 40 ; № 7, с. 18 ; № 11, с. 40
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!