Rambler's Top100
Статьи ИКС № 3 2008
Михаил Борисович ГЕТМАНОВ  14 марта 2008

Мобильная реклама в действии

Объем российского рынка мобильной рекламы постоянно растет и в 2008 г. достигнет, по нашим прогнозам, $3-5 млн. В ближайшие годы этот показатель будет как минимум ежегодно удваиваться, опережая темпы роста рынка рекламы в обычном Интернете.

Михаил ГЕТМАНОВ Мобильный Интернет
– это в первую очередь Интернет вне операторских порталов (off-portal Internet). Самые активные игроки в данном секторе – AdMob и Third Screen Media. AdMob – это, по сути, рекламная сеть, использующая аукционный механизм с оплатой кликов. AdMob утверждает, что каждый месяц в ее сети осущест-вляется более 1,5 млрд показов баннеров – очень неплохой показатель, особенно если учесть сравнительно небольшой возраст компании.
В то время как AdMob специализируется в основном на рекламе онлайн-сервисов с платой за клики, Third Screen Media размещает дорогую рекламу крупных брендов с платой за показы. Рекламные площадки компании – как правило, крупные и известные сайты. По данным Third Screen Media, в 2005 г. бюджет средней рекламной кампании в мобильном Интернете составлял около $10 тыс., в 2006 г. – уже $20–35 тыс., а в 2007 г. достиг $100 тыс.

Порталы операторов
Одним из интригующих моментов здесь является то, что среди основных игроков, работающих с операторами, есть и крупнейшие мировые интернет-компании. В частности, Yahoo размещает рекламу на портале оператора Orange в Великобритании, Google – на портале T-Mobile в США. Интересно, что Google размещает только поисковую рекламу, а Yahoo – как поисковую, так и медийную баннерную, что характерно для этих компаний и в обычном Интернете. В числе других интернет-компаний, помогающих операторам размещать рекламу на их порталах, – JumpTap, которая предоставляет систему для управления рекламой на портале испанского оператора Telefonica.
Для демонстрации рекламы на своих порталах операторы используют две модели: поисковую рекламу с платой за клики (Google и Yahoo) и медийную баннерную рекламу с платой за показы (JumpTap и Yahoo).

Реклама на «спящем» экране
Самый крупный игрок на мировом рынке мобильной рекламы с технологией Interactive Cell Broadcast – компания Celltick, являющаяся, кстати, поставщиком решения «Хамелеон» российского оператора «Билайн». В 2007 г. Celltick провела глобальную рекламную кампанию в странах Юго-Восточной Азии для автопроизводителя Honda. Кампания включала в себя 3 млн уникальных показов рекламных сообщений и вовлекла 100 тыс. активных пользователей. В основном же рекламой на «спящем» экране пользуются сами мобильные операторы для продвижения собственных услуг.

Встроенная SMS-реклама
Механизм этого вида рекламы лучше всего проиллюстрировать на примере. Возьмем, к примеру, HotSMS.com – популярный сервис бесплатной отправки SMS-сообщений со встроенной рекламой. Любой человек может зайти на сайт hotsms.com и бес-платно отправить с него сообщение любому абоненту, но при условии, что в конце этого сообщения будет стоять реклама одного из рекламодателей данного сервиса. В прошлом году HotSMS.com был приобретен крупным европейским контент-провайдером Buongiorno.
Другой сервис – 4info.net – использует похожий подход, размещая рекламу в бесплатных информационных рассылках, содержащих, например, сводки погоды или курсы валют. Рассылка будет бесплатной для абонента, но к каждой информации будет добавлено некое сообщение от рекламодателя. Этот сервис, в частности, использует медиахолдинг USA Today, размещая рекламу в собственных информационных рассылках.

Спонсируемая связь
Минувшей осенью наконец-то состоялся запуск панъевропейского оператора мобильной связи Blyk в коммерческом режиме. Blyk предлагает своим абонентам бесплатную связь в обмен на согласие получать рекламу в виде SMS и MMS. Предложение заманчиво, но возникает логичный вопрос: хватит ли рекламных денег, чтобы окупить все расходы оператора? Конечно же нет, поэтому Blyk решил сфокусироваться на определенной целевой аудитории, обеспечивая бесплатную связь только для абонентов в возрасте от 16 до 24 лет. Причем бесплатно предлагается лишь 43 минуты разговоров и 217 сообщений в месяц. В обмен пользователю отправляется до шести рекламных SMS- или MMS-сообщений в день. Среди рекламодателей оператора Blyk уже заявлено более 45 известных брендов. Похожую схему мобильной рекламы использует и американский виртуальный оператор Virgin Mobile, один из тарифов которого позволяет абонентам получать бесплатные минуты в обмен на просмотр рекламы.

В ближайшие годы оборот рекламы в мобильном Интернете достигнет
современных показателей продаж Google в обычном Интернете
и составит $10 млрд.

Эрик Шмидт, исполнительный директор Google


Bluetooth-маркетинг
Основная его идея – отправка абоненту сообщений по технологии Bluetooth из передатчика, находящегося в непосредственной близости от абонента. В частности, Pepsi запустила проект bluetooth-маркетинга в нескольких городах США: людям, идущим по улице в определенных местах, поступали сообщения с предложением бесплатно загрузить мобильный контент, спонсируемый компанией Pepsi. Организаторы проекта сочли его достаточно успешным и потом неоднократно повторяли. Британский банк HSBC размещал bluetooth-передатчики возле своих отделений и рекламировал через эту технологию банковские услуги. Однако через некоторое время банк решил свернуть проект. Видимо, не для всех компаний такая модель распространения рекламы является эффективной, хотя, возможно, были и другие причины.

Интеграция рекламы с телефоном
Судя по всему, реклама будет все глубже и глубже проникать в наши телефоны, и об этом в числе прочих игроков рынка позаботится Nokia. Этот крупнейший производитель телефонов организовал собственную рекламную систему Nokia Ad Business, с помощью которой размещает рекламу на своем портале nokia.mobi и планирует это делать на мобильных сайтах партнеров. В целом же Nokia несколько изменила вектор своего развития в сторону предоставления онлайн-услуг. Таким образом, в обновленной стратегии компании направление мобильной рекламы стало естественным и органичным. В дальнейших планах Nokia – размещать рекламу не только на порталах, но и в приложениях, бесплатно распространяемых компанией вместе со своими телефонами.
Другая крупнейшая компания, Google, обнародовала детали своей новой мобильной инициативы – Android, которая, по сути, является операционной системой для телефонов. Очевидно, что Google по-старается использовать эту платформу для размещения контекстной рекламы.

Реклама в мобильных играх
Лидер этого направления – компания Greystripe, которая размещает рекламу уже в сотнях бесплатных мобильных игр. С ее портала, где представлено 800 игр от 70 издателей, в течение полугода было скачано 14 млн бесплатных игр с рекламой, что говорит об успешности данной бизнес-модели. Из других игроков рынка на это направление обратила внимание Yahoo, которая не так давно приобрела компанию Actionality, предлагающую подобные решения для размещения рекламы в мобильных приложениях и другом контенте.

Реклама в мобильном видео
Одним из первых мобильную видеорекламу освоил швейцарский оператор SwissCom. В августе 2007 г. он запустил мобильный музыкальный видеоканал, полностью спонсируемый рекламой. Техническим провайдером выступила Ad Infuse. Интересно, что технология этой компании позволяет встраивать рекламу в ролики на лету, т.е. конечный видеоконтент, включающий рекламу, формируется не в студии, а прямо в процессе трансляции, причем реклама в одной трансляции может быть разной для разных пользователей. Другой пример – оператор 3 UK, который привлек более 1 млн пользователей на портал бесплатного видео, спонсируемого рекламой.

О стратегиях игроков рынка мобильной рекламы – в ближайших номерах «ИКС».
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: