Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 3 2008
Андрей БОГАЧЕВ  07 марта 2008

SIP вширь и вглубь

Сегодня мало кто сомневается, что дальнейшее развитие корпоративных IP-коммуникаций неразрывно связано с протоколом SIP. Ведущие производители коммуникационных систем уже несколько лет клянутся во всецелой преданности ему. Но одно дело просто заявить о поддержке SIP и совсем другое – предложить действительно широкий набор функций и сервисов на его базе. 

Андрей БогачевИменно такое «расширение и углубление» SIP-коммуникаций стало одной из основных характеристик новой версии (5.0) коммуникационной системы Communication Manager, о выпуске которой компания Avaya объявила в начале 2008 г.

SIP на транке

Технология SIP Trunking, уже поддерживаемая рядом зарубежных операторов связи, позволяет подключать корпоративную УАТС к телефонной сети общего пользования (ТфОП) по SIP-каналу. Что это дает? Во-первых, у вас появилась возможность значительно снизить свои капитальные расходы: не надо покупать никаких дополнительных плат или шлюзов, например с портами Е1, для сопряжения вашей IP-УАТС и оборудования ТфОП. Во-вторых, можно существенно сэкономить на междугородных и международных переговорах, поскольку тарифы на связь по сетям IP обычно ниже тарифов на традиционную связь. Наконец, повышается гибкость при проведении различных модернизаций и внесении изменений. Так, если ваш канал доступа в Интернет имеет достаточную полосу пропускания, то добавление каналов связи при использовании службы SIP Trunking сводится к их активации вашим оператором, не требуя модификации оборудования.

Система Avaya Communication Manager поддерживает как базовые возможности технологии SIP Trunking, так и ряд дополнительных функций. Например, функция User-to-User Information делает возможной передачу по SIP-транку дополнительной информации о вызове, что может оказаться полезным, в частности, для обмена данными о звонящем клиенте между узлами территориально распределенного call-центра. Функция SIP Network Call Redirection позволяет спрямлять петли при маршрутизации вызовов, обеспечивая передачу голосовой информации по кратчайшему пути, и тем самым способствует повышению качества связи и снижению загрузки сетевых ресурсов.

SIP в телефонах

Если в сторону ТфОП современная IP-коммуникационная система «смотрит» SIP-транками, то на столах пользователей она представлена SIP-телефонами. По мере снижения стоимости и расширения функциональности таких телефонов их использование становится все более выгодным: они не только повышают продуктивность работы сотрудников, но и позволяют отказаться от применения шлюзов (которые необходимы для подключения к IP-УАТС аналоговых телефонов) – а это и экономия средств, и упрощение структуры коммуникационной системы.

В терминалах также важна не столько формальная поддержка SIP, сколько дополнительные функции и сервисы, основанные на использовании этого протокола. Скажем, в телефонах Avaya one-X Deskphone 9620/30/40 реализована прошивка SIP 2.0 с такими функциями, как представление состояния пользователей (Presence) и интеграция с календарем Microsoft Outlook. Кроме того, такие телефоны поддерживают функцию SIP Visiting User: зарегистрировавшись с любого телефона в системе, можно работать с него точно так же, как со своего основного: в привычной коммуникационной среде со своим внутренним номером и персональными настройками. Подобная поддержка «кочующих» пользователей реализована давно, но раньше она требовала наличия сети ISDN с сигнализацией QSIG. Теперь этот сервис работает и в сети SIP.

Обеспечение мобильности пользователя – важнейшая тенденция развития современных коммуникаций. Все больше руководителей понимают, что сотрудник должен работать там, где ему комфортнее, – тогда и отдача от его труда будет выше. Поэтому так важно предоставить ему удобные коммуникационные сервисы в любом месте – в другом офисе, дома, в аэропорту, гостинице и т.п.

SIP Visiting User – лишь одна из многих реализованных Avaya функций для повышения мобильности пользователей. Она поддерживает миграцию пользователей в рамках компании (корпоративной сети) – например «ушел в другую комнату» или «уехал в другой офис», но предполагает наличие у него телефона, подключенного к корпоративной IP-УАТС.

Однако сегодня все больше сотрудников не могут позволить себе оставаться в стороне от дел, даже перемещаясь между точками А и Б. В этом случае основным инструментом речевой связи является мобильный телефон. Несколько лет назад на рынке появились технические решения, позволяющие использовать мобильный телефон как полноценный офисный аппарат со всеми свойственными последнему функциями (внутренний номерной план, удобные переводы и переадресация вызовов, удержание вызова, сбор конференции и т.п.). Компания Avaya одной из первых предложила такое решение (E2C, Extension to Cellular), где клиентская часть реализуется с помощью программы Avaya one-X Mobile, устанавливаемой на мобильный телефон.

Опишем типичный сценарий работы E2C. Станционная часть этого решения направляет входящий вызов одновременно и на мобильный, и на офисный стационарный телефоны. Предположим, вы в дороге, поэтому принимаете вызов на мобильный, а звонящий (который набрал ваш офисный номер), разговаривая с вами, даже не догадывается, что вы находитесь за пределами своего офиса. Далее, в процессе разговора, вы можете с мобильного телефона поставить вызов на удержание, перевести его на другой номер, собрать конференцию или выполнить любое другое обычное для офисной телефонии действие.

А что обычно бывает, если пользователь временно вышел за пределы зоны обслуживания сети сотовой связи? Звонящий слышит раздражающее «абонент временно недоступен». Новая функция Cellular Phone Confimed Answer, реализованная в системе Communication Manager 5.0, не допустит этого: если звонок ушел на сотовый, а тот недоступен, звонок возвращается на исходный офисный номер и далее направляется по заданной схеме, например на внутренний номер вашего коллеги или в голосовую почту.

SIP в серверах

На начальном этапе развития SIP-коммуникаций поддержка этого протокола чаще всего обеспечивалась с помощью внешнего сервера, который дополнял существующую коммуникационную платформу. Точно так же в свое время поступила и Avaya. Однако с развитием технологии стало целесообразным интегрировать поддержку SIP в серверы управления вызовами. Avaya сделала это для сервера управления вызовами S8300 – младшей модели в системе Communication Manager. Изделие S8300 выполнено в виде платы, устанавливаемой в шлюзы G250, G350 и G450. Встроенный в S8300 сервер SIP, рассчитанный на обслуживание до 100 SIP-абонентов, позволит заказчикам сэкономить деньги, поскольку при его наличии отпадает необходимость в приобретении дополнительного сервера. Особенно это важно для небольших компаний, на которые в первую очередь и рассчитано данное решение.

На другом конце спектра серверов управления вызовами системы Communication Manager – старшие модели S87xx, которые всегда устанавливаются парами (для резервирования) с синхронизацией информации между ними. Ранее самым мощным сервером была модель S8720. В 2008 г. на смену ей пришел новый сервер S8730 производительностью до 600 тыс. вызовов в ЧНН. Эта модель может быть оборудована RAID-системой, предназначена она для наиболее крупных проектов, в которых заказчики предъявляют повышенные требования к отказоустойчивости.

Возвращаясь к обсуждению интегрированных решений, ориентированных на установку в небольших компаниях и в филиалах крупных корпораций, обратим внимание на систему IG550, которая представляет собой медиашлюз Avaya GX50, встроенный в известные маршрутизаторы J-серии компании Juniper. Сегодня заказчики могут выбрать решение IG550 с оптимальным для них числом каналов (кодеков) IP-телефонии: имеются варианты на 10, 20 и 80 каналов. В целом это решение ориентировано на небольшие офисы – оно обеспечивает как функционирование сети передачи данных, так и сервисы телефонии.

Таким образом, поддержка протокола SIP позволяет экономить деньги при приобретении терминалов (стандартные SIP-телефоны) и использовании услуг сервис-провайдеров (SIP Trunking), упрощает и ускоряет реализацию новых функций, обеспечивает поддержку будущих приложений и устройств.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!