Rambler's Top100
Статьи
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ  17 марта 2008

CyberPlat – система массового обслуживания

Впечатлениями от участия в Mobile World Congress делится генеральный директор компании CyberPlat Андрей Грибов.

CyberPlat – ñèñòåìà ìàññîâîãî îáñëóæèâàíèÿ– Ваши впечатления от Mobile World Congress?

– MWC – это мероприятие огромного значения и  масштаба. На конгресс собралось почти  60 тыс. человек, причем они приехали с профессиональными целями, здесь нет зевак, идет интенсивное общение специалистов.

– В чем, по-вашему, главное содержание конгресса?

– Мобильная связь уже существенно изменила жизнь людей, а сейчас на подходе еще более радикальные преобразования, связанные с тем, что мобильная связь из средства голосовой коммуникации превращается в средство мгновенной доставки самой разной оперативной информации в любую точку Земли.

Мобильный телефон становится центром не только информационного обслуживания человека, но и вообще центром его жизни. Это и мобильный Интернет, и мобильное ТВ, и связь, и развлечения, и творчество, и финансовые услуги – все то, что в ближайшие пять лет войдет в нашу жизнь так же, как десять лет тому назад это произошло с самими мобильными телефонами. Тем более что производительность процессоров мобильных устройств, платформ стремительно растет, и появляются возможности, ранее просто немыслимые.

– Что вы показываете на MWC?

– На выставку мы привезли нашу систему мгновенных платежей – сегодня это явление колоссального социального значения. Благодаря нашей системе доступ к современным технологиям получают люди в самых отдаленных уголках России, а также те слои населения, которые не обладают высокими доходами. Значительную часть нашего оборота составляют платежи от 50 до 100 рублей.Люди кладут 50 рублей, чтобы иметь возможность сделать один-два звонка или отправить несколько SMS, когда это очень нужно. Без таких микроплатежей они не имели бы возможности получить срочную связь. И таких людей десятки миллионов.

– Какое количество платежей вы обрабатываете?

– За 2007 г. компания CyberPlat обработала более 1 млрд 250 млн транзакций. Российская банковская система обработала намного меньше; более того, Центробанк, Visa, MasterCard вместе взятые за год проводят в России меньше платежей, чем мы. Я привожу эти цифры только для того, чтобы показать, что CyberPlat – действительно система массового обслуживания.

Банковская система с таким количеством платежей элементарно не справилась бы, поскольку просто мала для этого: она насчитывает немногим больше 50 тыс. точек, в которых принимаются платежи. А мы обслуживаем более 120 тыс. точек. Надо учитывать и то, что филиалы банков не работают круглые сутки, как наши точки приема платежей. Да и расположены они не там, где удобно человеку, а там, где могут быть выполнены требования Центрального банка к банковскому филиалу.

Так что мы помогаем российской банковской системе справиться с огромным потоком платежей, причем не только за мобильную связь.

Надо еще понимать, что для банка микроплатежи такого размера обрабатывать дорого и невыгодно: доля расходов по отношению к размеру платежа оказывается весьма высокой. Необходимо организовать рабочее место для операциониста, платеж должен быть соответствующим образом проведен и т.д. – все это довольно высокие накладные расходы: бронированное помещение кассы, специально обученный персонал, охрана, расходы на осуществление надзорных операций... Стоимость обработки платежа в банке в лучшем случае не менее 1 доллара США. Микроплатежи в 2-3 доллара для банков убыточны. Стоимость же их обработки в ритейле значительно ниже: платеж принимается на обычной кассе, кассир, кроме приема платежей, обслуживает основные операции торгового предприятия,  Благодаря отлаженному механизму и технологическому ноу-хау, затраты собственно на обработку транзакции в системе CyberPlat в сотни  раз ниже, чем в банковской системе.

– Говорят, системы мгновенных платежей таят в себе соблазн использования для работы с «черной» наличностью?..

Каким образом формировался рынок приема микроплатежей? Прежде всего, их начали принимать на кассах в многочисленных салонах связи таких известных сетей, как «Связной», «Диксис», «Евросеть» и многие другие. Потом этот бизнес подхватили кассы в сетях супермаркетов, автозаправки «Газпромнефть», «Лукойл» и многие – многие другие. Все эти «ручные» кассы изначально использовали кассовые аппараты со встроенными фискальными регистраторами, и никаких значимых проблем с нарушением законов на этой части рынка приема платежей не было.

Но в последние несколько лет, рынок приема платежей испытал нашествие терминалов приема наличных денег, к сожалению, не оборудованных фискальными регистраторами, как мы считаем, из-за банального пробела в законодательстве.

Соответственно, некоторые из владельцев таких терминалов начали получать дополнительный (нелегальный) доход.

Такой нелегальный доход формируется вследствие отсутствия в терминале фискального регистратора и заключается в возможности утаивания части наличной выручки терминала с дальнейшей ее перепродажей по так называемой схеме «черного нала». Расценки на эту услугу «внебанковской обналички» на теневом рынке колеблются сейчас в пределах 6%-8%.

Таким образом, сложилась ситуация, когда добросовестный владелец терминальной сети имеет выручку в среднем 5% с оборота, а владелец терминальной сети, нелегально продающий «черную наличность», получает с того же объема 11%-13%.

Соответственно, недобросовестные «терминальщики» имеют возможность предлагать арендодателям гораздо большую арендную плату за установку терминала, чем может собрать добросовестный «терминальщик». Что и происходит в ряде случаев.

Например, некоторые известные сети супермаркетов, по нашим данным, расторгли договоры аренды с добросовестными «терминальщиками» в пользу тех, кто смог предложить гораздо большие суммы, хотя и на явно сомнительных основаниях.

Конечно же, ситуация, когда нарушители законов имеют рыночное преимущество перед добропорядочными бизнесменами, – нетерпима.

Мы считаем, что возникновение «черной наличности» из терминалов приема платежей необходимо прекратить и прекратить немедленно.

Чтобы побороть явление «черной обналички», есть проверенное  эффективное средство – поставить в платежные терминалы фискальную память. Помните, была такая же проблема с розничной торговлей 15 лет назад? Ее решили, когда ввели кассовые аппараты с фискальной памятью.

– Но это требует законодательного решения?

– Вообще-то нет. Еще раз напомню, что нормативные акты, требующие оборудования кассовых аппаратов фискальной памятью, приняты уже достаточно давно. А в сущности, какая разница – обслуживается кассовый аппарат кассиром или стоит в автономном терминале? С другой стороны, поскольку на этот счет существуют разногласия и разное понимание вопроса участниками процесса, было бы целесообразно получить нормативный акт, который однозначно и недвусмысленно формулировал бы позицию государства.

– Какова роль мобильных платежей в развитии сотовой связи?

– В таких странах, как наша, от возможности проведения малых платежей напрямую зависит рост проникновения мобильной связи, поскольку значительная часть населения просто не может делать большие платежи. Кроме того, проникновение мобильной связи во многом определяется доступностью точки платежа. Раньше платежи принимались только в офисах мобильных систем – но из деревни в райцентр не наездишься, чтобы внести на счет 50 рублей. Целые слои населения были отрезаны от услуги мобильной связи. А когда появилась возможность микроплатежей в доступных местах, люди стали активнее покупать мобильные телефоны. В частности, получили доступ к мобильной связи совсем молодые люди, у которых хватает денег, только чтобы отправить несколько SMS или сделать один-два звонка в день. Появилась возможность пользоваться мобильными телефонами даже у людей с очень низкими доходами – в деревнях, в малых городах, где у них был простой выбор: купить скрэтч-карту мобильного оператора и несколько дней ничего не есть, или не звонить по мобильному.

Все это способствует росту абонентской базы. Так что мы решаем двуединую задачу: с одной стороны, помогаем людям с небольшими доходами пользоваться мобильной связью, а с другой – стимулируем развитие бизнеса мобильных операторов.

Год

Число абонентов, млн

Число абонентов с ARPU менее $4, млн (оценка)

Число точек приема CyberPlat

2004

80

8

3 000

2005

125

31

15 000

2006

137

34

38 500

2007

172

43

120 000


Примечания.
1. Данные по числу абонентов взяты из открытых источников, как правило, по состоянию на конец соответствующего года и округлены.
2. Наиболее интересный участок – 2004 и 2005 годы: за год доля абонентов с ARPU ниже 4 долларов выросла в 2,5 раза, при этом их число выросло в 4 раза, а число точек приема CyberPlat – в пять раз.

Решается социальная проблема преодоления цифрового неравенства. В нашей стране, например, каждый, и бедный и богатый, может сделать звонок по телефону – число SIM-карт уже превысило численность населения России. А в ряде так называемых «индустриально развитых» стран до 20% населения не имеет мобильных телефонов. В основном это группа лиц с низким уровнем доходов: они просто не могут себе позволить оплачивать связь, поскольку минимальная сумма, которую можно положить себе на счет, превышает их возможности. В Европе, например, такая сумма начинается от 5 евро.

– В Европе подобные платежные системы есть?

– Есть, но наша сильно от них отличается, потому что, во-первых, работает с наличными (большинство европейских систем работает с пластиковыми картами) и, во-вторых, у нас в принципе нет минимальной суммы. Кроме того, наша система позволяет делать гибкие платежи – в отличие от других систем, в которых платеж может быть только на заранее определенные суммы.

– На MWC вы встречали компании, близкие вам по бизнесу?

– Здесь присутствует несколько типов компаний, которые делают решения, дополняющие наши.

– Можно ли назвать CyberPlat отечественным производителем?

– Система CyberPlat разработана нашей компанией, в России. Программное обеспечение, основная архитектура, многие модули, интеграция – все это отечественный комплекс. Таким образом, мы формируем современную платежную инфраструктуру, развиваем рынок, увеличиваем выручку операторов и привлекаем им новых клиентов.

По данным консалтинговой компании Deloitte & Touche, каждые 10% увеличения абонентской базы мобильной связи приводят к росту ВВП страны на 1,2%. Наша компания за время своего существования способствовала увеличению абонентской базы российских операторов мобильной связи не менее чем на 45%. Делайте выводы сами.

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!