Rambler's Top100
Статьи ИКС № 1 2020
Александр БАРСКОВ  03 декабря 2019

ГИС: в облака, но не в другой регион

Цифровая Россия должна и будет прирастать регионами. Успех проектов создания коммерческих ЦОДов в регионах во многом зависит от привлечения якорных заказчиков и, конечно, инвесторов. Для последних срок окупаемости проекта не должен превышать пяти-семи лет.

Представительной площадкой для обсуждения путей развития ЦОДов в регионах второй год подряд становится конференция, проводимая «ИКС Медиа» в Екатеринбурге. Ярким фоном конференции стало состоявшееся накануне в столице Урала открытие нового ЦОДа «Ростелекома». Это первый объект столь высокого уровня (дата-центр соответствует требованиям Tier III, но не сертифицирован), построенный компанией за пределами Центрального федерального округа. Более того, это самый крупный коммерческий ЦОД в России за Уралом.


Примечательно, что уже на момент официального открытия все площади объекта (216 стойко-мест) забронированы заказчиками. Этим фактом посрамлены скептики, утверждающие, что за пределами двух столиц спроса на услуги современных коммерческих ЦОДов нет. Спрос есть и будет расти. Оператору даже пришлось скорректировать свои планы развития проекта: как сообщил Денис Афанасьев, директор по управлению ЦОД компании «Ростелеком – Центры обработки данных» («РТК-ЦОД»), в следующем году будет введена в эксплуатацию вторая очередь дата-центра «Екатеринбург» еще на 216 стоек, а в перспективе предполагается довести емкость площадки до 1 тыс. стоек.


В Екатеринбурге пока отсутствуют другие площадки, сопоставимые по емкости с ЦОДом «Ростелекома». По данным iKS-Consulting, следующим по размеру является объект «Филанко» – 52 стойки. Есть еще несколько площадок, по ним у аналитиков нет точных данных, но они еще меньше. 

В 2019 году на регионы пришлось 16% стойко-мест всех коммерческих ЦОДов России (Москва – 72%, Санкт-Петербург – 12%). При этом, как отметил Станислав Мирин, ведущий консультант iKS-Consulting, с 2017 года доля регионов уменьшилась на два процентных пункта, что связано с динамичным ростом рынка в Москве, вклад которой в суммарный показатель существенно увеличился. Активного развития рынка в регионах в эти годы не было, но 2020 год может стать для них переломным.


Надежный якорь

Главная предпосылка для успеха любого коммерческого ЦОДа – наличие спроса. «Важно найти якорного потребителя, который возьмет большую часть мощностей ЦОДа, – считает Павел Ципорин, директор Департамента ИТ и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. – Мы, в частности, ведем активные переговоры с нефтяными компаниями».


Этот тезис подтверждает и пример ЦОДа «Екатеринбург» – более 100 стойко-мест в нем займет компания «Газпром нефть». Причем, как рассказал наш источник в «Газпром нефти», компания давно занималась поисками коммерческого ЦОДа в регионах для создания резервной площадки, но ничего подходящего с точки зрения качества и надежности найти не могла.

Серьезный вызов для индустрии коммерческих ЦОДов в целом и региональных проектов в частности – сломать предубеждение крупных заказчиков, которые предпочитают держать свои ИС и данные у себя. Но ситуация, похоже, меняется. «Мы несколько раз обращались к представителям якорных потребителей, но они не хотели уходить из своих корпоративных дата-центров. И только в этом году начали проявлять готовность вынести часть данных и систем в коммерческие ЦОДы. В результате нам удалось набрать около 200 стойко-мест потенциальных клиентов», – сообщил Игорь Козодеев, первый заместитель директора Департамента информатизации Тюменской области. 


Отсутствие спроса во многих регионах губит экономику проектов. Зачастую окупаемость регионального ЦОДа, по данным, которые привел Видия Железнов, директор по стратегии и маркетинговым коммуникациям «РТК-ЦОД», составляет порядка 10–12 лет. «Это неинтересно инвесторам. Надо существенно улучшить данный показатель», – убежден он.

На это направлены усилия руководителей региональных ИТ-ведомств. «У нас есть льготные земельные участки для строительства ЦОДов, льготные условия налогообложения. Те механизмы для привлечения инвесторов, которые зависят от региональной власти, мы включаем», – рассказал Константин Макаренко, начальник управления технического развития Министерства информационных технологий и связи Челябинской области.


«Предложенные нами меры поддержки сократили срок окупаемости до семи лет. Но это порог, больше уже никому не интересно», – отметил П. Ципорин. До конца года в ХМАО – Югре будет принята стратегия цифрового развития региона, и создание собственного ЦОДа – важная часть этой стратегии.

Где строить

С целью определения приоритетных для построения ЦОДов субъектов РФ создается карта инвестиционной привлекательности регионов («тепловая карта»). «Это будет и документ, и информационная система, – пояснил Игорь Семенихин, директор департамента инфраструктурных проектов Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. – Близость источников энергии, эффективность охлаждения, наличие магистральных каналов связи – эти и многие другие вопросы надо рассматривать в комплексе». Нынешний год ушел на формирование методики, первую половину 2020 года займет проведение исследования, а вторую – разработка и запуск «тепловой карты».


В качестве места для строительства большого ЦОДа все регионы имеют свои плюсы и минусы, но при этом каждый из них хочет иметь свой дата-центр. 

«Мы как самодостаточный регион хотим, чтобы наши ГИСы и данные хранились у нас», – заявил П. Ципорин. Эта позиция хорошо обоснована. Югра – крупнейший нефтегазодобывающий регион, входящий в топ-4 по объему ВРП, в регионе давно и успешно проводят цифровизацию образования, медицины, госуслуг. Высоким уровнем цифровизации характеризуется нефтяная отрасль. В ХМАО уже разработаны концепция и предпроект построения ЦОДа рядом с одной из электростанций.

«Мы не готовы выносить данные из региона, – изложил свою позицию И. Козодеев. – Скажем, colocation в Екатеринбурге или ХМАО нам не интересен. Вариант с облаком в новом ЦОДе «Екатеринбург»? Но тогда нужен канал 20–30 Мбит/c, чтобы эффективно использовать это облако. Мы эгоистично хотим свои ЦОДы, пусть небольшие. Для этого есть готовые индустриальные площадки, есть энергетика, дороги. Правда, надо усиливать каналы связи: наша особенность – малая плотность населения и огромная территория, операторы вынуждены тянуть линии связи на большие расстояния».


В Челябинской области на следующий год запланировано строительство первой очереди нового ЦОДа. Всего же, по словам К. Макаренко, в ближайшие несколько лет предполагается открыть один-два коммерческих дата-центра. Стратегия Челябинской области предусматривает активное развитие конечных цифровых сервисов, которые будут стимулировать создание ЦОДов.

Поиском оптимальных мест для новых ЦОДов заняты и московские операторы коммерческих дата-центров. Как рассказал Илья Хала, генеральный директор 3data, компания с помощью iKS-Consulting разработала рейтинг, опираясь на четыре основных параметра: сетевая доступность, деловая активность, открытость, уровень конкуренции. При этом, подчеркнул он, административный фактор, усилия местных администраций также оказывают серьезное влияние на выбор места для новых площадок.


На конференции в Екатеринбурге 3data представила свой проект развития региональных дата-центров по модели франшизы. Одним из многочисленных плюсов такой модели, по мнению И. Халы, является то, что партнер сразу получает возможность предоставлять широкий набор сервисов, наработанных франшизодателем. 3data уже получила несколько десятков заявок от заинтересованных компаний. В скором времени будут запущены проекты в Подмосковье, региональные проекты – в стадии проработки.

Понятно, что далеко не всем регионам нужен не то что мегаЦОД, но даже сравнительно небольшой ИТ-объект на пару сотен стоек. С какого же размера экономически оправдано создание своего дата-центра?

«Мы считаем, что 200 стоек – это минимальный объем. Чем больше ЦОД, тем лучше проявляется эффект масштаба, – отметил Д. Афанасьев. – Но не каждому региону нужен дата-центр даже на 200 стоек, поэтому на рынке есть место и для микроЦОДов и контейнерных решений».

Похожую цифру назвал И. Хала: «Нормальный формат ЦОДа для региона – это 50–300 стоек». Кстати, именно таков размер объектов компании в Москве, где она успешно реализует концепцию дата-центров «шаговой доступности с премиальным уровнем сервиса».


«Мы строим ЦОДы вдоль основных магистральных каналов», – продолжил Д. Афанасьев. Уже в 2020 году «РТК-ЦОД» планирует запустить в эксплуатацию не только вторую очередь ЦОДа в Екатеринбурге, но и дата-центры в Новосибирске, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону. Общая емкость ЦОДов компании в регионах к концу следующего года составит 800 стоек (не считая 2048 стоек дата-центра в Удомле).

ГИСы – в коммерческие ЦОДы

Важным стимулом развития ЦОДов в регионах должен стать перевод информационных систем и информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов в государственную единую облачную платформу (ГЕОП). Эксперимент по такому переводу уже стартовал, а его исполнителями являются «Ростелеком» и НИИ «Восход». Сформулированы требования к ЦОДам, присоединяемым в рамках этого эксперимента, требования к обеспечению информационной безопасности в ГЕОП, а также к оптимизации архитектуры информационных систем и информационных ресурсов участников эксперимента.

Согласно данным, которые привел И. Семенихин, миграция госсектора в коммерческие ЦОДы принесет на рынок из федерального бюджета порядка 28,6 млрд руб., а это порядка 33% суммарного объема рынка. (По данным iKS-Consulting, весь рынок облачных сервисов и коммерческих ЦОДов в 2018 году составил 87,5 млрд руб.)

Важно, что многие госструктуры «созрели» для того, чтобы выносить свои ИС и данные в облака. «У нас все ГИСы региональных государственных органов уже размещены в нашем региональном дата-центре. Следующий шаг – перевод их в коммерческий ЦОД или в облако», – сказал И. Козодеев.

«Пять лет назад я был не готов выводить ГИСы в облака, – признал П. Ципорин. – Но сейчас поменял свое мнение. Мы будем уходить в облака. Экономика складывается. Это выгодно». В частности, в ХМАО – Югра готовы перенести все 2,5 тыс. рабочих мест госслужащих в облако, причем использовать отечественное ПО.


Создание цифровых АРМов для госслужащих может стать еще одним важным стимулом развития индустрии коммерческих ЦОДов и облачных сервисов. «Это порядка 4 млн рабочих мест. Если они будут предоставляться из облака, значит, деньги, которые раньше выделялись на закупку ПК, пойдут на развитие ЦОДов», – пояснил В. Железнов. 


Понятно, что темпы развития ЦОДов в регионах будут определяться их экономическим развитием в целом. Хочется надеяться, что цифровизация регионов будет идти семимильными шагами, тогда и их доля на общем рынке России начнет расти. В любом случае объемы данных будут увеличиваться, и цифровая инфраструктура РФ должна соответствовать этому росту… Если мы не хотим, чтобы наши данные уходили на зарубежные площадки.

Александр Барсков,
Екатеринбург – Москва
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!