Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 03-04 2017
Светлана ПАТРИКЕЕВА  25 апреля 2017

Медицинские ИС: региональный профиль

Региональные МИС – часть информатизации здравоохранения, охватывающая всех ее участников, от Минздрава до пациента. Несмотря на региональную специфику, проблемы внедрения и эксплуатации МИС общие для многих территорий. Поэтому обмен опытом и тиражирование успешных разработок – необходимое условие развития.

Светлана ПАТРИКЕЕВА, аналитик, iKS-Consulting

Новая волна информатизации здравоохранения стартовала в 2011 г. – одновременно во всех регионах, однако результаты, которых удалось достичь к сегодняшнему дню, заметно разнятся. Чем это обусловлено? Во-первых, геополитическими различиями, которые обусловливают территориальную доступность медицинской помощи в регионах: гораздо сложнее автоматизировать деятельность фельдшерско-акушерских пунктов, разбросанных по удаленным деревням, нежели работу медицинских учреждений, расположенных в черте города. Во-вторых, различиями социально-демографическими: регионы со стареющим населением чаще сталкиваются со сложностями обучения возрастного персонала и с тем, что население неохотно использует для записи к врачу порталы, приложения и инфоматы, предпочитая обращаться в регистратуру, лично или по телефону. Важную роль играет и финансовая сторона: далеко не все регионы имеют возможность и желание выделять из собственных бюджетов средства на развитие информатизации здравоохранения. Во многом достигнутые успехи зависят от руководства местных МИАЦ, Департаментов развития информатизации и т.п., причем гораздо большего удается добиться людям неравнодушным, которые болеют за свое дело и искренне верят в его целесообразность, чем представителям власти, выполняющим поручения «для галочки».

Этапы информатизации

Условно процесс региональной информатизации последнего времени можно разделить на три этапа: развертывание инфраструктуры (оснащение медицинских учреждений необходимым оборудованием, прокладка СКС, ЛВС, электрических кабелей и т.п.), базовая информатизация (реализация основного функционала) и дальнейшее развитие (модернизация и совершенствование информационной системы).

Одни регионы выбирают для себя одновременное внедрение информационных систем в медицинских учреждениях всех уровней с постепенным наращиванием функционала (это, например, Башкортостан, Чувашия, Тульская область), а другие сначала «обкатывают» все возможные сервисы на нескольких отдельных организациях (Новосибирская область, Татарстан) либо на учреждениях одного уровня (Москва), а потом покрывают все оставшиеся.

Модели внедрения

В настоящий момент можно выделить три основные модели реализации региональных МИС: получение неисключительных прав на ПО, использование типового ПО по облачной схеме и собственная разработка. Каждая из этих моделей имеет свои достоинства и недостатки, ее выбор зависит от финансовых (наличие средств в региональных бюджетах) и кадровых (наличие ИТ-специалистов, способных самостоятельно поддерживать работу системы) возможностей региона.

Использование типового ПО из облака отличается сравнительно низкой стоимостью внедрения и обеспечивает простое масштабирование. В то же время довольно высок риск, что система будет работать нестабильно при наращивании ее мощности. Эта модель также подразумевает аутсорсинг технической поддержки и доработки системы. Пример такого решения – РМИС «ПроМед» пермского разработчика СВАН, которая активно используется в Башкортостане, Астраханской и Псковской областях, Пермском крае, Карелии.

Приобретение неисключительных прав на ПО по стоимости внедрения находится на среднем уровне и подразумевает доработку типового ПО за дополнительную плату. Основными недостатками данной модели являются полная зависимость от разработчика и возможный рост затрат на техническую поддержку и развитие функционала системы. РМИС по этой модели предлагают, к примеру, компании БАРС, «Алькона», «Инфоклиника» и «РТ Лабс». Этот подход выбрали для себя такие регионы, как Новосибирская, Калужская и Тульская области, Чувашия, Приморский край и другие.

Москва имеет возможность использовать собственную систему – ЕМИАС (подрядчики передают все права на исходный код Департаменту информационных технологий Москвы), что обеспечивает полный контроль и владение программным продуктом, позволяет самостоятельно развивать и эксплуатировать решение. Этот подход отличается серьезными финансовыми вложениями на этапе разработки, а также более длительным процессом запуска. Особенностью столичной информатизации также является получение услуг по сервисной модели.

Показатели информатизации

Сравнивать достижения регионов между собой не имеет смысла, у каждого из них свой уникальный профиль, определяемый различными параметрами. Однако можно выявить удачные решения.

По мнению специалистов iKS-Consulting, наиболее успешны в развитии информатизации здравоохранения следующие регионы:

  •  Москва (за исключением территорий Новой Москвы, где информатизация реализована на базовом уровне): полная глубокая информатизация первичного амбулаторного звена, развитая система диспетчеризации службы скорой помощи, ведется постепенная автоматизация стационаров, реализуются массовые программы обучения ИТ в здравоохранении в колледжах и вузах.
  • Санкт-Петербург: создан единый справочник лабораторных тестов и услуг ЛАТЕУС (предлагается для апробации в других регионах), используется городской реестр карт маршрутизации пациентов с подозрением на злокачественные новообразования, разработана методология оценки уровня использования МИС в медицинских организациях города.
  • Республика Татарстан (регион пилотирования концепции информатизации): одновременная информатизация всех звеньев системы здравоохранения, в ЭМК отображается социально значимая информация, используются мобильные диагностические комплексы, автоматизированы аптечные учреждения.
  • Республика Башкортостан: реализуется стратегия полного охвата ЛПУ при минимальном функционале РМИС, автоматизированы аптечные учреждения.
  • Новосибирская область: хорошо продуманная стратегия внедрения РМИС, развитая система льготного лекарственного обеспечения (ЛЛО), с помощью РМИС налажены процессы административно-хозяйственной деятельности медицинских учреждений.
  • Республика Чувашия (участник пилотного проекта по внедрению ЕГИСЗ): один из первых регионов, внедривших сервисы «личный кабинет» и «электронная очередь», пионер по повсеместному внедрению «электронного рецепта» и «электронной записи», развитая система диспетчеризации служб скорой помощи.
  • Тульская область: один из лидеров по формальным показателям информатизации.

В Татарстане, Башкортостане, Чувашии и Тульской области в настоящий момент уже подключены к РМИС все стационары. В Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирской области информатизация стационаров еще не закончена, пока охват частичный.

Несмотря на высокую оценку достижений регионов в части использования РМИС, многие показатели еще далеки от запланированных (рис. 1). Второй этап информатизации (2015–2020 гг.) должен помочь регионам выйти на новый уровень развития.

Проблемы внедрения

Несмотря на различия в возможностях регионов, моделях организации медпомощи и стратегиях информатизации, проблемы, с которыми приходится сталкиваться при реализации программ, во многом схожи. Так, одна из самых известных – сложность обучения возрастных пользователей. Многих сотрудников медицинских учреждений приходится учить не только работе с МИС, но и азам работы с компьютером, а пациентам старшего возраста сложно освоить запись к врачу через интернет-портал или мобильные приложения. Эти проблемы особенно характерны для Москвы, Санкт-Петербурга, Тульской области и других регионов, где высоки показатели старения населения.

Интеграция действующих систем

К 2011 г. регионы находились на разном уровне информатизации медицинских учреждений: одни уже имели в своем распоряжении разрозненные учрежденческие МИС, часто разных производителей, другие еще даже не планировали автоматизировать ЛПУ, третьи при огромном желании внедрить новые технологии не имели финансовых возможностей. К примеру, в Санкт-Петербурге децентрализованная информатизация здравоохранения велась еще с 1992 г.; в результате в городе действует множество разнообразных, не связанных между собой учрежденческих МИС, и сейчас остро стоит проблема их интеграции.

В Новосибирской области системы ЛЛО и ЭМК внедрены независимо друг от друга разными разработчиками, и в ходе приема врачам приходится переключаться между двумя интерфейсами, что создает им серьезные неудобства. В настоящий момент решается проблема интеграции.

Распространена также проблема слабой интеграции РМИС со специализированными медицинскими системами (ЛИС, РИС), информационными системами органов ЗАГС, ТФОМС и другими смежными решениями.

Недостаток финансирования

Очевидно, что финансирование – один из ключевых факторов развития региональной информатизации здравоохранения, но во многих регионах его остро не хватает. Например, в Калужской области информатизацией охвачена лишь часть медицинских учреждений, функционал реализован только на минимальном уровне, отсутствует собственный ЦОД. Кроме того, специалисты отмечают серьезные программные недоработки РМИС.

Отсутствие рычагов влияния на врачей

Руководство МИАЦ часто говорит о том, что очень остро стоит проблема привлечения врачей к заполнению ЭМК. Контролировать полноту и качество заполнения электронных документов каждым врачом очень сложно, а сам медицинский персонал относится к нововведениям скорее как к неизбежности, чем как к способу улучшения и упрощения рабочих процессов. Исправить ситуацию могут разработчики РМИС, предоставив врачам понятный, структурированный сервис, который позволит им оперативно получать всю необходимую информацию и быстро формировать документы, а значит, будет восприниматься как удобный рабочий инструмент.

 РМИС для врачей – плюсы и минусы

Основным преимуществом использования РМИС опрошенные iKS-Consulting врачи и ИТ-специалисты, работающие с этими системами, называют возможность оперативного получения полной информации о пациенте (результаты анализов и исследований, данные о деменциях, сведения о госпитализации и т.п.) – этот фактор отметили чуть больше половины респондентов (рис. 2). Опрошенные также признают, что работа с МИС ведет к сокращению бумажного документооборота и значительно меньше времени тратится на заполнение медицинской документации.

Кроме того, респонденты отмечали, что благодаря МИС ускоряется поиск необходимой информации о больном, улучшается взаимодействие между подразделениями, появилась возможность просмотра статистики и получения аналитических справок.

 

Треть респондентов не сталкивались с проблемами РМИС, которые приводили бы к усложнению процесса приема пациента (рис. 3). Но 29% из них эксплуатируют систему менее года и, возможно, просто не успели с ними столкнуться, а остальные 71% работают с системой достаточно долго и знают о способах быстрого восстановления работы с системой или имеют четкий отработанный алгоритм действий на этот случай. Максимальный срок простоя МИС из-за сбоев, по результатам опроса, составляет не более 4 часов.

Всего 12% опрошенных сказали, что во время сбоя системы могут продолжать работу в локальной копии и после восстановления все данные синхронизируются. Остальные вынуждены фиксировать необходимую информацию в Excel или на бумажных носителях и позже вручную вносить ее в систему. 

Сотрудничество с вузами

Практически все регионы стремятся к такому сотрудничеству, чтобы иметь возможность обучать студентов работе с МИС и проводить на базе учебных заведений курсы для действующего персонала. Однако реализовать это удалось пока только в Москве.

Мнение пользователей

Как показал проведенный iKS-Con­sul­ting опрос врачей в регионах, разработчикам часто не хватает времени на тестирование и отладку нового функционала, поэтому после обновления система может работать некорректно. В частности, с этим сталкивается медицинский персонал в Калужской области.

Нагрузка на РМИС непрерывно растет, в связи с этим отдельные системы работают довольно медленно и неустойчиво. С этой проблемой сталкиваются врачи Москвы, Татарстана и Новосибирской области. Высокая нагрузка также приводит к периодическим сбоям в работе РМИС, о которых сообщают работники ЛПУ практически всех регионов.

Аутсорсинг технической поддержки достаточно распространен, однако имеет свои недостатки. Известны случаи, когда специалисты технической поддержки намеренно допускали ошибки, которые затем периодически вызывали сбои в системе; это влекло за собой новые обращения медицинских организаций и, соответственно, дополнительные расходы. Доказать вину поставщика услуг в этом случае практически невозможно. Кроме того, пользователи часто бывают недовольны тем, что техническая поддержка реагирует на запросы недостаточно оперативно. Такая проблема существует, например, в Калужской области.

В Тульской области сообщили о нехватке оперативной памяти и недостаточной производительности работы тонких клиентов. Недостаточность вычислительной мощности и памяти ПК при усложнении установленной системы видят пользователи в Новосибирской и Калужской областях.

Врачи также отмечают недоработку технологических процессов. В Татарстане, например, это дублирование записей пациентов из-за вариативности написания имен и фамилий, в том числе с буквами е/ё. В Калужской области присутствует двойная нагрузка на персонал (заполнение медицинских карт на бумаге с последующим переводом в электронный вид), остро стоит проблема обу­чения возрастного персонала работе с РМИС. В Чувашии отмечается серьезный разрыв между данными ЭМК в детской и взрослых поликлиниках, между электронной записью и ЭМК.

* * *

Информатизация здравоохранения, внедрение новых технологий происходит на фоне реформы здравоохранения и вызывает много критики. Тем не менее в передовых регионах пользователи отмечают улучшения в работе медицинских учреждений и упрощение многих процессов, как межведомственных, так и внутренних. Это свидетельствует о том, что задано верное направление развития, и совместными усилиями разработчиков, сотрудников технических служб, медицинских работников и контролирующих органов действующую систему здравоохранения можно вывести на принципиально новый уровень.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!