Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Александра КРЫЛОВА  01 июня 2018

Приказано выжить, или Телемедицина в поисках модели монетизации

Нормативный акт, названный в медиа законом о телемедицине, действует уже почти полгода. Как он повлиял на траекторию развития дистанционных медицинских консультаций в России?

На фоне глобального рынка

На протяжении последних трех лет мировой рынок телемедицинских услуг растет в среднем на 20% в год, и в ближайшие 3-5 лет его объем достигнет, по разным оценкам, $40-55 млрд. Кратно увеличивается и количество пользователей таких сервисов: если еще пять лет назад оно составляло  350 тыс., то к концу 2018 года к услугам дистанционных медицинских сервисов в мире прибегнет 7 млн человек. Эти данные привел  на бизнес-бранче «Телемедицина в России: что нас ждет в 2018 году», организованном ИД «КоммерсантЪ», Владимир Гурдус, член Экспертного совета Правительства РФ. Тон на глобальном телемедицинском рынке задают США и страны Юго-Восточной Азии, а Европа пока от них отстает.

По результатам, достигнутым сегодня в этой области в США, где в 2017 году в цифровое здравоохранение было вложено $4,7 млрд и 70% работодателей предлагали телемедицинские услуги своим работникам, можно, убежден эксперт,  судить о развитии сервиса дистанционных медицинских консультаций в нашей стране в перспективе ближайших лет. Также показательным может быть и опыт Великобритании: 75% всех пациентов Туманного Альбиона используют онлайн-доступ к своей медицинской информации.

В России с момента вступления в силу Федерального закона № 242-ФЗ какого-либо революционного  рывка в сфере телемедицинских сервисов не произошло, есть интерес, идет накопление опыта. Государство в лице Министерства здравоохранения РФ сфокусировалось на организации взаимодействия «врач — врач» в режиме реального времени, которое выстраивается между федеральными центрами и региональными клиниками и больницами. В области работы с медицинскими данными приоритетом является создание государственной единой медицинской информационной аналитической системы. И, как считает Владимир Гурдус, в течение ближайших лет – оно будет краеугольным камнем развития информационных технологий в здравоохранении. Несколько пилотов по тестированию дистанционного взаимодействия в режиме «врач — врач» сейчас ведется в  регионах России, но, как и проекты в области удаленного мониторинга состояния пациентов, они еще не приобрели для государства приоритетного значения.

В развитии телемедицины  сегодня участвуют частные компании, как из сферы ИТ, так и медицинские. Полной картины рынка сегодня нет ни у кого, так как аналитика, охватывающая деятельность игроков из обеих групп, отсутствует. Ясно только, что и сервисы дистанционных медицинских консультаций в режиме «врач — пациент», и ИТ-инструменты для хранения и обработки больших медицинских данных сейчас являются полем деятельности множества стартапов, состав которых постоянно обновляется: на место выбывшей из игры команды заступают две новые.

Нормативная база как препятствие?

Барьер, о который разбиваются надежды молодых компаний, -- это нормы, прописанные в отраслевых документах Минздрава России, прежде всего в Федеральном законе № 242-ФЗ, а также в выпущенных позднее подзаконных актах. Они фактически ограничивают сферу проведения телемедицинских консультаций в режиме «врач — пациент» рамками вторичного приема. «Законодатель четко установил, что можно делать в режиме онлайн и что нельзя», -- констатировала Александра Орехович, заместитель директора ФРИИ по правовым вопросам. И в этом, по ее мнению,  заключается проблема для телемедицинских сервисов, вынужденных следить за тем, чтобы в ходе первичной консультации врачом не ставились диагнозы и не делались назначения, не разрешенные законом.

Еще одним фактором, обрекающим телемедицинские сервисы на выживание,  как это ни парадоксально, является недостаточность отраслевой нормативной базы: отсутствие в ней порядка интеграции с единой системой идентификации и аутентификации «иных информационных систем»,  т.е. платформ, на которых дистанционные медицинские консультации и проводятся. Учитывая, что использование ЕСИА при проведении телемедицинских сеансов  – это требование  нового закона и к врачам, и к пациентам, нельзя не согласиться с прогнозом Александры Орехович на 2018—2019 годы о том, что борьба провайдеров дистанционных медицинских консультаций за выживание продолжится.

Синергия ИТ и медицины в рамках группы компаний

Рецептов продления жизни телемедицинских сервисов из дискуссии можно выделить несколько. Первый из них – тесное партнерство медицинской и ИТ-компании – применили «дочки» АФК «Система» Центр инноваций МТС и сеть коммерческих клиник «Медси» в приложении для дистанционных медицинских консультаций SmartMed. Техническая реализация сервиса, включая обеспечение безопасности данных, находится в зоне ответственности Центра инноваций, а задача медицинской организации – проведение дистанционных медицинских консультаций врачей-специалистов и интеграция всех записей, сделанных ими по итогам таких сеансов, в электронную карту пациента. Сейчас в сервисе «Медси» работают 120 врачей, имеющих в соответствии с требованием Федерального закона № 242-ФЗ усиленную квалифицированную цифровую подпись, а в перспективе планируется вовлечь в эту работу всех врачей коммерческой сети клиник. Как признала Елена Щербо, руководитель ее проектного офиса, изначально с помощью сервиса телемедицинских консультаций планировалось разгрузить специалистов, ведущих первичный прием пациентов, однако принятие закона внесло коррективы в эти планы, и теперь приложение SmartMed используется в клиниках «Медси» для маршрутизации клиентов.

Подписная модель и/или кросс-продажи?

Другой путь, который особенно актуален сегодня для независимых телемедицинских сервисов, выполняющих роль посредника между врачами и пациентами, связан с поиском оптимальной модели монетизации, которая бы по стоимости устроила и провайдера сервиса, и пациентов, сообщил Иван Картовицкий, председатель правления Национальной телемедицинской ассоциации. По его словам, сегодня себестоимость одной дистанционной телемедицинской консультации составляет в среднем около 850 рублей. Для некоторых регионов России это сумма сопоставима со стоимостью очного приема в коммерческих клиниках, а то и превышает ее. И это обусловливает выбор пациентов не в пользу телемедицинских сервисов.

Сегодня участниками рынка используются три модели продажи сервиса пользователям: во-первых, единоразовая дистанционная медицинская консультация, во-вторых,  подписка, предусматривающая использование сервиса в течение месяца или даже года (как вариант – включающая в себя определенное количество обращений за телемедицинской помощью), и, в-третьих, кросс-продажи  через другие организации – банки и страховые компании.  

Продажа телемедицинских услуг массовым пользователям пока неэффективна, считает Дмитрий Домарев, руководитель направления медицинского маркетплейса компании DocDoc. Основной заработок провайдерам таких сервисов сегодня обеспечивают корпоративные продажи. Изначально добавление дистанционных медицинских консультаций в пакет ДМС может быть выгодно для страховых компаний, поскольку степень утилизации таких предложений в среднем невысока – от 0,01 до 7%. Но согласятся ли корпоративные клиенты на повторную покупку услуг, которыми не пользуется большинство сотрудников? Это вопрос. Для выживания в условиях низкой утилизации молодым телемедицинским сервисам нужно быть гибкими для того, чтобы легко адаптироваться и к потребностям клиентов, и к требованиям отраслевой нормативной правовой базы, заключил эксперт.

Ориентир  – пациентоцентричность

Степень утилизации телемедицинских консультаций неодинакова в разных нишах рынка. Так, по словам Дениса Юдчица, генерального директора компании «Мобильные медицинские технологии»,  проект «Педиатр 24/7» настолько популярен у подписчиков, что его утилизация превышает 10%, что выше, чем во многих развитых странах мира. Дело дошло до того, отмечает эксперт, что многие связанные с сервисом врачи-педиатры перефокусируются с очных приемов на консультации в режиме онлайн. Преимущество сервисов дистанционных медицинских консультаций, среди провайдеров которых во всем мире больше ИТ-компаний, чем госпиталей и поликлиник, считает эксперт, заключается в том, что именно они способны гарантировать единый формат помощи клиентам.

Для того чтобы сделать востребованными  услуги дистанционных медицинских консультаций в других отраслях медицины, и тем самым повысить утилизацию сервисов, провайдерам нужно задуматься над тем, как стать ценным для пользователей, считает Денис Швецов, директор по развитию клиник «Доктор рядом». До сих пор пациентоцентричность не была свойственна традиционной очной медицине. Так что сервисам телемедицины, находящимся в поиске моделей для выживания, стоит задуматься о переориентации в эту сторону. Нужно как минимум искать возможность как можно дольше продолжать отношения с пациентом, а как максимум участвовать в выстраивании цифровой медицинской экосистемы, принадлежность к которой и позволит создать дополнительную ценность для конечных пользователей.

Иными словами, выжить на российском телемедицинском рынке в 2018 – 2019 годах смогут сервисы, уже располагающие большой клиентской базой, ориентированные на поддержание максимально длительных отношений с пациентами и предоставления им телемедицинских услуг в едином формате. Кроме того, эксперты сошлись во мнении, что положительное влияние на рынок окажет государство в случае добавления дистанционных медицинских консультаций в режиме «врач — пациент» в программы ОМС.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!