Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Наталия КИЙ  05 февраля 2016

Старое доброе ТВ: как добавить песочку в часы?

Потертый динозавр, похоже, списанный  с National Geographic Channel, бродил по павильонам выставки CSTB.Telecom&Media`2016. Традиционное ТВ, безвозмездное или именуемое платным, все больше напоминает этого пожившего динозавра: и милый, и сфоткаться хочется, и за хвост подержать бы – а время его ушло.

Или уходит, если быть точнее и уважать большую и достойную индустрию, которая все же демонстрирует рост: динамика объема рынка платного ТВ в 2015 г. оценивается агентством iKS-Сonsulting как плюс 11,7% (68,4 млрд руб.), прирост числа абонентов 5,4% (почти 40 млн домохозяйств).

Лидеры рынка, как и много миллионов смотрящих в интернет, понимают, что песок в часах старого телевидения скоро закончится. «Мы 10 лет говорили, что основной вред в развитии индустрии –  много открытых каналов. У нас неправильная модель индустрии, и с ней мы вступаем в новый этап. Если мы будем плыть в старой модели, придут богатые и наглые и все скупят», – снова и снова говорит Юрий Припачкин, президент АКТР. И вот уже взмывают вверх руки аудитории круглого стола «Новая модель ведения бизнеса в области ТВ и телекома в условиях падения доходов», голосуя за пять открытых каналов в эфире, а остальные – «закрыть». Признаться, и моя рука в азарте сочувствия к долго строившей себя индустрии потянулась вверх.

Смех-смехом, но  хороша модель за счет интересов миллионов ТВ-смотрящих! Или за счет подрастающего конкурента. «Законодатели должны дать передышку операторам, транслирующим нелинейный контент, и заняться ОТТ-операторами», – наводит на цель   Наталья Братчикова, директор департамента маркетинга фиксированного бизнеса и ТВ МТС. И тут своя правда.  В 2014—2015 годы рынок платного ТВ находился в зоне правовой турбулентности: поправки в закон «О рекламе» и дилемма «национальный – иностранный контент», приведшие к падению рекламы на неэфирных каналах; ограничение до 20% иностранного капитала среди акционеров СМИ, а значит, сокращение инвестиций в отрасль. Добавляем привязку 90% затрат к валюте, пиратский контент – и оператора платного ТВ становится жалко!

К регулированию ОТТ-игроков и сервисов законодательство, по признанию самих законодателей (например, председателя комитета Госдумы по информационной политике, ИТ и связи Леонида Левина), не готово, поэтому онлайн-ТВ находится в зоне свободного развития  и наращивает преимущества.

В начале января наш ТВ-рынок был смущен заявлениями о приходе в Россию американского гиганта видеопроката, по сути мирового онлайн-кинотеатра Netflix. «Netflix – это те, кто хорошо использует технологию», – признает Юрий Припачкин. «Для всех хорошо, что Netflix приходит. В США он платит операторам связи. Рынок должен идти к тому, чтобы поставщики онлайн-видеосервисов  платили операторам за инфраструктуру и каналы», – убежден президент ГК «Акадо» Сергей Назаров. Пока судили-рядили-считали, пришли к выводу, что слухи о выходе Netflix на наш рынок сильно преувеличены, что это больше PR-кампания, да и тарифы заокеанского гостя (как минимум 8 евро в месяц) для российского рынка не очень интересны.

Не интересны, потому что среднее ARPU по России в 2015 г. составило 152 руб. в месяц (без НДС) с максимумом на Дальнем Востоке – 191 руб. и с минимум на юге России – 118 руб., в Крыму этот показатель оказался ниже среднего – 125 руб. (данные  iKS-Сonsulting). На нашем рынке жесткая ценовая война внутри сегмента платного ТВ и демпинг, в результате которого, как шутят участники рынка, «спутниковый оператор стал дешевле домовой антенны». Аналитики заговорили о маргинализации услуги спутникового ТВ в условиях стоимости базового пакета в 100-150 руб.

Несмотря на эти обстоятельства, лидер спутникового сегмента отечественного платного телевидения «Триколор ТВ» (НАО «Национальная спутниковая компания») в ушедшем году нарастил годовой ARPU на 317 руб. (до 1315 руб.), а выручку – на 42,7% (до 14,85 млрд руб.). «Выручка растет по кривой с более крутым углом, чем число абонентов. Это залог стабильного бизнеса», – прокомментировал генеральный директор «Триколор ТВ» Алексей Холодов. По обновленным данным iKS-Сonsulting, по итогу 2015 года «Триколор ТВ» с 22%-ной долей рынка по доходам обошел своего ближайшего конкурента по рынку платного ТВ – «Ростелеком» (20% рынка в денежном выражении) и превосходит его по доле в абонентской базе – 30% «Триколора» против 21% «Ростелекома» (далее следуют МТС, «Орион-Экспресс» и «ЭР-Телеком», разобравшие примерно по 7% зрителей).

Рекламу на каналы вернуть, пиратов закрыть, расчеты в рублях по курсу, онлайн платит операторам связи – эти нехитрые, очевидные и трудно выполнимые в нынешней ситуации требованиях индустрии платного ТВ вряд ли приведут к гармонизации в отрасли, которую ее общественным лидерам и регуляторам не удалось осуществить за десятилетие. Вектор развития ТВ в 2016 г., который называют для индустрии переломным, определит баланс экономических и технологических вызовов, внутренних сил и внешней конкуренции. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!