Rambler's Top100
Блоги Евгения ВОЛЫНКИНА

Белые пятна России

  20 августа 2008 Страница персоны
В прошлый раз я ездила на Кавказ пять лет назад, и вот этим летом обстоятельства сложились так, что в отпуск я опять отправилась именно туда. Наша самопальная группа запланировала поход через 6 перевалов примерно в том же районе, что и в прошлый раз, и с теми же точками старта и финиша. Я решила, что заодно посмотрю, как там обстоят дела с мобильной связью. Честно говоря, хотелось в этом плане каких-то приятных сюрпризов, но, как и следовало ожидать, не тут-то было!

Пункт первый - город Черкесск, куда нас привез поезд из Москвы. Ещё цивилизация. Здесь мобильная связь была вполне нормальной. В Черкесске нам предстояло получить пропуск в погранзону, к которой теперь относятся довольно обширные территории, примыкающие к официальной государственной границе России - Главному Кавказскому хребту. Процедура получения пропуска не заняла много времени, т.к. теперь, в отличие от ситуации пятилетней давности, заявление и документы можно послать по факсу в местное пограничное управление ФСБ (раньше всё можно было сделать только лично и занимало это иногда полдня и даже больше). Все исходные данные для этого можно найти в Интернете на нескольких туристических сайтах (на одном из них можно прочитать и ироничный комментарий типа "вот погранцы уже и факс освоили, а лет через пять дойдет очередь до Интернета, и тогда уровень "обслуживания" граждан еще больше повысится").

Пункт второй - примерно 100 км от Черкесска, стартовая точка маршрута, альплагерь "Узункол". Цивилизация закончилась: включила мобильник, сигнала нет. Хотя на некоторых Интернет-сайтах указывался мобильный телефон начальника лагеря. Интересно, как с ним связываются, когда он находится на рабочем месте? Кстати, этим летом в а/л "Узункол" был большой наплыв альпинистов, туристов и прочей сочувствующей публики. В июле там проводился первый фестиваль альпинизма, и перед его началом организаторы сообщали о договоренности с филиалом "Мегафона" об установке в районе лагеря базовой станции для организации мобильной связи. О практической реализации этой договоренности ничего сказать не могу: мы оказались в лагере уже после окончания фестиваля, но, возможно, в "нужное" время все работало. Правда и после окончания фестиваля на территории лагеря и в его окрестностях стояла масса палаток, было очень многолюдно, так что сотовые операторы могли бы заработать N-е количество денег.

В общем, отправляясь в поход по окрестным перевалам, я запрятала мобильник подальше, как совершенно бесполезную в этих краях вещь, и вспомнила о нем лишь в конце нашего маршрута в районе так называемых "Ворошиловских кошей" (полагаю, что Ворошилов реально не имел к ним никакого отношения и даже не подозревал об их существовании). С пограничного поста нас окликнули, мы обернулись и увидели, что к нам спешит молодой парень пограничник. Из нагрудного кармана у него торчала какая-то армейская рация, в одной руке была снайперская винтовка, а во второй - мобильник (!). Подойдя к нам, он сунул его в карман и спросил наш пропуск. Бумаги были в порядке, и он пожелал нам счастливого пути. Тут я не удержалась и спросила, ловит ли здесь мобильный телефон. Он ответил, что сигнал есть только на перевале Хотю-тау, а здесь в ущелье его нет и мобильник используется в качестве цифрового плеера. На Хотю-тау мы и должны были отправиться на следующий день, чтобы перевалить в Баксанское ущелье и спуститься вниз в известный всем отечественным горнолыжникам поселок Терскол, финальную точку нашего маршрута. Стало понятно, что базовые станции сотовой связи стоят, по всей видимости, на станциях канатной дороги, протянутой по склону Эльбруса.

Так оно и оказалось. На самом перевале я проверять не стала, не до того было. Потом мы пересекли ледовое плато и дошли до популярного места стоянок у озера под одним из ледников Эльбруса. Отсюда хорошо была видна станция "Мир" канатной дороги, до нее по прямой было метров пятьсот. Вот тут я и включила мобильник. Сигнал был очень сильный. Я позвонила домой и с удивлением услышала от перепуганных домашних о боевых действиях в Грузии.

На следующий день мы пошли вниз до другой станции канатки под названием "Старый кругозор". Здесь мы попали в «цивилизацию»: конкуренция наших сотовых операторов была видна невооруженным глазом. Между нижней станцией "Азау" и "Старым кругозором" вот уже второй год работают две линии канатной дороги. На двух облезлых вагончиках старой маятниковой канатки фигурировала реклама МТС. Кабинки новой канатки (точно такие же я видела в Альпах) были раскрашены рекламой "Билайна", и было их гораздо больше (по официальным данным, 58 штук). Те же корпоративные черно-желтые цвета присутствовали в оформлении зданий станций новой канатки. Так что "победитель" был очевиден. Еще один участник большой тройки несколько дистанцировался от этой "канатной дуэли": большие буквы слова "Мегафон" были установлены на крыше гостиницы "Чегет" в нескольких километрах от Азау. В многочисленных местных магазинах и лавчонках висели объявления о приеме платежей за мобильную связь любого оператора в размере от 10 рублей и более.

В общем, господа горнолыжники и горнопляжники не испытывают никаких неудобств с сотовой связью на известных курортах Баксанского ущелья Приэльбрусья. А альпинистам, горным туристам и немногочисленным жителям не столь популярных ущелий можно посоветовать философски относиться к отсутствию этого «блага цивилизации». Меньше знаешь - крепче спишь.


Ознакомиться с другими впечатлениями о связи в далеких и не очень странах, а также рассказать свою историю можно
 на странице нашей летней IKS-акции Holiday Telecom

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

5.01 14:31 teaniaviz:
Какая познавательная статья вышла! Респект автору! :)