Rambler's Top100
Блоги Вера Константиновна ШУЛЬЦЕВА

Чудо из чудес (продолжение - сколько стоил телефон)

  26 ноября 2007 Страница персоны
Сколько стоил телефон
 

В России «ценность» телефона считается проблемой социальной и крайне болезненной для всех – и для связистов, и для потребителей. Причин тому много, однако, в первые тридцать лет становления телефонной связи тарифная политика развивалась в полном соответствии со всеобщим законом о жизненных циклах продукции. Первый телефон Белла стоил очень дорого, причём частные лица платили вдвое дороже, чем предприятия. Абонентская плата для населения составляла 250 руб. в год. Кроме того, цена зависела от расстояния. Если линия превышала три версты, то за каждую дополнительную (1,06км) приходилось добавлять к этой сумме около 50 руб. А по меркам того времени деньги эти были немалые!

 

Позволить себе такую роскошь, как телефон, могли только люди состоятельные. Поэтому  доля частных лиц в структуре абонентской базы тех времён составляла лишь 20%, а  львиная  - приходилась на торговые (47%) и прочие предприятия (33%).

 

По условиям концессии, тарифы не менялись все двадцать лет и снизились только с приходом нового хозяина. Шведско-датско-русское акционерное общество установило другие пропорции и три категории годовой абонентской платы: 63руб. 20 коп. взимались с частных лиц, 102 руб. 70 коп. – с городских учреждений, и 79 руб. стоил коллективный телефон. По-прежнему учитывалось расстояние. Если абонентская линия превышала три версты, то за каждые 100 саженей (213 м) приходилось платить 5 руб. Дополнительный аппарат, установленный в том же здании, стоил 30 руб. в год, в другом – ещё больше (в абонемент включалась стоимость линии из расчёта 100 саженей = 5 руб.).

 

                                Цены на основные продукты питания в 1897 г.

Молоко, 1 л                                 10 коп.

Яйцо, 10 шт.                                 50 коп.

Сметана, 1 кг                       1 р. 50 коп.

Курица, 1 шт.                                40 коп.

Картофель, 1 мешок

                      зимой               1 р.75 коп.

                      летом                1 р.00 коп.

Масло сливочное, 1 кг        1 р.20 коп.

Лосось,                    1 шт.      1 р. 00 коп

Рис,                           1 кг                20 коп.

Мука,                         1 кг               12 коп.

Сыр русский,         1кг                  50 коп.

Хлеб чёрный, 1 буханка               2 коп.

Ситный                                             6 коп.

(Для примера: зарплата телефонистки составляла до 32 руб. в месяц.)

Ситуация коренным образом изменилась в советские годы. После Октября Центральная станция была почти полностью разрушена, большинство подстанций не действовало. Гражданская война, разруха и голод исключали возможность быстрого восстановления телефонной сети. Поэтому согласно постановлению Совета народных комиссаров, подписанному В.И. Лениным 13 июля 1918 г., все московские телефоны объявлялись временно находящимися в распоряжении особой комиссии. В первую очередь ими обеспечивались советские учреждения, затем население города. В каждом доме предусматривалась установка одного аппарата, которым могли пользоваться все жители. Если он находился в квартире, то ответственный квартиросъёмщик был обязан обеспечить беспрепятственный доступ к телефону всех жильцов дома. На окраинах города жители распределялись между ближайшими домами, имеющими телефон. Им раздавали специальные карточки «на право доступа», в которых были указаны соответствующие номер и адрес. Противодействие этим правилам пресекалось в судебном порядке. В 1920 г. специальным декретом часть телефонов личного пользования была передана на нужды хозяйственных стратегических пунктов, увеличено число телефонов общего пользования. В те годы телефон был практически бесплатен, но в 1921 г. ввели тарифы.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Поделиться:

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

26.11 21:46 Jose! Заработная плата инженеров-связистов до революции колебалась в границах от 120 до 300 руб. Это много!
26.11 21:52 Павел, история такова: вначале у Белла была установлена единая абонентская плата, позднее частный пользователь стал платить больше, чем предприятия, соответственно 250 руб. и 125 руб. Такая тарифная политика завела компанию в тупик - сеть не развивалась. Шведы провели глубокое исследование возможностей потребителей частного сектора по стратам и установили среднюю величину абонентской платы в размере 63 руб.20коп. Для предприятий она стала 102 руб.70коп., т.е ниже ,чем у Белла, но выше, чем у населения. В пользу такого решения говорят чисто экономические соображения. Во-первых, был достигнут доступный порог оплаты со стороны частного пользователя. Во-вторых, как известно, предприятия генерируют больший трафик... И только сравнительно недавно (порядка десяти лет назад) многие развитые страны стали практиковать единый телефонный тариф для всех категорий абонентов.
29.11 13:57. Здравствуйте Андрей! За данными по трафику рекомендую Вам обратиться в архив Мининформсвязи ( АТС №401 на Отрадной). Как экономист, но не историк, могу Вам сообщить только динамику роста абонентской базы МГТС. У Белла, которые начинали с нуля , среднегодовой темп ее прироста за период 1882г-1902г составил 16,7% (с 246 чел. до 3 тыс.) У шведов ритм возрос -21,75%, или 60,2 тыс. пользователей в 1916г. В начале НЭПа число абонентов "упало" до17,3 тыс. Среднегодовой темп прироста за 1921-1930 гг. достиг 16,4%. Наконец, 1930 год знаменит стартом первой АТС и достижением уровня телефонизации 1916 года. Второй Ваш вопрос, на мой взгляд, в полной мере не решен по сей день, но в опеделенной степени в Москве достижения на этой поляне ( по ценовому фактору и степени телефонизации) стали реально ощутимы в конце 60-ых - начале 70-ых годов.
26.11 11:20 Павел Грибин :
Получается, что когда Московский телефон достался шведам, частники стали платить меньше, чем предприятия? А с чем связаны эти изменения?
26.11 12:10 Jose Verney :
А есть информация, сколько зарабатывал инженер-связист до революции?
28.11 19:36 Андрей Зайцев :
Вера Константиновна, мои аплодисменты, чрезвычайно захватывающая история. Скажите пожалуйста, есть ли информация по трафику дореволюционному и постреволюционному и времен НЭПа ? Кто говорил больше -- "старые" русские или "новые" и когда говорение по телефону ( "все хорошо прекрасная маркиза") стало неотъемлимой частью жизни советских людей.