Rambler's Top100
Реклама
 
Блоги Никита БРОДСКИЙ

Консолидация в отрасли связь: Pro & Contra

  10 декабря 2009 Страница персоны
Телекоммуникации России вступили в стадию консолидации активов и вертикальной интеграции. Данный процесс несет в себе риски монополизации отрасли.

Консолидация происходит путем поглощения крупными компаниями средних игроков, в результате чего вымывается слой динамичного, конкурентного среднего бизнеса. Через 2-3 года отрасль будет состоять из 3-х (или 2-х?) крупных универсальных операторов, занимающих 95% рынка по выручке, и множества мелких игроков: домовых интернет-провайдеров, сетей коммерческого ТВ, специализированных ведомственных операторов и др. В условиях административного бесправия мелкие операторы будут маргинализироваться и вымываться с рынка.

Означает ли это, что мы движемся от конкуренции к монополии на рынке со всеми ее недостатками: неповоротливостью операторов, недостаточным вниманием к клиенту, низкой инновационной активностью, ценовым сговорам и т.д.? В значительной степени – да.

Следует отметить, что нынешний слой средних игроков на российском телекоммуникационном рынке сам, в свое время, сформировался путем консолидации мелких региональных компаний. Именно так были выращены общероссийские бренды Комстар, Голден Телеком и другие. Эти компании обеспечили бум предложения высококачественных услуг на рынке корпоративных решений (В2В). В данном сегменте сформировалась острая конкуренция, подталкивавшая операторов к экспериментам и инновациям.

Представляется, что в структуре крупных интегрированных компаний  инновационный фиксированный бизнес «потеряется» и утратит динамику. Многомиллиардный мобильный бизнес на массовом рынке подавляет интерес к нишевым продуктам и технологиям, индивидуальным решениям, которые активно развивали операторы фиксированной связи.

Безусловно, консолидация мобильного и фиксированного бизнеса дает преимущества нашим компаниям в зарубежной экспансии. Соответственно, данное направление развития российских телекоммуникаций – международное – становится на среднесрочную перспективу магистральным.Что же касается внутреннего рынка, то для сохранения динамики последних 15 лет необходимо максимальное содействие выращиванию нового слоя средних игроков, которые должны стать новыми звездами в отрасли. Каким образом это может произойти:
1.     Появление новых игроков в В2В сегменте. За счет снижения качества обслуживания малые и средние корпоративные клиенты будут переориентироваться на новых провайдеров. Сегодня уже возникли бренды, активно теснящие лидеров В2В рынка: Простор, Энфорта и др.
2.     На фиксированном В2С рынке началась сегодня гонка оптических технологий. На базе решений FTTx операторы будут бороться за клиента, предлагая пакет из HDTV, высокоскоростного симметричного Интернет. В дальнейшем сюда добавятся решения Femtocell, IMS и др. Наиболее подготовленными к данному этапу сегодня являются операторы НКС, Акадо и др.
3.     По мере повышения уровня проникновения Интернет будет набирать вес категория контент-провайдеров и виртуальных операторов.

Учитывая характерное для России тяготение к монополизации хозяйственной деятельности, сохранение здоровой конкуренции в отрасли является важнейшей задачей регулирования на современном этапе.

 

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

11.12 11:47 Дмитрий Кутявин:
Разрешите, добавить: - возможность появления операторов – ИТ подразделений крупных корпораций, которые будут выделены в самостоятельные организации; - развитие "greenfield" операторы мобильного WiMAX, оказывающие услуги на B2C и В2В рынках.