Rambler's Top100
Реклама
 
Блоги Лев Алаев

Предупрежден – значит вооружен

  01 июня 2011 Страница персоны
Совсем недавно "Яндекс" запустил сервис по поиску авиабилетов.  Однако в этой сфере  сейчас активно действуют мошенники. А с таким сервисом, как Яндекс.Деньги, - тем более их активность  увеличится.

Возможно, будет очень интересно узнать об этом, чтобы поостеречься. Тем более что буквально на днях появился живой пострадавший..:-(

Метапоисковик авиабилетов AviaSales.ru, который многие пользователи социальных сетей знают и пользуются им при подборе авиабилетов, в качестве одного из каналов взаимодействия с пользователями использует группу в соцсети ВКонтакте.

Группа довольно большая, с полумиллионом участников и высокой посещаемостью (посмотреть группу можно тут ).

Некоторое время назад к руководству группы компании AviaSales стали поступать жалобы (в том числе и личные сообщения), основным содержанием которых являлось то, что кто-то, представляясь именем AviaSales, предлагает участникам группы приобрести авиабилеты со скидкой от 20 до 50%. Оплату предлагают произвести с помощью терминалов. Сразу хочется уточнить, что AviaSales не продает авиабилеты, а реализует поиск и сравнение цен по нескольким агентствам и предлагает пользователю выбрать, в каком агентстве билет купить. Наценка агентств на авиабилеты составляет от 2 до 7%, таким образом, скидок в 20, а тем более 50% просто не может быть.

Итак, схема мошенничества. Преступник покупает авиабилет по данным чужой кредитной карты и передает данные электронного билета жертве. Жертва проверяет валидность брони и оплату либо на сайте одной из GDS (глобальные системы бронирования) либо позвонив по телефону в авиакомпанию. И только после этого переводит деньги мошенникам. У людей, знакомых с процессингом кредитных карт, может возникнуть вопрос:  "А как же антифрод?". Тут всё довольно просто. Имя на карте не совпадает с именем пассажира, транзакция подозрительная, должен сработать антифрод. Это легко обходится. Приобретается два авиабилета: один на имя жертвы,  другой на имя владельца карты.

Откуда берутся данные чужих кредитных карт? Из разных источников: помимо классического воровства есть утечки целых баз данных карточек, которые продаются, в том числе через Интернет, об одном из примеров рассказывают тут .

Какие могут быть последствия?

Не очень ужасные. Многие авиакомпании, к сожалению небольшинство, просят предъявить при регистрации карту, по которой был приобретен билет. Если владелец карты вовремя обнаружил пропажу денег, он сделает chargeback (чарджбек - процедура опротестования транзакции плательщиком, при которой сумма платежа безакцептно списывается с получателя и возвращается плательщику)  и жертву просто не пустят в самолет. Жертва теряет деньги, отпуск испорчен, но жить дальше можно.

Очень ужасные. Если чарджбек произошел во время путешествия, вот тут возникают серьезные проблемы. Жертва проходит checkin (регистрацию)  на обратный рейс, и тут выясняется, что билет аннулирован по подозрению в мошенничестве, однако часть услуги уже оказана. И в этот самый момент подключаются органы правопорядка. Поскольку состава преступления в действиях жертвы нет, рано или поздно она окажется на свободе, но несколько часов, а то и дней,  за решеткой вполне может провести. И еще придется оплатить билет заново.

Как с этим бороться?

В первую волну таких мошенничеств, еще в 2008 году, руководство компании AviaSales пыталось взаимодействовать с отделом К, службой безопасности "Аэрофлота" и т.п. Но насколько известно, ничего не произошло.  Сейчас же компания приняла решение действовать по другой схеме:  создав и запустив робота в соц.сети "Вконтакте", который предупреждает всех новых участников  группы  о возможном мошенничестве. После запуска робота жалобы сократились на порядок.

Следующим шагом был перевод группы из открытого в  закрытый режим, новые участники добавляются только после одобрения администрации. Количество жалоб сократилось практически до нуля.

Однако и враги не дремлют. Преступники создают собственные группы и привлекают туда участников. Руководство компании AviaSales пыталось через администрацию соцсети закрыть эти группы, но администрация "Вконтакте" требует доказательств, которых, разумеется, нет.

Но проблему нужно знать в лицо:

http://vkontakte.ru/aviaetiket группа более 100 000 участников

http://vkontakte.ru/club21351221 группа более 94 000 участников

http://vkontakte.ru/club19827768 группа более 21 000 участников

«Уже слышу крики правозащитников: «Нельзя никого обвинять без доказательств, это клевета». Нет проблем! Пусть подают наменя в суд»,- делиться со мной в разговоре основатель и руководитель сайта AviaSales Константин Калинов.

Так как же быть? Вспоминается поговорка «скупой платит дважды». Стоит быть предельно аккуратным при любых операциях, связанных с электронной коммерцией,  коммуницировать на прямую с официальными представительствами, если речь идет о социальных сетях, и желаю вам не попадаться в руки мошенников!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.