Rambler's Top100
Реклама
 
Блоги Михаил ЕМЕЛЬЯННИКОВ

Коммерческая тайна: кругом-МАРШ!

  01 декабря 2011 Страница персоны

Складывается впечатление, что область использования института коммерческой тайны в последнее время неуклонно сокращается, причем происходит это на государственном уровне. При этом нельзя сказать, что государство стремится к тайнам частного бизнеса, ограничивая права владельцев информации на отнесение сведений к категории коммерческих секретов. Никакой очевидной логики увидеть не удается, а факт остается фактом.

Началось это еще 1 января 2008 г., когда вступили в силу Четвертая часть Гражданского кодекса и новая редакция ФЗ «О коммерческой тайне».

Одним росчерком пера законодателей были введены три тождества:

Информация, составляющая коммерческую тайну = ноу-хау Информация, составляющая коммерческую тайну = секрет производства (оба равенства – в ФЗ «О коммерческой тайне) Секрет производства = ноу-хау (в 4-й части Гражданского кодекса).

Сделано это было с присущей нашим законодателям элегантностью и, одновременно, иезуитством.

В ФЗ «О коммерческой тайне» (98-ФЗ) используются две конструкции: в ст.1 - «в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау)» и в ст.3 «информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства)».

В 4-й части ГК РФ два равенства сокращены до одного в ст.ст.1225 и 1465: «секрет производства (ноу-хау)».

Из этих пассажей всякому, изучавшему арифметику Магницкого, формальную или математическую логику (что-нибудь одно на выбор), ясно, что:

Информация, составляющая коммерческую тайну (ИКТ) = секрет производства = ноу-хау.

Причем всем трем понятиям (зачем три?) и в ГК РФ, и в 98-ФЗ дается одно и тоже определение: «сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны».

А теперь вопрос: может ли иметь коммерческую тайну организация, не ведущая производственную деятельность? С одной стороны, очевидно, что да: информация-то любая, в том числе организационного и экономического характера.

А с другой стороны секрет производства все-таки.

На всякий случай, дабы в суде не закопали, обладатели исключительных прав на секреты свои перечни ИКТ почистили.

Дальше – больше. Раньше вопросы о допуске аукционеров к ИКТ решались просто.

Например, из Постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 07.09.2000 г. по делу № Ф09-1246/2000-ГК (иск ОАО «СаСКо-стокс» к ОАО «Уралсвязьинформ» о предоставлении копий документов бухгалтерского учета): «В предоставлении информации, составляющей коммерческую тайну, есть ограничения. Следовательно, АО вправе не допускать своих акционеров к документам, которые составляют коммерческую тайну». Просто и ясно.

Но уже в 2006 г. сразу два арбитражных суда обязали раскрыть данные бухгалтерского учета владельцам пакетов, состоящих более чем из 25% акций, исходя из неограниченности права акционеров на доступ к информации, предусмотренной п.1 ст.91 и п.1 ст.89 закона «Об акционерных обществах».

Дело с бухгалтерской отчетностью законодатели довели до логического конца.

22 ноября этого года Дума приняла, а 29 ноября Совет Федерации одобрил и направил на подпись Президенту новую редакцию ФЗ «О бухгалтерском учете». В новой редакции из ст.10 бесследно исчезла часть 4, гласившая, что «содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну». Более, в ч.11 ст.13 появился новый императив, перечеркивающий всю предшествующую практику: «В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны». Опять – просто и ясно.

Я обещал рецепты.

Их по поводу изложенного два.

Первый. Тем, у кого установлен режим коммерческой тайны – пересматривайте перечни ИКТ. Наличие в перечне неохраноспособной информации может явиться основанием для оспаривания его в суде, а в случае принятия такого решения – основанием для признания неправомерности установленного режима КТ в целом со всеми вытекающими последствиями.

А второй – после продолжения темы.

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.