Rambler's Top100
Реклама
 
Блоги Михаил ЕМЕЛЬЯННИКОВ

Снова про лицензии на ТЗКИ

  09 февраля 2012 Страница персоны

Как многие, наверное, знают, 3 ноября 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Для деятельности в области информационной безопасности в законе, напомню, было две новости. Как обычно, одна хорошая и одна плохая. Хорошая заключалась в том, что в отношении деятельности по  техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств появилась приписка «за исключением случая, если техническое обслуживание… осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя». А плохая – в том, что для деятельности по технической защите конфиденциальной информации такой приписки не появилось.

Расстроило то, что единственным законом, в котором сохранился термин «конфиденциальная информация», похоже, остался закон о лицензировании. Во всех остальных актах 200-ФЗ 2011 года выжег эти слова каленым железом, заменив на «информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности» и «информацию ограниченного доступа». Правда, не пояснив, чем эти понятия отличаются. Порадовало в 99-ФЗ то, что лицензии стали бессрочными.

Весьма оперативно ФСТЭК подготовила, а Правительство Постановлением от 03.02.2012 № 79 утвердило новое «Положение о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации», заменившее положение 2004 г., утвержденное Постановлением Правительства № 504. По этому поводу уже отпостились А.Лукацкий и А.Бондаренко.

Весьма кстати 7 февраля на пленарке 14-го Инфофорума начальник управления ФСТЭК И.Г.Назаров прокомментировал как новый закон, так и постановление.

Комментарий вкратце сводился к тому, что:

Лицензии теперь бессрочные, но тем, кто получил их до 03.11.2011, по истечении срока действия срочные лицензии придется переоформить. Переоформление потребуется и при изменении перечня лицензируемых видов деятельности в отношении тех, которые в имеющейся лицензии не указаны. Видами деятельности, указанными в лицензии, можно будет заниматься и без получения новой даже при изменении перечня. С 1 июля 2012 г. заявку на получение лицензии можно будет направлять в электронном виде. ФСТЭК разрабатывает новый административный регламент деятельности по лицензированию.

Про собственные нужды и изменение понятия деятельности по ТЗКИ комментариев не было. Как обычно на пленарках Инфофорума, вопросы из зала предусмотрены не были.

Несколько соображений об изменениях в Положении.

В п.1 в скобках дано пояснение, что же такое конфиденциальная информация: не содержащая сведения, составляющие государственную тайну, но защищаемая в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, формально техническая защита сведений с грифом ДСП не лицензируется. Из ГК РФ понятие служебной тайны ушло вместе с исключенной статьей 139, ФЗ «О служебной тайне» Госдумой с рассмотрения снят, а 8-ФЗ 2009 г. категорично и четко определяет (ст.5):

1. Доступ к информации о деятельности госорганов… ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.

2. Перечень сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, а также порядок отнесения указанных сведений к информации ограниченного доступа устанавливается федеральным законом.

Нет закона – нет ограничений. А закона нет.

В определении ТЗКИ «комплекс мероприятий» заменен на «выполнение работ».

В п.4 появился исчерпывающий перечень видов работ и услуг, требующих лицензирования. Сжато:

а) контроль защищенности конфиденциальной информации от утечки по техническим каналам (вопросов нет);

б) контроль защищенности конфиденциальной информации от НСД и ее модификации в средствах и системах информатизации (поскольку про собственные нужды нигде нет ни слова, похоже, речь идет о деятельности в рамках эксплуатации ИС – см., например, п.9 части 2 ст.19 ФЗ-152: контроль за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных);

в) сертификационные испытания;

г) аттестационные испытания и аттестация;

д) проектирование всякого в защищенном исполнении (по пунктам в)-д)), ИМХО, тоже без вопросов);

и самое интересное - пункт

е) установка, монтаж, испытания, ремонт СЗИ (технических СЗИ, защищенных ТСОИ, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) СЗИ, защищенных программных (программно-технических) СОИ, программных (программно-технических) средств контроля защищенности информации).

Жирным выделено мною. Получается «Установка программных СЗИ». То бишь, как справедливо пишет А.Бондаренко, антивируса в офисе. И, как справедливо пишет А.Лукацкий, на писюк или ноут вновь принятого на работу. Каждого. Т.е. надо звать лицензиата, чтобы в своей сети негромко чихнуть.

Лицензионные требования изменились незначительно, но знаково.

Индивидуальному предпринимателю, решившему на свой комп поставить антивирус, теперь надо иметь высшее профессиональное образование в области технической защиты информации либо высшее техническое или среднее профессиональное (техническое) образование при условии прохождения им переподготовки или повышения квалификации по вопросам технической защиты информации.

Наличие контрольно-измерительного оборудования (прошедшего метрологическую поверку (калибровку) и маркирование), производственного и испытательного оборудования, соответствующего требованиям по техническим характеристикам и параметрам, устанавливаемым ФСТЭК, теперь требуется не вообще, а для некоторых видов деятельности, но упомянутый пункт е) по-прежнему обуславливается приобретением оборудования.

Контроль защищенности от НСД требует наличия у лицензиата средств контроля, сертифицированных по требованиям безопасности информации, в соответствии с перечнем, утверждаемым ФСТЭК.

Если честно, не понял. Похоже, ФСТЭК утвердит перечень средств контроля, без которых проверять ничего будет нельзя. А может, речь идет просто о существующем перечне сертифицированных СЗИ, но он ведь не утверждается…

Сохранилось требование о наличии автоматизированных систем, аттестованных и (или) сертифицированных по требованиям безопасности информации. Но аттестовать можно только объект информатизации, а не систему. Опять загадка.

Вместо «нормативных правовых актов, нормативно-методических и методических документов по вопросам технической защиты информации» теперь требуется техническая документация, национальные стандарты (!) и методические документы, необходимые для выполнения работ и (или) оказания услуг, по-прежнему, в соответствии с перечнем ФСТЭК.

В качестве требования добавилось наличие системы производственного контроля в соответствии с установленными стандартами.

Про стандарты, как в области ИБ, так и производственного контроля, наверное, придется запостить как-нибудь отдельно. Там история, похоже, веселая – см. главу закона «О техническом регулировании».

Добавился порядок переоформления лицензии на новые виды работ и услуг и оказание услуг по адресу, не указанному в лицензии.

Исключены положения, вошедшие в новый закон о лицензировании.

Вроде бы все.

Будем ждать и смотреть. Опять.

Особенно интересна практика правоприменения нового положения в отношении юрлиц, которые никаких услуг по ТЗКИ не оказывают, но защищать информацию должны по закону. Пикантность ситуации в том, что видов информации, в отношении которой законами ограничен доступ, по разным оценкам у нас от 30 до 50. В том числе всякие там адвокатские, аудиторские, нотариальные и прочие тайны, тайны связи в телекоме и т.д. Ну, и конечно, персональные данные. 

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.