Rambler's Top100
Блоги Вера Константиновна ШУЛЬЦЕВА

Из жизни телефона (заключительная часть - И в шутку и всерьез)

  20 декабря 2007 Страница персоны
Пытались ли Вы когда-нибудь заниматься нормотворчеством? Если «да», то поделитесь, пожалуйста, опытом! Это наука, искусство, талант. Да, и мозги надо иметь особые! Видимо, именно поэтому наш человек за дело берется легко, и создает такие перлы, которые и «нарочно не придумаешь». Автору пришлось прикоснуться к подготовке антимонопольного законодательства в связи. Ситуация, прямо скажем, абсурдная, поручили-то не юристам, а научным сотрудникам. Писала преимущественно в сослагательном наклонении. Вердикт усердию: «Блестяще, но никуда не годиться!». Шульцева Вера КонстантиновнаЯсно, что и весь проект провалился. Любопытно, что с годами лексика данного творчества почти не меняется, более того, ее ущербность – явление интернациональное. Тут в каждом документе свой «изюм», но такой «пробы», что зуб сломаешь. Особенно хороши отраслевые нормативные акты. А инструкции - просто сказка, барабан судьбы, кимвал зовущий! Разумеется, настал час, и появилась на свет виртуальная модель рекомендаций, аж в трех измерениях, в блистательном исполнении Г. Пачикова (ИКС № 9, 2006г.). Идея осенила его в процессе ремонта стиральной машины, когда несколько деталей оказались лишними, а машина работала как новая. Но вернемся к телефону в первые суровые годы строительства социализма. Вспомним, что связь, как известно, область стратегическая. Факт очевиден и по сей день, но требования режима, как говорят, гармонизируются. Сравним «по умолчанию». А пока… 

 

Несколько примеров из правил внутреннего распорядка МГТС времен 1924 – 1926гг.

1. Каждый работник, состоящий на службе МГТС, обязан иметь при себе служебный билет (пропуск) с фотографической карточкой.

2. Служебный билет (пропуск) предъявлять часовому при входе, а также администрации по первому ее требованию.
3. Передача служебного билета (пропуска) другому лицу воспрещается под страхом уголовной ответственности. 

Опоздания и пропуски

13. Работники, не явившиеся в предприятие к установленному времени начала работы, считаются опоздавшими. Опоздавшие на время от 10 минут до 1 часа считаются пропустившими 1/4 дня, опоздавшие на время до 2-х часов считаются пропустившими 1/2 дня, опоздавшие более чем на 2 часа считаются совершенно отсутствующими.
14. Уважительность или неуважительность причин опоздания неявок на работу определяется РКК. 

Обязанности работающих в процессе работы

16. Всякая работа, имеющая личный характер, не допускается.

17. Строго воспрещается в предприятии:
а)
приносить и употреблять всякого рода напитки; явившиеся в нетрезвом виде немедленно удаляются и считаются отсутствующими с работы;
б) курить в помещениях и местах, где это воспрещено;
в)
уносить с собой на дом какое бы то ни было имущество, принадлежащее предприятию;
г) играть в карты;
д) ругаться;
е) читать газеты, книги и журналы;
ж) собираться группами для беседы личного характера в рабочих помещениях;
з) заниматься разговорами по служебному телефону по личным делам;
и)
переходить без дела из одного служебного помещения в другое;

к) являться в служебное помещение без дела;
л) принимать пищу и располагаться на отдых в служебных помещениях, где это запрещено.

В 1930 году наступает эра автоматизации, специалисты МГТС предлагают инструкцию для клиентов.

Из телефонных правил 1930 года

«Прежде всего, абонент снимает микротелефонную трубку и ожидает сигнал – непрерывный тональный звук низкой частоты (глухой рожок). Этот сигнал соответствует ответу телефонистки ручной станции словом «станция». Затем абонент приступает к выбору номера, для чего вставляет палец в отверстие диска против нужной буквы и повертывает диск до упора… Сигнал исчезает. Абонент вынимает палец, и когда диск под действием пружины возвращается в исходное положение, он вставляет палец в отверстие против нужной цифры и также повертывает диск до упора… При этом абонент должен помнить, что отнюдь не следует каким-либо образом ускорять движение.… Окончив набор последней цифры, абонент должен слушать – примерно 2 секунды. Если затем он услышит периодически повторяющиеся тональные звуки низкого тона (напоминающие звук глухого рожка), то, следовательно, номер свободен.… Если же он услышит короткие, часто повторяющиеся тональные гудки высокого тона, то это означает, что данный номер занят. В этом случае абонент должен немедленно положить трубку на рычаг и повторный вызов делать 2-3 минуты спустя». 

Да, умели наши отцы и деды писать образно, доходчиво, а главное - неповторимо. Сегодня же почти каждая компания имеет персональный корпоративный кодекс, собственный пакет ценностей (часто находится при себе, например, на брелке для ключей). Правила звучат красиво, но как похожи! Конечно, это не дадзибао, а подарки Норд-Веста. Психологи говорят, что штука полезная, вроде идеологии на местном уровне: коллектив сплачивает, украшает, дисциплинирует. Судить невправе, обезьянство огорчает. Е. Касперский, например, в своей лаборатории дресс-код не приемлет категорически. А что Вы по этому поводу думаете?

В заключение несколько шуток, разумеется, из жизни телефона.

Ученому не до комфорта

Для связистов терпение и умение приспосабливаться к меняющимся условиям – черта интернациональная. Американские специалисты вспоминают: в 1950г. заводы концерна Western Electric выпускали телефонные аппараты одного цвета и стиля. С целью снижения издержек лаборатории Bell было поручено установить оптимальную длину шнура. Для чистоты эксперимента были выбраны наугад 100 сотрудников, и вся «операция» проходила в строжайшем секрете. Каждый вечер у объектов наблюдения телефонный шнур укорачивался на 2,5 см. Соответственно велась статистика претензий. К концу 6-й недели, когда длина шнура стала меньше 60 см. (вместо исходных 140 см.), жалобы поступили… от 95 человек, к концу следующей – еще от четырех. И лишь один научный сотрудник ошеломил коллектив своей полной отстраненностью: он никак не реагировал на неудобство. И, говорят, до конца своей службы пользовался телефоном, у которого длина шнура всего 25 см. 

Искусство защиты

В Лос-Анджелесе телефонная компания готовила фильм в назидание своим служащим. В его сценарии была включена драматическая сцена, показывающая, как с юмором улаживать жалобы клиентов.
Клиент: « На эту чертову телефонную компанию ни в чем нельзя положиться. Разве не так?»
Служащий компании: «Но вы же получаете счет ежемесячно, без перебоев, разве не так?» (Л. Дж. Питер)
  

Cерия: «Вокруг телефона»

Из записных книжек С. Довлатова…      

  •   Хармс говорил: «Телефон у меня простой – 32 – 08. Запоминается легко: тридцать два зуба и восемь пальцев».
  • «Девушка, скажите номер Вашего телефона, ну, хотя бы приблизительно!»         
  • «Случилось это в Пушкинских Горах. Шел я мимо почтового отделения. Слышу женский голос – барышня разговаривает по междугородному телефону:«Клара! Ты меня слышишь?! Ехать не советую. Тут абсолютно нет мужиков! Многие девушки уезжают, так и не отдохнув!». 

Загадка Ковака

«Если неправильно набрать номер, никогда не будет гудка «занято». 

Всеобщие принципы Беса

1.Телефон зазвонит, когда вы находитесь перед дверью в квартиру и безуспешно пытаетесь открыть ее.
2.Трубку вы хватаете как раз тогда, когда в ней зазвучат сигналы отбоя.
 

Наблюдение

«Нет ничего громче молчания телефона». (NN)

Известный американский журналист Джордж Ф. Уилл предложил учредить Нобелевскую премию за остроумие: «Без физиков, химиков, экономистов мы, если прижмет, как-нибудь обойдемся. Без мира обычно обходимся. Без остроумия – пропадем!». И он тысячу раз прав.

Коллеги, давайте жить весело! Пополним кладовые профессионального юмора. Оставляйте в комментариях зарисовки, анекдотические ситуации, словом – все то, что кажется Вам достойным, интересным и смешным.

Поделиться:

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Алексей Юрьевич, спасибо! Старалась. В. Шульцева.
Ну, занимался я нормотворчеством. Не скрываю. Действительно, занятие своеобразное. Самое главное, чтобы выдаваемый текст был бы максимально однозначный с точки зрения понимания. Чтобы никаких разночтений. Достичь этого не просто, но стремиться надо. Безусловно, это идет в ущерб стилю. Совершенно своеобразный способ писания документов. Никакого отношения к литературному способу изложения не имеет и иметь не может. В принципе не может.
Можно сколько угодно хихикать по этому поводу, но нормативный документ НИКОГДА не будет написан в стиле этакого эссе. Наоборот, беда многих документов (в том числе и мною написанных, хотя, говорят, те документы, которые я в свое время ваял, были как раз терпимые) именно в неоднозначности трактовки. Сколько бед из-за этого...
Одно современное определение "точки присоединения", "уровня присоединения" или, к примеру, "коммутационного узла" чего стоят. Что-то из серии "Поле чудес. Угадал все буквы, но не смог назвать слово".
Что касается цитаты из правил 30-го года - то написано как раз вполне понятно и четко. Стиль, правда, с тех пор существенно изменился. Стал намного суше и обезличенней. В понимании современного написания подобных документов, приведенная Верой Константиновной цитата - почти роман. Тем более, занятно прочитать. Спасибо.