Rambler's Top100
Блоги Борис ЛАСТОВИЧ

Еще раз о рынке и его регулировании

  24 декабря 2007 Страница персоны

Рыночная экономика, при  всех ее  недостатках, имеет неоспоримое преимущество - автоматический  регулятор эффективности, действующий через конкуренцию. В телекоммуникациях  не менее  важной причиной  перехода к рынку (через  приватизацию  национальных операторов) послужила также необходимость привлечения частного капитала к инвестированию дорогостоящей реконструкции  и развития сетей. Именно средства акционеров позволили странам Западной Европы в конце прошлого века провести  перевод сетей общего пользования на цифровые технологии и резко снизить тарифы, обеспечить бум Интернета и полное покрытие своих территорий  сетями  мобильной связи. ЛАСТОВИЧ Борис Алексеевич

 

И у  нас тарифы  на ряд услуг - сотовую  связь, предоставление  доступа  к  Интернету  постоянно  снижались именно в результате  конкуренции,  а государство  не несет  расходов, связанных  с организацией массового предоставления  этих  услуг. Но это сравнительно новые  секторы  рынка. А какова эффективность введения рыночных отношений в целом, с учетом  выполнения телекоммуникациями  функций одной  из  систем жизнеобеспечения  государства?

 

Поскольку  эффективность  инфраструктурных отраслей проявляется  не только  в профильном бизнесе, но и во всех иных сферах  применения, то и автоматических  регуляторов  здесь  явно недостаточно. Рынок услуг телекоммуникаций нуждается в целевом государственном  регулировании, увязывающем коммерческие  интересы  участников  либерализованного рынка с нуждами  государства (как страны) и  его жителей. 

 

Полагаю,  что  с этой увязкой у нас пока неважно. За 12 лет действия рынка отставание приватизированных телекоммуникаций не преодолено,  существенного снижения тарифов не произошло. Остались и качественные отличия наших сетей от сетей Западных и всех иных стран с развитой  экономикой:

- Нет полного охвата услугами  населенных территорий. В статистике 2006г. числится  около 50 000 «нетелефонизированных» населенных  пунктов, причем большая часть - в регионах   Европейской части России. Реально, с учетом  зон покрытия  сотовой связи,  количество  таких  населенных  пунктов меньше, однако  это не снимает проблему.  

- Так и не проведена комплексная  модернизация, перевод сетей общего пользования на  цифровые технологии. Цифровизация  АТС (которой не видно конца), это лишь часть проблемы, теряющая свою актуальность с развитием новых технологий.

- Сети  общего пользования построены на неэффективных, сложившихся  еще в середине прошлого века принципах, ряд положений которых по-прежнему закреплены  действующими   отраслевыми  нормативными актами.

Очевидно, что  перечисленные  отличия  во многом определяют актуальные задачи развития  наших телекоммуникаций.  Как очевидно  и то, что чисто  рыночными методами  эти задачи не решить. Но неэффективны  сегодня и дорыночные, административные меры.   

 

К примеру, современные  новации  на сетях общего пользования, такие, как  переход на единую систему нумерации,  тарифные планы для абонентов стационарных сетей, принцип «платит  звонящий» водятся «органами исполнительной власти в области связи» административно.  Однако, в условиях  рынка и с учетом  отмеченных отличий, это приводит  к немалым финансовым  потерям операторов.  К примеру, в  Московской области  на некоммерческие проекты по приспособлению  старых сетей к новым требованиям в 2006г. было  направлено более 60% инвестиционных ресурсов, в 1997 ожидается  еще больше. Сотни  миллионов рублей расходуются на неокупаемые временные решения, растут расходы на эксплуатацию.

 

Любой специалист  знает, что временные решения имеют далеко не временные последствия.   В той же  Московской  области следствием таких решений стало наличие  как минимум  трех стационарных  сетей «Центртелекома», две из них  аналоговые - одна в коде 495, другая -496,  и третья – цифровая  АТМ  в коде 498. Сейчас строится  четвертая,  MPLS,   и есть надежда,  что на этот раз не очередная, а единая.

Чтобы эта надежда сбылась, необходимо не менее 10 млрд. рублей  капиталовложений,  срок окупаемости которых соизмерим со сроком амортизации новой сети. Понятно, что без долгосрочных  прямых инвестиций, требующих, в свою очередь, определенных гарантий инвесторам со стороны  государства, единая сеть  в ближайшие годы вряд ли будет построена, хотя сложившаяся ситуация и  противоречит требованиям действующим  нормативных актов.

 

Как показало время, новые  участники рынка вовсе не стремятся к участию в реализации инициируемых  государством программ социальной значимости. А традиционные, не сумевшие модернизировать свои сети, вынуждены  применять для этого  неэффективные  временные  решения.  В самом  деле, как еще можно на  архаичных  сельских телефонных  сетях организовать широкополосный доступ  для школ и отделений связи, установку электронных  таксофонов  во  всех поселениях?  Если к этому прибавить объявленную «Связьинвестом» задачу повсеместной  установки на существующих сетях современных билинговых систем, то потребности в инвестициях во временные решении  в пределах  холдинга становятся  многомиллиардными  и соизмеримыми по объему  со стоимостью модернизации сетей, начало которой в инициативном порядке положено  практически о всех регионах.  

 

Необходимо особо отметить, что при отсутствии прямых внешних инвестиций единственным их источником для операторов остаются собственные доходы. И не принципиально, расходуется уже поступившая плата за услуги или та, которую в последующие годы еще предстоит получить. Но имеющихся средств мало, а  использование заемных имеет как финансовые, так  и рыночные ограничители, т.к.  снижает  ликвидность и конкурентоспособность компаний-заемщиков. По этой  причине, полагаю, инвестиционные возможности компаний холдинга  близки к исчерпанию,  что подтверждают  показатели их годовых отчетов. Последствия. С учетом  растущей конкуренции в прибыльных секторах рынка не трудно прогнозировать последствия. 

Как видим,  механизм  взаимоувязки интересов  государства  и бизнеса  в системе регулирования российского телекоммуникационного рынка  пока несовершенен, преимущества в этой части   в полной мере не реализуются.  Для изменения  ситуации требуется решение, прежде всего, двух задач:
а) привлечение инвестиций
  - государство  либо само должно участвовать в инвестиционном процессе, либо  создать  условия  для  привлечения инвесторов, а лучше – то и другое;  
б) учет интересов бизнеса при реализации социальных и иных задач государственной значимости – операторы  не должны нести убытки от  неокупаемого  обслуживания  отдельных территорий  и групп пользователей. 

 

Решения этих задач давно известны и отработаны. Несколько примеров:

а) - В 2006 г в Китае было объявлено о завершении государственной программы сплошной телефонизации, выполнение которой много лет финансировалось  из бюджета. При том, что прямые инвестиции в связь  здесь на порядок  превышают российские.

- В конце 90-х государство полностью отдало «Дойчетелекому» 10 млрд. долларов  от приватизации,  за счет чего  и была проведена  реконструкцию сетей.  Примечательно, что  в те же годы наши  «МТС» и «Вымпелком»  также  успешно реализовали  на мировых биржах пакеты  акций и получили  по нескольку десятков миллионов долларов на развитие.

- Литовский телеком был продан иностранной компании  (вместе с обязательствами  перед государством). Новый владелец,  выбросив весь аналог, установил вместо сотен  АТС всего  три цифровых коммутатора, технологически, а не «организационно» централизовал управление сетями и их обслуживание – это к вопросу об эффективности реконструкции.

 

б) Во всех странах (где это необходимо), бизнес  операторов, вынужденных  предоставлять услуги  на  невыгодных для себя  условиях, защищается  через  механизм универсальной услуги. Убытки,  связанные  с  выполнением установленного  законом  требования к операторам предоставлять  любому своему пользователю   минимальный   набор  услуг по фиксированной  цене, компенсируются за счет отчислений других операторов, не имеющих таких обременений бизнеса.  

Уверен, что применение общепринятых  решений этих  задач регулирования существенно  повысило  бы инвестиционную  привлекательность и общую, «страновую» эффективность наших телекоммуникаций.


(Продолжение следует...)

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.