Rambler's Top100
Блоги Наталия КИЙ

Детская болезнь ТВ-интерактива: как лечить?

  26 декабря 2007 Страница персоны

«Это для лохов», – отмахивалась я, когда слышала с телеэкрана призывы поучаствовать в сиюминутной лотерее или викторине эрудитов с заманчивым призом размером в 15 тыс. рублей или кофемолку, а потом читала скандальные публикации в прессе о том, как наивных людей разводят «на деньги». Почему-то мне все это напоминало «акции» и «презентации» бытовой техники на вокзальных площадях. Кий Наталья Борисовна

«Этим увлекаются люмпены по всему миру», – подтвердила мои мысли сведущая  в международной телевизионной практике коллега.
Когда же по привычке за семейным столом я поделилась подобной  судебной ТВ-историей об эксплуатации немереного человеческого азарта с ущербом в тысячу долларов, двое из моих домочадцев потупили взоры.

Расспросы показали, что ученица старших классов не самой последней московской школы, спасаясь от знойной дачной скуки, «продула» в ТВ-викторине 800 рублей. А заслуженный работник культуры, страдающий бессонницей соответственно возрасту, был возмущен в ночи интеллектуальной беспомощностью нынешнего поколения, не способного отгадать элементарный кроссворд. Следствие – десяток безуспешных попыток дозвониться в эфир и минус три сотни рублей с мобильного счета.
         
«Вот твое хваленое интерактивное телевидение», – резюмировали «стар» и «млад» в свою защиту.

Когда заденет за живое, невольно забеспокоишься: а так ли это здорово – интерактивное ТВ, за которое ратует вся телеком-общественнность? И в верном ли направлении идет технологический прогресс?

* * *
Платные интерактивные сервисы, прежде всего на основе мобильной связи и чаще всего SMS, заметно активизировались на нашем ТВ пару лет назад и превратились в бизнес. Интерактивные акции получили форму голосования, конкурсов, викторин, розыгрышей призов, заказов, лотерей, опросов. В новое интерактивное пространство в разных формах ринулись практически все ТВ-каналы.

Несколько десятков телепрограмм стали предлагать мобильный интерактив, вовлекая телезрителей в формирование телеэфира. SMS-голосования и голосования звонками на короткие номера известны нам по самым громким программам федеральных каналов («Ледниковый период», «Танцы со звездами», «Народный артист», «Минута славы») и популярных нишевых каналов («СТС зажигает суперзвезду»). Чаще всего зрители определяют тех, кто должен покинуть проект, а кто достоит стать победителем.  На поле интерактивного ТВ ринулись нишевые телеканалы калибром помельче. Благодаря публикациям в прессе, а то и личному опыту многим хорошо известны передачи РЕН-ТВ «Деньги по вызову», «Время удачи» и «Деньги на проводе» от ТНТ, «Киномания» и «Культ наличности» от ТВ-3, «Лови удачу» (MTV), «Легкие деньги» (ТВ-Столица), «Классики» (ТелеДамскийКлуб), «Алло, ТВ!» (ТВ-Ц), «Вспомнить все» (ДТВ). Аналогичные проекты появились на российских региональных каналах (телевикторина «Твой шанс» на знание основ ислама в Дагестане; конкурс «Супермодель» на ТК «Южный Урал») и на просторах бывшего Союза (ежемесячная SMS-викторина «Сотовый мир» от оператора KATEL на канале «Пирамида» в Киргизии; известная российским зрителям викторина «Классики» стартовала на украинском канале «Сити»).

Однако части из названных российских телевикторин и конкурсов уже нет в эфире, другим из них сопутствует неоднозначное, мягко говоря, отношение общества. В их короткой истории уже зарегистрированы и судебные иски, и жалобы зрителей, и добровольное, и под давлением общественности изъятие программ из сетки вещания. Телевикторины обвиняют в низком качестве, нечестной игре и эксплуатации человеческих слабостей, с одной стороны, и неэтичном использовании магической силы телевидения, воздействующего на большинство органов чувств человека, - с другой.

Мы, как всегда, не оригинальны. За рубежом голосование широко используется в практике международных ТВ-конкурсов (пример --«Евровидение», певческое и танцевальное, где зрители выбирают победителя с помощью SMS-голосования). Интерактивные шоу с розыгрышем призов есть и на ТВ многих стран мира, и они практически одновременно с нами переживают сейчас неоднозначные времена.

Признаки таких азартных телешоу известны: сексапильные ведущие; легкие задания с заманчивым призовым фондом; просьба звонить в студию на короткий номер с мобильного телефона; стоимость звонка $1-1,5;  в эфир попадает каждый сотый, а то и более редкий звонок; правила и предупреждения о платности звонков и участии граждан не младше 18 лет идут в лучшем случае бегущей строкой и очень мелким шрифтом или размещены на сайте телерадиокомпании. Выигрывает в лучшем случае один из сотни, а деньги списываются со счетов всех позвонивших.

* * *
Сведущему человеку понятно, что «детская болезнь» телевизионного интерактива может сильно повлиять на развитие цифрового ТВ в целом. Его магистральное направление, сулящее отнюдь не только развлекательные, но и образовательные, благотворительные, социальные блага, – это интерактивность, наличие обратного канала со зрителем, который становится полноценным участником создания контента, как в эфирном ТВ, так и в нарождающемся IPTV, интернет- телевидении.

Сегодня удар приходится по бизнесу поставщиков контента, разработчиков приложений, технологических платформ. Завтра он станет ощутим и для телеканалов, и для сотовых компаний.

Наделение технологии теми или иными моральными свойствами в пределе может обрезать ветвь технологического, социального, общественного развития на дереве цивилизации и перекрыть по крайней мере на время доступ в мир всеобщей связности.

Очевидно, что надо защитить несознательного пользователя от «пены» и решить проблему качества и этичности интерактивных форматов -- с одной стороны, и дать возможность грамотно развиваться технологиям, рынку, бизнесу по прозрачным и четким правилам – с другой.

Уважаемые участники рынка интерактивного ТВ и юристы из медиа- и телеком-сообщества, у вас есть рецепты против «детской болезни» интерактива?

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.