Rambler's Top100
 
Блоги Вера Константиновна ШУЛЬЦЕВА

Не думай о почте свысока

  23 января 2008 Страница персоны
Почтовая служба в стране Восходящего Солнца работает, скоро и бесперебойно.* В высокотехнологичной Японии она вне критики. Электронная пока не теснит традиционную. Тут по-прежнему популярны письма и особой любовью пользуются поздравительные открытки. Служба ни на шаг не отстает от требований времени.

Любопытно другое: как мирная почта оказалась в эпицентре драматических событий и помогла вывести Японию из затяжной депрессии? Начнем с того, что сама структура ведомства особая. Национальная почта «приютила» под своей крышей (а вернее – куполом ) и гигантский банк, и страховую компанию.** Такой конгломерат, без преувеличения, – символ нового этапа экономического развития, а до недавнего времени – объект жарких политических баталий.

История
Становление современной почтовой системы в Японии датируется 1871 годом, вначале на «пролете» между крупнейшими городами Токио и Осака. Система организации и доставки была точной копией английской. Шел третий год после крушения феодализма. Страна жадно впитывала достижения западной цивилизации. Потребовался год, чтобы почтовая сеть «накрыла» всю страну. И еще три, чтобы открылись почтовые сберкассы для хранения вкладов населения. В 1877 году страна вступила во Всемирный почтовый союз, а в 1900 был принят закон о почте. Вскоре японская почтовая служба освоила еще один вид деятельности – страхование жизни.

С момента рождения и до начала XXI века почта была государевой службой. В 70-е годы прошлого века в сферу ее компетенции вошло еще и оказание кредитных услуг. Сегодня в стране насчитывается около 24 тыс. почтовых отделений, а число сотрудников составляет порядка 240 тыс. человек

Ключ в «сумке» почтальон
В 1990-х годах Япония переживала самую затяжную в послевоенной истории экономическую депрессию. Падал потребительский спрос, росло число банкротств, банки скрывали объемы невозвращенных кредитов и опасались давать новые. Правительству срочно были необходимы реформы. При их разработке в 1997 году впервые была выдвинута инициатива приватизации почтовой службы – самого крупного на тот момент остатка госсобственности, аккумулирующего в себе гигантские средства в виде накоплений граждан. Общий объем активов почтовых сберкасс и страховых контор превышал 3 трлн. долларов. Реформаторы считали, что государство крайне неуклюже распоряжается этими средствами. Однако тогда эту идею сочли несвоевременной.*** Ее противники опасались, что приватизация приведет к массовым увольнениями, а, следовательно, ослабит позиции правящей Либерально-демократической партии, ибо на выборах почтовые служащие были традиционно ее надежа и опора.

В 2001 году премьер Д. Коидзуми не только вернулся к этому проекту, но и сделал его центральным пунктом свой программы структурных реформ, которые должны были ускорить выход страны из депрессии. Неожиданно на этом поле популярный политика встретил глухую оборону внутри собственной партии, в основном со стороны влиятельных тяжеловесов. Конфликт привел к расколу в рядах ЛДП. Группа мятежных либерал-демократов проголосовала против приватизации. Проект в 2005 году не был принят. Тогда премьер пошел ва-банк: распустил нижнюю палату парламента для внеочередных выборов, которые фактически стали референдумом по вопросу приватизации почтовой службы. Итог оказался ошеломительный. ЛДП одержала крупнейшую в своей полувековой истории победу на выборах, взяв ключевую нижнюю палату под единоличный контроль. После этого законопроект о приватизации самого лакомого куска госсобственности был без проблем принят парламентом.

В итоге сугубо мирный образ почты в Японии ассоциируется с яркими и драматичными событиями истории. Так, в позапрошлом веке само ее появление стало символом бурной модернизации страны, а теперь она инициировала кардинальные реформы, вызволившие страну из плена экономической депрессии. Как бы там ни было, но именно при Коидзуми Япония получила второе дыхание, вырулив на магистраль хозяйственного роста. Разумеется, заслуга в этом почтовой приватизации скорее носит психологический характер  хотя бы потому, что ее практическое осуществление датируется лишь 1 октября 2007 года. Приватизация по-японски.

С этого дня вся 240-тысячная армия почтовых работников потеряла статус государственных служащих. В соответствии с законодательством, почтовая служба разделена на четыре компании, находящиеся под контролем управляющего холдинга - "Джапан пост холдингс", который на первых порах полностью принадлежит государству. Из осколков государственной мегакорпорации создан, в частности, "Японский почтовый банк" - ставший крупнейшим в мире. Общая сумма хранящихся в нем сбережений составляет 1,64 трлн. долл.! Второе образование - "Японская почтовая страховая компания". Совокупный объем заключенных с ней контрактов достигает почти 1 трлн. долл. Третья компания - так и называется "Японская почтовая служба". Она занимается доставкой корреспонденций. Четвертый участник группы - "Японская почтовая сеть", функции которой заключаются в управлении имуществом.

Процесс приватизации рассчитан на 10 лет. К 2017 году холдинг намерен передать частным фирмам контроль над банком и страховой корпорацией, оставив себе не более чем 30% долю. Ожидается, что уже в 2009 году их акции будут котироваться на фондовом рынке. По расчетам, к 2021 году объем чистой прибыли всей группы компаний достигнет 4,5 млрд. долл. Банк собирается расширять сферу деятельности, в том числе путем выхода на рынки ипотеки и систем кредитных карт, а страховая компания планирует освоить сферу медицинского страхования. При таком варианте логично ожидать, что обе корпорации будут вынуждены в определенной форме объединиться с другими компаниями, которые уже имеют прочные позиции в этих сферах деятельности. Между тем, появление Японского почтового банка серьезно взволновало местные финансовые круги, которые опасаются гегемонии нового гиганта на рынке индивидуальных клиентов. Повод для тревоги очевиден. Все эти компании остаются на службе государевой, которое может облегчать им условия работы в ущерб конкурентам.

В то же время инициаторы реформы убеждены, что она "даст импульс новому экономическому развитию страны". Такого мнения, в частности, придерживается один из архитекторов приватизации почтового дела - экс- министр по административным делам, ныне профессор университета "Кэйио" Х. Такэнака. По его словам, "приватизация почты окажет огромное влияние на банковский и страховой секторы, которые являются стратегически важными сферами для будущего Японии ".

*Летопись российская свидетельствует, что два века назад, даже в лихом захолустье, часы наши предки сверяли по почтовой тройке. То ли дело сейчас! Напомните, сколько на самом деле «ходит» письмо по стране? А в столицах?
**Помнится в начале перестройки бывший министр В. Булгак декларировал похожую идею.
***Такая мысль в те времена уже не была чисто японским изобретением.
Поделиться:

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.