Rambler's Top100
Реклама
 
Блоги Алексей ШАЛАГИНОВ

Цифровая трансформация в компании AT&T. Часть 1: Domain 2.0.

  25 ноября 2016 Страница персоны
Американская компания AT&T – крупнейший в мире оператор фиксированной и мобильной связи. В 2014 г. рыночная капитализация компании составляла 183 млрд долл., доход – 130 млрд. долл., EBITDA – 41 млрд. долл., чистый доход – 19 млрд. долл. AT&T обслуживает 160 млн. сотовых абонентов в США. Компания входит в число двадцати крупнейших компаний в мире.

Основы подхода трансформации NFV Domain 2.0 были изложены Джоном Донованом (John Donovan), старшим вице-президентом AT&T на Всемирном Мобильном Конгрессе MWC2015 в Барселоне в феврале 2015 года.


Джон Донован обозначил цель трансформации как «полное переосмысление концепции построения сети», в связи со взрывным ростом трафика данных, прежде всего видео, которое стало основным драйвером роста бизнеса. За последние 8 лет трафик передачи данных в сети AT&T вырос на 1000 (тысячу) процентов. Основной причиной такого взрыва Донован назвал широкое распространение смартфонов и планшетов, а также рост потребление видео-трафика на них. Видео стало основной услугой в сети AT&T, и занимает более половины всего трафика данных.

По словам Донована, есть два подхода, чтобы справиться с таким трафиком в домене передачи данных. Один подход – увеличить число сетевых узлов и повысить их пропускную способность. Однако, такой подход чреват резким ростом расходом и все равно не даст нужного эффекта. Нужен другой подход, который бы мог справиться с таким объёмом трафика, не увеличивая расходы драматически. Поиск другого подхода привёл AT&T к совершенно другой архитектуре сети, основанной на двух концепциях – программно-конфигурируемой сети SDN и виртуализации сетевых функций NFV. Эти концепции для оператора не новы – они были апробированы в дата-центрах AT&T десять лет назад. Пользователи дата-центров уже знакомы с их преимуществами. Вместо реализации функций на выделенном оборудовании, они выполняются при помощи программного обеспечения. Это позволяет упростить и стандартизировать оборудование, сделать его «расходным материалом» (off-the-shelf). Это также позволяет использовать ИТ-инженеров для развёртывания новых функций путём программных апгрейдов, вместо того, чтоб устанавливать для этого новое оборудование. Опыт AT&T показывает, что это более просто, выгодно, надёжно, гибко и масштабируемо, а также гораздо более безопасно. AT&T уже апробировало эту концепцию внутри своих дата-центров, и теперь хочет трансформировать всю свою сеть на этих принципах. Однако, в телекоммуникационной отрасли все может быть не так просто, как в ИТ. Такая трансформация сети оператора связи требует не только перехода на виртуальное оборудование, но и полное переосмысление и реорганизацию всего бизнеса, вплоть до управления работой «полевых» инженеров. Это требует «сдвига квалификации» с сетевого оборудования на программное обеспечение. Говоря простыми словами, AT&T должна стать «софтверной компанией» (software company). Это разрушает устоявшиеся основы (disruptive). AT&T уверена в том, что ей удастся это сделать, а также в том, что, если это работает в ИТ, то это будет работать и в более широкой телекоммуникационной отрасли. Задач перехода на виртуализацию и бизнес модель «софтверной компании» была поставлена в 2014 году. За первый год трансформации AT&T сделала много организационных и технологических преобразований, затрагивающих практически всех из 130 тыс. сотрудников AT&T. Больше нет отдельных департаментов ИТ и телекоммуникационной сети. Донован говорит, что половина всех усилий по цифровой трансформации – это внутренние организационные преобразования, в то время как другая половина направлена на внешние факторы – качество услуг, ARPU, и экономические показатели.

К 2020 году AT&T планирует виртуализовать не менее 75% своей сети с использованием облачной инфраструктуры и архитектуры SDN. К началу 2015 года уже около 400 ИТ-приложений было перемешено или добавлено в облако, что составляет примерно 40% стратегических ИТ-приложений AT&T. Уже около 400 тыс. процессорных ядер работают в этих облачных ИТ-приложениях. Это позволило повысить эффективность более чем на 50%, по сравнению с работой на выделенном оборудовании. Этот процесс уже затронул большинство из 46 тысяч местных офисов AT&T, которые охвачены распределённым интегрированным облаком AT&T. Таким образом, виртуализированная телекоммуникационная сеть и ИТ-система AT&T используют одну и ту же ИТ-инфраструктуру.

К началу 2016 года 14 млн. абонентов AT&T обслуживались на базе виртуализованного ядра сети (core), и было виртуализовано 21 сетевая функция, а до конца 2016 года планируется виртуализовать 86 VNF.

В 2016 году AT&T запустила услугу NumberSync, которая привязывает все мобильные устройства пользователя к его мобильному номеру.

Все это требует огромного объёма работ по планированию и подготовке, поскольку такого рода работы ранее не выполнялись. Это требует полного переосмысления всех подходов построения сети нового поколения, изменения бизнес-процессов, методов работы с поставщиками, администрирования новых систем и работы с персоналом. Что делать с людьми – является одним из важнейших вопросов. Новые бизнес процессы заставляют быстро адаптироваться практически всех сотрудников AT&T. Переход от инфраструктуры традиционного сетевого оператора к распределённой программной архитектуре – это настоящий культурный сдвиг, разворот на 180о (180o Pivot). Поэтому AT&T активно работает с ведущими университетами США, которые участвует в переобучении персонала AT&T и заранее готовят будущих сотрудников с новым мышлением из числа студентов. В AT&T работает команда из 2000 сотрудников, работающих над будущим видением сетей SDN. Разворот в квалификации и умении включает также и совершенствование корпоративной культуры, с ведущим принципом «клиент – превыше всего» (Customer First), который увеличивает наши возможности и снижает затраты. Этому придаётся огромное значение во всей организации AT&T. Одним из «культурных разворотов» является подход DevOps – разработка новых продуктов вместе с сотрудниками операционных подразделений, которые затем будут с ними работать.

В 2015 году AT&T запустила несколько продуктов на базе SDN. Четыре из наиболее многообещающих инициатив – следующие:

  • Услуга Network on Demand, которая позволяет корпоративным пользователям повышать и понижать пропускную способность своей виртуальной частной сети в реальном времени, таким образом, используя столько сетевых ресурсов, сколько им нужно в данный момент времени. Эта услуга быстро расширяет свою географию и к концу 2015 года уже охватывало большинство штатов США. В 2016 году услугой Network on Demand пользовались 275 корпораций по всему миру.
  • Драматическое преобразование мобильной сети AT&T. Производительность всей мобильной сети прежде всего зависит от её ядра (core). Большинство функций ядра ЕРС (Enhanced Packet Core) уже виртуализировано (vEPC). Основной эффект в том, что до vEPC мобильные приложения работали на выделенных серверах. Это приводило к тому, что сеть была сложной в топологии, дорогой и сложной в эксплуатации. Теперь, с переходом на стандартные серверы COTS, все эти функции переведены их «хардвера» в «софтвер». Таким образом, производить апдейты этих приложений стало не более сложно, чем устанавливать новые приложения или обновлять их на мобильном телефоне. Теперь добавлять ёмкость и расширять функционал стало очень просто, что позволило снизить сложность и стоимость сети. В 2016 году это дало возможность AT&T предоставлять услуги Connected Core и MVNO. По словам Андрэ Фютча (Andre Fuetsch), старшего вице президента AT&T по архитектуре (SVP of architecture and design) услугой уже пользуются несколько сот тысяч пользователей. В 2016 году планируется довести их число до более чем 1 млн.
  • Виртуализация голосовых услуг для предприятий и индивидуальных пользователей. Это означает, что все виды цифровизированных голосовых услуг (корпоративная услуга VoIP, WiFi Calling, Video Calling, VoLTE, HD-voice) переведены в одну общую сеть. Она называется платформой универсальных виртуализированных услуг и позволяет значительно повысить качество голосовых услуг. К началу 2016 года сеть VoLTE AT&T была крупнейшей в США и покрывала 295 млн. пользователей, и имела 27 млн. активных пользователей.
  • Интегрированное облако AT&T AIC (AT&T Integrated Cloud), построенное в соответствии с OpenStack. При этом различные элементы многих облачных платформ объединены в одно распределённое интегрированное облако, которое будет поддерживать все приложения – как корпоративные, так и публичные. К концу октября 2015 года облако AT&T AIC содержало 29 узлов, до конца 2015 года добавлено ещё 40 узлов. Всего в целевой архитектуре планируется создать более 150 виртуальных сетевых функций VNF. К началу 2016 года виртуализировано 5% сетевых функций, а до 2020 года их число составит 75%. Остальные 25% сетевых функций либо не требуют виртуализации, либо решение об их виртуализации будет зависеть от того, будут ли сами эти функции нужны к 2020 году.

Наиболее проблемная часть сети при виртуализации сетевых функций, по мнению Донована, – сеть доступа, в частности, проблема правильного выбора вычислительных узлов, где располагаются серверы.

Проблемой является и то, как объединить в одной сети разнородные услуги, например, низкоскоростные IoT, которые характеризуется высоким соотношением трафика плоскости управления (control plane) и трафика передачи данных (data plane), и высокоскоростные услуги, например, 5G, у которых наоборот, трафик данных на много порядков превосходит трафик плоскости управления.

Источник

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.