Rambler's Top100
Блоги Алексей ЛУКАЦКИЙ

Чего не хватает российской нормативке или почему одна картинка говорит больше тысячи слов?

  26 января 2017 Страница персоны
Во вчерашней заметке про новые требования по безопасности SWIFT я упомянул, что отечественным регуляторам не хватает умения визуализировать свои требования и свои документы, что сильно затрудняет применение их на практике. Я уже писал про сложность восприятия документов ФСТЭК , но сегодня я решил чуть раскрыть эту тему. Правда, уже с другой точки зрения, а точнее с точки зрения формата представления документов.

Все мы знаем про три типа восприятия информации - аудиалы (восприятие на слух), визуалы (восприятие через глаза) и кинестетики (восприятие через ощущения и касания). На самом деле есть еще и очень редкий, четвертый тип - дискрет, воспринимающий информацию через цифры, четкие доводы и логическое осмысление. Но знание этих 4-х типов не сильно помогает нам ответить на вопрос, почему тексты российских регуляторов воспринимаются хуже, чем тех же американских. Ответ заключается в таком явлении как "эффект превосходства образа", то есть восприятии визуальных изображений на порядок лучше, чем восприятие текста и тем более устной речи. Даже таблицы, не говоря уже о цифрах или просто стене текста, сложны для восприятия и скучны; от них устаешь уже через пару страниц и смысл документа начинает ускользать от читателя. Спасением являются иллюстрации и изображения, поясняющие или раскрывающие смысл тех или иных положений, а также правильное использование типографики (шрифтов), цвета, визуального ряда и макета/дизайна.

Приведу несколько фактов:
  • Изображения обрабатываются в 60 000 раз быстрее текста
  • 80% людей охотнее читают текст, который сопровождается изображениями
  • В тексте читается всего 28% слов и всего 20% прочитанного остается в памяти
  • Согласно теории Саноки-Сульмана люди лучше запоминают палитры, содержащие сочетание только трех или менее цветов, чем те, в которых четыре и более цвета, а также цветовое различие между контекстом и фоном может повысить нашу способность концентрироваться на контексте. То есть черный текст на белом фоне воспринимается гораздо лучше такого же текста еще и с красным заголовком. А еще эта теория объясняют, почему большинство презентаций регуляторов такое унылое гуано - их авторы почему-то считают, что если использовать для заголовков, текста, подписей на  слайде разные кислотные цвета, то так лучше будет восприниматься.
  • Феномен бинокулярного соперничества глаз требует от нас для нормального восприятия не перегружать страницу/слайд (именно поэтому "стена текста" не читается), выделять ключевые моменты, а также использовать тематические иконки.
  • Используемый шрифт влияет на восприятие контента и на принятие решений по результатам его чтения. Поэтому рекомендуется использовать удобочитаемые шрифты, отделять текст от изображений, не накладывать изображения на текст и оставлять достаточно свободного пространства между абзацами.
  • Согласно теории Кастелано-Хендерсона восприятие контента улучшают подходящие иконки или картинки для представления данных, расположенный в правильной последовательности контент (списки и таблицы), а также использование привычных цветов для важных объектов.
Ну а дальше будет несколько примеров, по которым вы, сами для себя, может судить о том, насколько легко или тяжело воспринимать представленную информацию (возможно у меня глаз уже замылен и я привык к нашим НПА по ИБ, но российские документы бросаются в глаза мгновенно):



ITU-T E.409 по реагированию на инциденты для организаций электросвязи

Финнский стандарт по критериям аудита ИБ (KATAKRI)

Канадский "ФЗ-152" (PIPEDA) 

Французский стандарт по анализу рисков  (MEHARI)


ISF SoGP

NIST SP800-53

Указание Банка России по угрозам ПДн

FFIEC IT Examination Handbook

Приказ №17 ФСТЭК

Приказ №470 Минэкономразвития 

Приказ ФСТЭК по КСИИ

СТО БР ИББС 1.3 по сбору доказательств

Проект ГОСТ с базовым набором защитных мер для финансовых организаций

Концепция по ГосСОПКЕ


Приказ №378 ФСБ

NIST CSF v1.0

Стандарт Катара по безопасности критических инфраструктур

Понятно, что рекомендация будет простой - учитывать особенности восприятия информации при оформлении документов. Для этого можно либо ориентироваться на мировой опыт (благо его полно) и попробовать сделать самостоятельно, не забыв проверимость на "читаемость" на коллегах, либо нанять дизайнера в штат (или найти любителя дизайнов и макетов среди сотрудников), либо заплатить (что, конечно, врядли) агентствам, специализирующимся на таких вопросах.

ЗЫ. Это же касается и многих корпоративных документов по ИБ, ориентированных вроде бы на рядовых пользователей, но совершенно ими не воспринимаемых. И причина тут может быть не в том, что контент плохой, а в том, что подача его неудовлетворительна.

Источник

Поделиться:

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.