Rambler's Top100
Блоги Алексей ШАЛАГИНОВ

2016 год: что было

  03 февраля 2017 Страница персоны
Новый год обычно принято начинать с прогнозов, но полезно также и посмотреть назад на прошедший 2016 год. Предсказания, особенно долговременные, носят умозрительный характер, и чаще всего основаны на метафизическом восприятии текущей ситуации, а не на диалектическом анализе тенденций.

Вот, например, как в начале 60-х годов прошлого века виделись масс-медиа в 2017 году:


«Москвичи выхватывали друг у друга свежую газету…». Никто и помыслить тогда не мог, что свежие газеты можно будет бесплатно взять со стенда в «Шоколаднице», чтобы скоротать время, пока кофе принесут, а новости о достижениях науки (уже не советской) «москвичи» будут читать, в основном, на смартфонах и планшетах (тоже не советских, и даже не российских).

2016 год был богат разнообразием перемен в тенденциях развития технологий и смене взглядов на них. В 2015 году такие технологии, как IoT, SDN и NFV, а также 5G, казались лишь перспективными, однако, 2016 год показал, что они уже стали частью реальных проектов. Не удивительно также было видеть большой интерес к виртуализации EPC, поскольку EPC важна как для 5G, так и NFV.

Не менее интересные события происходили и на арене конкуренции основных вендоров телекоммуникационного оборудования. Главным событием 2016 года, несомненно, стало приобретение такого монстроидального телеком-вендора, как ALU, скромной финской компанией Nokia, начинавшей в начале 80-х годов с выпуска туалетной бумаги (в 1981 году автор покупал такую бумагу в промтоварном магазине на Нижегородской улице в Москве, и что самое странное – без очереди…).

Как говорится, «кто бы мог подумать» …

Хотя об этом приобретении было официально объявлено в 2015 году, совместные операции ALU и Nokia начались лишь в январе 2016 г. Теперь на рынке решений для операторов связи остались фактически два главных вендора, покрывающих весь основной спектр оборудования телекома (если не считать нишевых вендоров): Ericsson и Nokia. И оба из Скандинавии.

Правда, есть еще два телеком-гиганта – известная всем с недавних пор китайская компания Huawei, а также ее «лучший враг», тоже из Китая, компания ZTE.

И хотя в 2016 году Huawei практически догнала по объему продаж Ericsson, который был для китайцев путеводной звездой в течение многих лет, нельзя говорить, что основным вендором на телеком рынке теперь является Huawei (кстати, точно сказать, догнала ли Huawei Ericsson, или нет, довольно сложно, поскольку Huawei – компания непубличная, на фондовом рынке её акций нет, и никто не может сказать, насколько точны публикуемые в ее годовых отчетах данные).

Дело в том, что спектр продуктов и решений Huawei очень широк и легче перечислить то, что компания не выпускает (пожалуй, только спутниковое оборудование), чем то, что она выпускает. А Ericsson всегда был больше сосредоточен на телекоме, и главным образом, на мобильных решениях, благоразумно покинув умирающий рынок фиксированной коммутации TDM более 10 лет назад. Поэтому, если говорить именно о телеком-рынке мобильных решений, то Ericsson здесь продолжает быть лидером, а в новых технологиях: 5G, IoT и пр. – особенно.

Однако, 2016 год для Ericsson стал непростым. Падение продаж к 3-му кв. 2016 достигло почти 15% — небывалая цифра за всю долгую историю компании. Маржинальность, хотя также сократилась до 28% (с 34% в 2015 г.), но все же остается на приемлемом уровне, чтобы говорить о здоровье бизнеса Ericsson.

В апреле 2016 г. после начала падения продаж в 1 кв. квартала, президент Ericsson Ханс Вестберг объявил о планах реструктуризации компании. Будут созданы два новых подразделения по облачным технологиям (по оборудованию и услугам). В компании проводится программа снижения расходов, а также готовится увольнение примерно 3-4% сотрудников. Годовая экономия, по плану, должна составить около 1 млрд долл.

Теперь обратимся к бизнесу Nokia, подмявшую под себя ALU («если слон на кита влезет, кто кого сборет?»).

Мы видим, что приобретение ALU в 2016 году на бизнес Nokia существенным образом не повлияло. Падение объемов продаж в 4 кв. 2015 г., видимо, объясняется мероприятиями по интеграции продуктовых линеек двух компаний. Хотя и наблюдается некоторое падение квартальных объемов по сравнению с 2015 годом, однако, это объясняется сжатием рынка в связи с переходом на новые платформы оборудования COTS для NFV.

Что касается Huawei, третьего члена «большой тройки» вендоров, то в отличие от первых двух, результаты годовых продаж которых еще не объявлялись, компания уже громогласно анонсирует ожидаемые результаты 2016-го финансового года, провозглашая рост продаж на 32%. Huawei такое себе может позволить, поскольку как уже отмечалось, компания – непубличная, и поэтому точно никто не знает, сколько же на самом деле она продала (возможно, даже внутри компании нет точных цифр). По заявлению сменяемого («rotating») CEO компании Huawei Эрика Сюя (Eric Xu), сделанного в последний день 2016 года, ожидаемый объем продаж составит 520 млрд юаней, или около 75 млрд долларов США (в 2015г. – 60,8 млрд USD). Это несколько необычно, поскольку ранее компания обычно не спешила слишком рано объявлять о результатах продаж за год, ожидая годового отчёта Ericsson. В этом году Huawei, видимо, настолько уверена в своём превосходстве, что Эрик Сюй поспешил заранее объявить о высоких результатах под своим руководством, поскольку в следующем году его место займет другой представитель небожителей компании, в порядке очередности. Однако, Эрик также предусмотрительно объявил и о проблемах компании, а именно – о низкой маржинальности бизнеса, и, если перевести его слова с эзопова языка («низкое качество контрактов») — о высоких накладных расходах, большого количества неудачных проектов и низкой чистой прибыли. Это послужило в 2016 году причиной программы сокращения расходов, перестановок в руководстве многих региональных офисов и сокращения штатов, уровень которого в некоторых зарубежных представительствах достигал 30%. То есть можно сделать вывод о том, что хотя в Huawei много продает, но и тратит тоже много. Заметим, что и конкуренты (Ericsson и Nokia) также сокращают расходы и численность персонала, однако величина этих сокращений у них на порядок меньше, например, в Ericsson – 3-4%.

Для подразделения потребительских устройств Huawei Consumer, 2016 год был более чем успешным – бизнес вырос почти на 75%, и на рынок было выведено несколько «флагманских» моделей смартфонов, например, Huawei P9 c оптикой от немецкой фирмы Leica.

Согласно данным компании в октябре 2016 года был продан 100-миллионный смартфон компании. 2016 год для Huawei Consumer также ознаменовался выводом на рынок трансформера MateBook — аналога Surface от Microsoft.

Теперь взглянем на операторов.

В декабре 2016 года AT&T с гордостью объявило о том, что ее стандарт NFV MANO под названием ECOMP был воспринят операторами Orange и Bell Canada. Хотя ECOMP на данный момент является более детализированным стандартом NFV, более распространённым в мире является по-прежнему стандарт ETSI ISG NFV.

В марте 2016 года состоялось знаменательное событие – запуск первой в мире виртуализированной опорной сети нового поколения vEPC (virtual Evolved Packet Core) японского оператора NTT DOCOMO на базе решений трех вендоров вместо шести принимавших участие в тестировании на совместимость решений:

  • Ericsson предоставивший оркестратор NFVO и менеджер виртуальной инфраструктуры на базе  OpenStack-based;
  • NEC предоставивший инфраструктуру vEPC;
  • Cisco: решение  SDN.

Интересный проект разворачивается сейчас в Белоруссии: полная виртуализация опорной сети (vEPC) сотового оператора Velcom на базе решений китайского вендора ZTE. Хотя об этом контракте было объявлено в январе 2017 года, его основы, конечно же, были заложены в прошедшем году. Интересен это проект в двух аспектах: во-первых, это единственная на сегодняшний день известная виртуализация все опорной сети в национальном (хотя и небольшом) масштабе, во вторых – это моновендорное решение.  Мы будем следить за развитием этого проекта, закупив побольше поп-корна, поскольку это довольно интересно будет посмотреть, как Velcom будет решат довольно важную проблему интероперабельности VNF, и прочего, что в NFV очень важно.

К сожалению, о российских операторах в плане виртуализации NFV, которая является общим технологическим трендом цифровой трансформации операторского бизнеса, мне сказать нечего, кроме того, что в Ростелеком создано подразделение, ответственное за цифровую трансформацию. Однако, самое плохое, что может сделать руководство оператора, переходя от выработки стратегии к практической реализации – назначить «Ответственное Подразделение», и никак не задействовать остальную структуру, более того, оставив другие подразделения в неведении о проводимой в этом направлении работе. Это неизбежно приведет к скепсису незадействованных сотрудников, поскольку «аппаратное мышление» (т.е., «сетевая функция – это устройство, а не программа») ещё чрезвычайно сильно среди технического персонала, как «связистов», так и «айтишников».

Очень интересен опрос, проведенный Light Reading, о месте Fog Computing в стратегии развития операторов и их корпоративных клиентов.

Хотя более 65% респондентов либо уже учитывают влияние Fog computing в планах развития компании, либо осмысливают его, нельзя не заметить, что достаточно высокий процент составляют и те, кто о Fog computing не слушали вообще, либо считают этот тренд не важным. Это говорит о том, как трудно продвигаются новые подходы в умах людей. Пока «аппаратное мышление» (т.е., «сетевая функция – это устройство, а не программа») ещё чрезвычайно сильно среди технического персонала, как «связистов», так и «айтишников». Такое «аппаратное мышление» ведет к централизованному подходу, что, например, ярко проявляется в SDN.

А между тем у технологических лидеров, таких как AT&T, виртуализация идет семимильными шагами. CFO компании Джон Стефенс (John Stephens), подводя итоги 2016 года заметил, что компания опережает свой график по внедрению интегрированного программного управления в сетевые операции. По его данным 34% сети AT&T было виртуализировано к концу 2016 года, в то время как в начале года эта цифра составляла всего 5,7%. К концу 2020 года оператор планирует виртуализовать не менее 75% сетевых функций.

Старший вице-президент по стратегии AT&T Джон Донован (John Donovan) объявил в конце 2016 года что с 1 января 2017 годы AT&T отключает на своей сети услуги 2G. Это значит, что голос, тестовые и мультимедийные сообщения полностью переводятся на IP-платформу. Вот и настал эра All-over-IP, о которой так долго твердили большевики технологические гуру, а представители практикующих операторов всячески подвергали ее осмеянию. А что же еще остается делать такому монстру, как AT&T, большинство абонентов которого пользуются смартфонами и планшетами, а трафик передачи мобильных данных с 2007 года вырос на 250000 % (двести пятьдесят тысяч процентов). Основной доход AT&T получает теперь на от передачи голоса, а от передачи видео.

Это решение не было скоропалительным, AT&T объявила о своих планах об отключении 2G ещё четыре года назад. Перед отключением была проделана большая работа по подготовке рынка к такому шагу: опросы клиентов о таком технологическом апргейде, предложения скидок и бесплатных устройств, для тех, кто стремится к новшествам. Высвобождаемый от 2G спектр AT&T планирует передать под услуги LTE и 5G. Количество деактивированных 2G-подключений составило 700 тыс.

В конце 2016 сеть 2G также была отключена в Сингапуре.

Кстати, о 5G. Самоуправляемые автомобили (self-driving car), и другой транспорт – одно из самых востребованных приложение для 5G. Такие автомобили уже существуют, например, уже довольно известная модель Tesla, Однако, пока этот автомобиль работает довольно автономно. В сети 5G такие машины будут активно обмениваться информацией с облаком данных, в котором будет постоянно находиться и в реальном времени обновляться информация о дорожной ситуации, об окружающих объектах, и о климатических условиях на пути следования. Такой подход поможет избежать трагических ситуаций, в которые попадают автомобили Tesla, например в 2016 г. был случай, когда бортовой компьютер Tesla принял разворачивающийся поперек дороги грузовик за рекламный плакат, что привело к тяжелой аварии с летальным исходом. Если бы автомобиль вовремя получил информацию об изменившейся дорожной ситуации через облако 5G, этой аварии удалось бы избежать.

Автоконцерн Volkswagen создал прототип автомобиля для сети 5G, в котором даже нет руля. По сути, это настоящий дом-офис на колесах, в котором есть все, что надо комфортного времяпровождения и продуктивной работы. Человеку больше не надо тратить свое драгоценное время на тяжелую работу водителя, разъезжая по своим делам, и он может употребить это время с пользой для себя и своей работы.

В этом автомобиле будет использован фотодетектор на базе графена, созданный другой немецкая компаний AMO, который побил рекорд по скорости передачи данных. При соединении с оптическими системами связи, это устройство будет широко востребовано в сетях 5G, где низкая задержка передачи сигнала (latency) будет очень критичным фактором. Исследователи из австрийской компании Graphene Flagship и немецкой AMO продемонстрировали фотодетектор, который может передавать данные со скоростью 100 Гбит/с.

К слову сказать, все «ахи и охи» по поводу «загнивающей гейропы» в некоторых российских масс-медиа – абсолютно беспочвенны. Не на бородатых женщин на Евровидении нужно обращать внимание, а на такие инновации. Все в порядке будет с Европой, раз там делаются подобные изобретения и разработки.

Источник

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.