Rambler's Top100
Реклама
 
Блоги Алексей ШАЛАГИНОВ

Бизнес-модель конвергентного MVNO

  10 апреля 2017 Страница персоны
Модель мобильного виртуального оператора MVNO (Mobile Virtual Network Operator), который не имеет собственной сети радиодоступа и выделенных ему радиочастот, уже давно используется в отрасли связи. Для оказания услуг связи MVNO использует инфраструктуру радиосети обычного сетевого оператора (MNO). В зависимости от типа, MVNO может также использовать другие элементы инфраструктуры сетевого оператора.



Рис. 1. Бизнес-модели MVNO.


Если MVNO занимается только продажей услуг связи, а всю остальную сетевую инфраструктуру: радиосеть доступа, базовую сеть, системы поддержки операций и бизнеса (OSS/BSS) и пр. – арендует у оператора MNO, такой оператор является просто «продавцом бренда» (Branded Reseller) основного оператора. Он покупает трафик MNO оптом, продает его в розницу абонентам, которых ищет сам в специфических рыночных нишах, и получает прибыль из оптово-розничной разницы после уплаты налогов. Маржинальность такого бизнеса может составлять не более 5%-12%. В качестве примера можно назвать «А-Мобайл» — совместный проект гипермаркета «Ашан» и оператора МТС для клиентов «Ашана». Срок жизни такого оператора обычно недолог – до изменения рыночной ситуации.

Напротив, т.н. «полный MVNO» (Full MVNO) обладает всеми элементами операторской инфраструктуры, кроме сети радиодоступа и лицензий на частоты. Эту часть он арендует у основного оператора (Host MNO). За счёт меньших накладных расходов, маржинальность такой бизнес-модели может быть выше: 15% – 35%. Примером «полного» MVNO является МегаФон, который до построения собственной сети LTE использовал радиосеть Yota (ООО «Скартел»). Биллинг и другие элементы сети, кроме радиосистемы LTE, были реализованы из существующих компонентов МегаФона. Таким образом, видим, что для разных услуг один и тот же оператор может работать как MVNO, так и MNO.

Модель «лёгкого MVNO» (Light MVNO) является промежуточной между «продавцом бренда» и «полным MVNO». Лёгкий MVNO частично использует элементы инфраструктуры базового оператора, наряду с собственными компонентами.

Есть ещё модель, которая называется MVNE (Mobile Virtual Network Enabler). Слово Enabler на русский можно приблизительно перевести как «создающий возможности». Это особый вид виртуального оператора, который, как агрегатор, работает с несколькими сетевыми операторами и предоставляет услуги для многих пользователей услуг связи, как индивидуальных, так и корпоративных.

Именно такая модель является предпочтительной для создания MVNO в нефтегазовой отрасли, вследствие общенационального охвата такого корпоративного оператора, а также разнообразия требуемых услуг, как для корпоративного, так и индивидуального сектора.

Модель конвергентного виртуального оператора

Как пример, ниже показана перспективная модель конвергентного MVNO для корпоративного оператора крупной промышленной корпорации в нефтегазовой отрасли (например, «Газпром-Телеком»).



Рис. 2. Перспективная модель MVNO для нефтегазовой отрасли.

Рассмотрим ряд перспективных услуг информационно-коммуникационных услуг для нефтегазовой отрасли:
  • Услуги для сотрудников корпорации, предоставляемые в настоящее время на на базе сети оператора: корпоративная SIM-карта в кодах DEF, а также услуга сохранения номера при смене оператора MNP (Mobile Number Portability), поскольку крупные корпорации являются, как правило, клиентом разных мобильных операторов.
  • Услуги конвергентной корпоративной сети: унифицированная связь и коллективная работа UC&C (Unified Communication & Collaboration), видео-конференцсвязь VC, а также услуги видео-наблюдения, предоставляемые как облачная услуга VSaaS (Video Surveillance as a Service) на базе MVNO.
  • Услуги поддержки бизнеса и кибер-безопасности.
  • Услуги профессиональной мобильной радиосвязи (ПМР) на базе технологии eLTE.
  • Услуги «Интернета Вещей» IoT (Internet of Things) и индустриального Интернета IIoT.
Конвергентный MVNO – «конвергенция конвергентного»

Конвергенция фиксированных и мобильных сетей FMC (Fixed Mobile Convergence) – объединения различных типов сетей на единой технологической основе. Это существенно расширяет возможности услуг MVNO, которые ранее строились на раздельной основе.



Рис. 3. Конвергенция фиксированных и мобильных сетей и расширение возможностей услуг.

В последние годы тенденцией операторского бизнеса стала т.н. «цифровая трансформация», которая еще более обогатила возможности конвергентных сетей. Суть цифровой трансформации – переход от «аппаратного» способа построения сетей (когда каждая сетевая функция реализуется при помощи выделенного аппаратного устройства) на программную реализацию, когда функции сети реализуются при помощи программных модулей, работающих на стандартном вычислительном оборудовании в центрах обработки данных ЦОД (дата-центры).

При этом слово «виртуальный» меняет смысл: если раньше виртуальным называли оператора, который не имеет собственной радиосети, то теперь имеется в виду «виртуализация сетевых функций» NFV (Network Function Virtualization). Появился даже термин «виртуальный MVNO» (vMVNO), в котором компоненты сетевой операторской инфраструктуры реализованы на стандартном ИТ-оборудовании дата-центров (серверы, системы хранения, и локальные сети, их соединяющие).

Смысл перехода с традиционных аппаратных платформ на виртуальные ИТ-платформы в том, что при этом удается достичь следующих преимуществ:
  • снижение затрат на построение и техническую эксплуатацию сети
  • стандартизация и унификация сетевого оборудования
  • расширение спектра услуг сети
  • снижение времени разработки и вывода новых услуг на рынок

Чтобы образно представить себе, как сделать виртуальным, или программным, то, что раньше было «железным» (например, маршрутизатор или «файерволл»), можно провести аналогию различий между театром и кино. В театре зрители видят «аппаратную реализацию» пьесы: игру живых актеров, реальные декорации и «живой оркестр». А в кино они видят «виртуализацию» пьесы на кинопленке, или в мультимедийном цифровом файле. Суть пьесы при этом не меняется, и, в общем, можно сказать, что пользователи (зрители) в кино получают ту же услугу (переживают за героев пьесы), что и в театре.
Таким образом, аппаратные сетевые платформы – «театр», а виртуальные цифровые – «кино». Если не вдаваться в эстетические различия разных видов искусства, то экономические преимущества кино перед театром очевидны – билет в кино стоит дешевле чем в театр, и затраты на организацию киносеанса также гораздо меньше, чем спектакля в театре. И при том, в кино можно показать гораздо больше ярких событий, чем в театре: т.е. предоставить более широкий набор «сервисов».



Рис. 4. Цифровая трансформация операторских сетей на основе технологии виртуализации сетевых функций в стандартном ИТ-оборудовании.

Стандартное ИТ-оборудование (серверы, системы хранения и Ethernet-коммутаторы, в правой части рисунка 4) называют COTS (Commercial Off The Shelf) – буквально: «коммерчески доступное оборудование с полки». Это означает, что теперь сети операторов будут строиться на общедоступном оборудовании, которое применяется во всех ИТ-системах, в т.ч. на корпоративных сетях предприятий.

Таким образом, за счёт стандартизации и унификация сетевого оборудования открывается возможность построения как корпоративной сети (IT), так и сети связи общего пользования (CT), на единой технологической основе. За счёт этого достигается снижение затрат на построение и техническую эксплуатацию сети, а также расширение спектра услуг сети. Кроме того, такой метод построения конвергентного MVNO обеспечивает снижение времени разработки и вывода новых услуг на рынок.

Общая архитектура конвергентного MVNO показана на рис. 5.



Рис. 5. Архитектура конвергентного MVNO.


HCI: «Гипер-конвергентная инфраструктура»


Три стандартных компонента инфраструктуры (как для обычных операторов, так и виртуальных), это: вычисления (server), хранение данных (storage) и сеть (network). Эти компоненты могут быть реализованы как в виде раздельного оборудования в дата-центре, так и виде т.н. «гипер-конвергентной инфраструктуры» HCI (Hyper-Converged Infrastructure). То есть, мало того, что конвергентной становится архитектура сети на основе технологии NFV, так еще и слой инфраструктуры на рис. 5 также подвержен процессу конвергенции, и, в этом случае, к слову «конвергенция» добавляется еще и «гипер».



Рис. 6. Гипер-конвергентная инфраструктура.

Гипер-конвергентная инфраструктура HCI занимает все большую долю в создании дата-центров и корпоративных сетей, а также в создании инфраструктуры операторов MNO/MVNO.

Их применение позволяет значительно упростить строительство инфраструктуры, которая создается из «стандартных строительных блоков» и может плавно наращиваться в соответствии с потребностями. Начальные инвестиции заказчика могут быть значительно сэкономлены, поскольку отпадает необходимость проектировать и строить инфраструктуру оператора «с запасом» под будущее развитие.

Например, в случае «классического MVNO» Газпром-Телеком на начальном этапе SIM-карты были розданы лишь 5 тысячам абонентов из 450 тысяч планируемых. Инфраструктуру же сразу пришлось «закладывать» на бóльшее количество, что привело к временному «замораживанию» инвестиций. В случае MVNO на базе HCI можно гибко наращивать инфраструктуру согласно текущим потребностям и избежать нерациональных расходов.

Конвергентный MVNO – расширение горизонтов возможных услуг

  • Конвергентные услуги унифицированной связи и коллективной работы UC&C (Unified Communication & Collaboration)
Если широко известная услуга FMC представляет собой гибрид между фиксированной и мобильной связью (например, в зоне Wi-Fi сотовый телефон может выполнять роль фиксированного), то услуга UC&C может предоставить гораздо больший функционал.



Рис. 7. Спектр сервисов UC&C.

Фактически, UC&C предоставляет все услуги корпоративной сети для офисной работы на единой платформе:
  • Электронная почта, с реализацией сервиса Click2Dial: если в письме указан номер телефона, то щёлкнув по нему мышкой, можно инициировать голосовой вызов с рабочего телефона. Если абонента на месте не окажется, вызов будет автоматически перемаршрутизирован на его мобильной телефон (мобильность), или на телефон секретаря (в зависимости от настроек профиля). В крайнем случае, вызываемому абоненту можно оставить голосовое сообщение, или текстовое сообщение, которое можно просмотреть на всех видах терминалов: рабочем, мобильном телефоне, лаптопе, планшете или десктопе.
  • Аудиоконференция, когда можно быстро собрать телефонное совещание, выбрав из участников из корпоративной базы данных (корпоративные приложения).
  • Видеоконференция, когда сотрудникам на рабочих местах доступны все инструменты комнаты для совещаний: белая доска, проектор для презентаций, возможность коллективной работы над документами. Они даже могут обмениваться конфиденциальными «виртуальными записками» в виде текстовых сообщений. Такая услуга помогает значительно сократить расходы предприятий на проведение встреч, совещаний, на командировки.


Рис. 8. Видеоконференция с сервисом электронной «белой доски».
  • Сервис мобильности позволяет удалённую работу сотрудников, предоставляя им доступ к услугам корпоративной сети через защищенный канал VPN, который обеспечивается единой платформой безопасности. Находясь в командировке, сотрудник может полноценно выполнять свои обязанности при помощи сервиса коллективной работы, удалённо взаимодействуя с коллегами.
  • «Видеонаблюдение как услуга» VSaaS (Video Surveillance as a Service).
Традиционные способах построения систем видеонаблюдения предусматривают либо установку серверов хранения и анализа видеоизображений на предприятии (часто даже без системы анализа, когда за всем происходящим на объекте должен непрерывно наблюдать оператор) – DVR/NVR, либо с использованием программного обеспечения для управления видео VMS (Video Management Software). Видео должно накапливаться и/или анализироваться на серверах, установленных на предприятии, с возможностью просмотра требуемых фрагментов через Интернет на терминалах уполномоченного персонала.

При облачном видеонаблюдении VSaaS на предприятии устанавливаются только видеокамеры, которые подключаются к платформе конвергентного MVNO через каналы мобильной сети. На рынке имеется достаточный выбор таких видеокамер. Таким образом, расходы на развёртывание системы видеонаблюдения значительно снижаются.

В таблице представлены основные преимущества VSaaS (более подробно — здесь) перед традиционными системами видеонаблюдения:






Рис. 9. Услуга облачного видеонаблюдения VSaaS в конвергентном MVNO.

  • Система поддержки бизнеса как услуга BSSaaS (Business Support System-as-a-Service)
Система поддержка бизнеса BSS (Business Support System) – важная часть организационной структуры операторов, как MNO, так и MVNO. В классическом MVNO «Газпром-телеком» система BSS арендуется у одного из базовых операторов (MTC, Вымпелком, МегаФон). Вывод собственной BSS в облако конвергентного MVNO позволяет не только достичь существенной экономии операционных расходов бизнеса корпорации.



Рис. 10. Услуги BSSaaS.

Облачные системы BSS можно использовать и в других отраслях: ЖКХ, управления городским транспортом, такси, сетями быстрого питания, гостиничными сетями и т.д.

  • Услуги информационной безопасности конвергентного MVNO
Информационная безопасность в конвергентном MVNO может быть обеспечена централизованно на единой платформе «безопасность как услуга» SECaaS (Security-as-a-Service). При этом значительно повышается уровень защиты для корпоративных пользователей, дочерних компаний и филиалов, а также внешних пользователей услуг связи и Интернета.



Рис. 11. Услуга SECaaS в конвергентном MVNO.

Во все терминалы пользователей услуг MVNO устанавливаются программные клиент-сенсоры, которые извещают платформу SECaaS о всякой подозрительной активности пользователей или об обнаружении внешних угроз безопасности и целостности данных. Сводные данные отображаются на терминалах менеджеров по безопасности в центральном офисе и дочерних структурах. Статусом терминалов пользователей можно управлять в реальном времени, например, удалённо включить проверку антивирусом при появлении на устройстве пользователя подозрительных данных, или заблокировать доступ к опасным или недопустимым ресурсам, а также устанавливать права доступа к различным доменам корпоративной сети для пользователей с различным статусом.
  • Услуги профессиональной мобильной радиосвязи (ПМР) eLTE
Технология eLTE обеспечивает возможность беспроводной широкополосной передачи данных с пиковой скоростью 50 Мбит/с из сети и 20 Мбит/с в сеть при полосе 5, 10 и 15 МГц. Система рассчитана для применения в вертикальных отраслях, таких как госорганы, транспорт, электроэнергетика, добыча и переработка полезных ископаемых, крупные предприятия и т. д. Кроме того, возможно применения eLTE в индустриальном Интернете вещей (IIoT).

Основные услуги, предоставляемые eLTE: видеонаблюдение, широкополосная передача данных, видеоконференцсвязь, геоинформационные системы, мобильные системы для экстренной связи в чрезвычайных ситуациях, широкополосный транкинг с возможностью видеосвязи.

В диапазоне 400 МГц eLTE обеспечивает дальность связи почти до 20 км. Однако и это не предел. В проекте для нефтедобывающих платформ норвежской нефтяной компании Tampnet в Северном море была обеспечена дальность связи до 40 км для голоса и передачи данных на скорости 1 Мбит/с.



Рис. 12. Применение ПМР eLTE в нефтедобывающей компании Tampnet.


Для оперативного развертывания сети eLTE в местах проведения массовых мероприятий, в случаях стихийных бедствий и других экстренных ситуациях создана высокомобильная версия eLTE Rapid. Ее можно оперативно развернуть в течение нескольких часов или даже минут, а базовый комплект оборудования можно перевезти на легковом автомобиле, или перенести в нескольких рюкзаках.


Рис. 13. Передвижная система базовых станций eLTE Rapid.

  • Услуги Интернета вещей IoT (Internet of Things)
По разным оценкам, к 2020 году к Интернету будет подключены от 26 до 212 млрд устройств Интернета вещей IoT, обменивающихся между собой информацией без участия человека. Объем рынка для IoT оценивается от 8,9 до 14,4 трлн долларов. Сегмент IoT для корпоративных MVNO в нефтегазовом секторе является очень перспективным. Уже существуют успешные применения услуг IoT для превентивного обслуживания техники в строительстве, сельском хозяйстве и других областях.



Рис. 14. Применение IoT для превентивного обслуживания строительной техники.

В данном проекте удалось снизить среднее время простоя техники по причине ремонта со 120 до 30 минут в месяц (на 75%).

Очень перспективным является применение IoT в проектах «умного здания» и в системах интеллектуального управления электроснабжением. В частности, в проекте для университета Мельбурна (Австралия), была достигнута экономия электроэнергии в 62%.

По мнению ПАО Газпромнефть, возможности, которые дает промышленный интернет вещей IIoT (Industrial IoT), видятся поистине безграничными: когда все системы, начиная от той, что следит за работоспособностью клапанов на НПЗ, и заканчивая той, что вычисляет спрос на эти клапаны и определяет время их выпуска и отправки потребителю на заводе производителя, связаны друг с другом, все участники процесса могут добиться идеальной эффективности на своих производствах.
  • Экономика конвергентного MVNO
Аналитическая компания IDC в августе 2015 года провела опрос 13 организаций с численностью сотрудников от 200 до 18 тыс. чел., внедривших гипер-конвергентную инфраструктуру HCI компании Nutanix. По данным исследования, для таких относительно небольших предприятий средняя экономия в год за счет уплотнения инфраструктуры конвергентного оборудования составила почти 2,22 млн. долларов.


Рис. 15. Выгода от использования HCI для конвергентного MVNO.

На основе результатов интервью заказчиков производителя оборудования HCI Nutanix и исходной информации о ПАО Газпром при помощи аналитических инструментов агентства IDC  была рассчитана потенциальная выгода для ПАО Газпром на базе следующих исходных данных:
  • число сотрудников – 222,5 тыс.
  • число ключевых бизнес-приложений – 100
  • численность ИТ-персонала – 20 тыс.
  • трафик данных корпоративной сети не менее 1000ТБ.
(Информация примерная и требует уточнения. Автор будет благодарен читателям сайта, если они предоставят более точные данные, тогда и расчёт можно будет уточнить).

Выгода составила $30,732,693 при возврате инвестиций в размере 265% в течение 5 лет за счёт факторов:
  • Потенциальная экономия за счёт эффективной и масштабируемой инфраструктуры в размере $1,219,846 в год в течение 5 лет;
  • Упрощение инфраструктуры, администрирования, поиска неисправностей даст потенциальную экономию в размере $4,436,609 в год в течение 5 лет;
  • Резервирование инфраструктуры и устойчивость к отказам дает экономию за счёт сокращения времени простоя оборудования в размере $1,080,292 в год в течение 5 лет;
  • Ускорение бизнес-процессов за счет оперативности и масштабируемости IT-систем, снижение времени внедрения и улучшения производительности ключевых бизнес-приложений, может дать повышение производительности и доходности корпоративных заказчиков в размере $2,089,023 в год в течение 5 лет.
Следует отметить, что в данном анализе рассматривалась только экономия за счет применения гипер-конвергентной инфраструктуры HCI, что можно достаточно просто оценить. Однако, если учитывать доходы от услуг конвергентного MVNO, спектр которых значительно шире, чем услуги «классического» MVNO «Газпром-Телеком» (голосовые услуги, FMC в более чем 50 дочерних компаний ПАО «Газпром»), то экономическая эффективность бизнес-модели конвергентного MVNO окажется гораздо выше. Такой анализ пока не проводился, по причине отсутствия достаточного количества исходных данных для построения информационно-аналитической модели конвергентного MVNO.

При наличии достаточного таких данных можно провести более глубокий анализ экономической эффективности бизнес-модели конвергентного MVNO.



Источник: Телеком и ИТ

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.