Rambler's Top100
 
Блоги Татьяна ТОЛМАЧЕВА

Как стимулировать спрос на решения интернета вещей в ЖКХ: новые бизнес-модели в цифровом ЖКХ России

  16 мая 2017 Страница персоны

Ключевой вопрос, которые просится по прочтению всех моих предыдущих постов на тему интернета вещей ЖКХ, -  как выстроить обязательную цифровую инфраструктуру ЖКХ, в первую очередь на уровне домохозяйства?  При этом я имею виду интеллектуальные приборы  измерения коммунальных ресурсов, которые в полной мере соответствуют требованиям автономных системы учета (без участия человека) и  концепции Интернета вещей.

Повторюсь, что сейчас конечный потребитель не видит особых стимулов оплачивать установку/замену счетчиков. Автоматизированные системы независимого учета потребляемых ресурсов для большинства населения России только пустой звук. Пока ежемесячные счета за коммунальные платежи находятся в зоне «психологически приемлемых», большинство не задумывается, из чего складывается сумма платежа, есть ли пути ее оптимизации. Более того, все мои попытки формировать у своих домочадцев бережное отношение к воде и электричеству, вызывают только сопротивление и насмешку. Пришла к мысли, что только «рублем» в виде высокой стоимости коммунальных ресурсов можно формировать новую «бережливую» модель потребления. Примером могут служить многие европейские страны.

Но мы все понимаем, что это не путь для России, где десятилетиями формировалось отношение к ЖКХ как к зоне ответственности государства, а не собственников жилья. ЖКХ остается важным вопросов социальной повестки государства.

Не заинтересованы в автоматизированных системах независимого учета и ресурсоснабжающие организации (РСО). Им выгоднее поставлять коммунальные ресурсы по нормативам, а не инвестировать в решения, которые сделают их бизнес прозрачным, понятным и более контролируемым. Более того, РСО не заинтересован, чтобы потребители экономили. А формирование в ЖКХ нового профиля «бережливого и рачительного хозяйственника» - это вообще утопичная идея. 

Из всей цепочки потребитель – управляющая компания (УК) - РСО теоретически только УК могут быть заинтересованы в автоматизированных системах независимых и достоверных измерений, которые обеспечивают прозрачный учет поставки и потребления коммунальных ресурсов.

Но сейчас государство пытается выстроить прямые взаимоотношения между конечным потребителем и РСО (переход на прямые договоры). Подготовлен и обсуждается законопроект по внесению изменений в ЖК РФ в этой части. Это означает, что УК будут исключены из цепочки потребитель – РСО. Интерес к решениям интернета вещей остающихся сторон - под большим вопросом.

Как преодолеть такой серьезный барьер развития цифрового ЖКХ в РФ?

Выход из тупика видится только в формировании между потребителем и РСО прослойки сервисных компаний, задачей которых будет независимый мониторинг, контроль и учет коммунальных ресурсов. Именно эти компании должны выстраивать и обслуживать всю инфраструктуру  учета, в т.ч. и счетчиков на стороне индивидуальных потребителей.

Такие модели взаимоотношений в ЖКХ уже существуют и эффективно функционируют в мире. В качестве примера можно привести Германию, где есть слой обслуживающих МКД сервисных компаний, которые ставят приборы учета, обслуживают их и передают показания в РСО.

Схожей моделью является развивающийся в России с 2009 года механизм энергосервисных контрактов (ЭСКО). Механизм ЭСКО уже показал свою работоспособность даже в условиях несовершенной законодательной базы. Он медленно, но верно находит свою популярность среди российских предприятий и организаций.

Обсуждение концепции «независимых операторов учета коммунальных ресурсов / операторов приборов учета / операторов коммерческого учета» уже не раз было инициировано на разных уровнях и разными организациями, в т.ч. эта идея обсуждалась на Экспертном совете Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству. Пока эта идея не нашла серьезной поддержки. Возможно, что риск появления нового «платона» в ЖКХ и связанный с этим всплеск социального недовольства делает эту идею нереализуемой, по крайней мере в ближайшие несколько лет. 

Вывод: рано или поздно перед государством остро встанет вопрос привлечения частных инвестиций в ЖКХ, так как без частных инвестиций оно не сможет решить свои задачи  цифровизации ЖКХ. Каким будут эти механизмы, предугадать сложно, т.к. решение во многом зависит от политической конъюнктуры. Тем не менее, очень логично расширять границы применения существующего механизма «ЭСКО» в ЖКХ. Именно поэтому я планирую в своих последующих постах поразмышлять на тему рынка энергосервиса в России. 

Поделиться:

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.