Rambler's Top100
 
Блоги Алексей ШАЛАГИНОВ

Конференция Cisco Connect 2018 (Часть 2)

  28 апреля 2018 Страница персоны

(Продолжение, начало — здесь.)

Что происходило на пленарной сессии

Конференцию открыл Джонатан Спарроу (Johnatan Sparrow), вице-президент Cisco по работе в России\СНГ. Стоит опять заметить – не «по работе в регионе EMEA», не «в Центральной и Восточной Европе», куда обычно многие вендоры зачисляют и Россию, и страны бывшего СССР. А именно – «по работе в России и СНГ». Это опять говорит о том, что Cisco высоко оценивает перспективы России в развитии ИТ.

Джонатан, к сожалению, не смог приехать на конференцию лично и поэтому выступал в режиме виртуальной реальности, что, однако, не сделало его выступление менее ярким.

Джонатан выступал на хорошем русском, что далеко не всегда бывает даже среди кантри-менеджеров по России у других компаний.

Затем к присутствующим обратилась Венди Бар (Wendy Bahr), старший вице-президент Cisco, руководитель глобальной партнёрской организации.

Венди говорила о том, что в современном мире бизнес делается преимущественно на основе данных (оцифрованной информации), поэтому Cisco старается обеспечить своих заказчиков, прежде всего, средствами работы с данными. Таким средством, в частности, является новое решение Cisco, представленное на этой конференции, – Cisco DNA (Digital Network Architecture), которое теперь доступно и в России. Это решение может работать в мультиоблачной среде основных гиперскейлеров: Google Cloud, Microsoft Azure, Amazon Web Services и других. Другое решение, которое представила Венди, – Tetration Analytics, которое может значительно ускорить бизнес-процессы на предприятии.

Основным свойством этих решений, по словам Венди, является simplifying (упрощение). Платформа DNA обладает широким функционалом автоматизации, поэтому она способна облегчить труд многих ИТ-инженеров, исключить из их рабочей нагрузки рутинные задачи и тем самым кардинально изменить роль ИТ-департамента на предприятии, превратив его из обслуживающего подразделения в инструмент основного бизнеса.

Следующим на пленарной сессии выступил шотландец Гордон Томсон (Gordon Thomson), управляющий директор Cisco по развитию цифровизации в регионе EMEAR. Он извинился за свой «шотландский акцент», и выразил надежду, что синхронисты-переводчики будет понимать его произношение правильно. Не знаю, как переводчикам, но мне его шотландский английский показался вполне понятным, тем более, что его доклад был чрезвычайно интересным, а говорил он ярко и убедительно.

Гордон говорил об «интуитивной сети», которая может автоматически применять политики безопасности, генерируемые на базе машинного обучения и анализа ситуации. Сложность сетей сейчас многократно возрастает, число сетевых устройств увеличивается в геометрической прогрессии за счёт устройств IoT и прочих факторов. Платформа в настоящее время приобретает большее значение, чем продукт. Платформа должна создавать экосистему продуктов, на основе которой пользователь может создавать среду необходимых для него приложений. Отдельно стоящие «колонны» (Silo) из приложений больше никто не строит, настало время платформ, на которых стоят «опоры» (pillars), обеспечивающие заказчиков необходимым комплексом функционала для приложений. Если требуются дополнительные функции, то ставится новая «опора» на уже существующей платформе. А это, в свою очередь, коренным образом меняет требования к безопасности, важность которой также взлетела до небес. Ведь если уязвимой окажется всего одна «опора», пострадают многие приложения, функционирующие на ее базе.

Гордон выделил три принципа создания платформ:

  1. Платформа должна быть открытой.
  2. Платформа должна взаимодействовать с экосистемой решений других вендоров.
  3. Платформа должна быть простой и лёгкой в использовании.

Всё это приводит к совершенно другим принципам построения сетей, нежели те, к которым мы все привыкли. Мир идёт к сетям, управляемым намерениями (intent-driven), которые получают информацию из контекста (начальных условий). Поскольку мы сейчас все больше отходим от модели, когда к сети можно было подключиться только с фиксированных рабочих мест, как, например, 20 лет назад, и переходим к модели подключения из любого места и с любого устройства, важность автоматического применения контексто-генерируемых политик становится очевидной. Ориентация на контекст – важная часть дифференциации решений Cisco, отличающая компанию от конкурентов. Контекст – источник информации для работы решения DNA Center. Сети все больше превращаются в fabric (ткань),т.е. чрезвычайно плотную и разветвлённую сеть. Конечно, невозможна ситуация, когда вся эта fabric-сеть будет строиться только на оборудовании Cisco. Необходима экосистема решений многих вендоров.

Гордон Томсон отметил, что бизнес Cisco в России за прошедший год, несмотря на все экономические и политические трудности, вырос на 1,5%, а в последующие годы Cisco ожидает рост на 1,8 – 2,2%.

Гордон также положительно оценил перспективы  развития технологий в последующие годы. По данным аналитиков Gartner, в 2020 г. к сети в мире будут подключаться 63 млн. устройств каждую секунду. Однако существующие средства бизнес- и ИТ-аналитики пока не соответствуют этим требованиям. Кроме того, такие нагрузки на сеть приведут к тому, что операционные расходы, по меньшей мере втрое, превысят капитальные затраты. Сейчас при выборе ИТ-решений основным фактором является уже не цена, а уровень операционных расходов. В тоже время медленные и неповоротливые эксплуатационные процессы на предприятиях ещё интенсивнее будут ускорять рост операционных затрат.  Безопасность сетей и защита данных сейчас выходят на первый план также благодаря беспрецедентному росту числа подключаемых к сети устройств. По данным Ponemon Research Institute, сейчас время обнаружения вторжения в ИТ-систему может составлять до 6 месяцев. Это совершенно неприемлемая для бизнеса цифра, и поэтому Cisco такое большое значение уделяет технологиям безопасности.

Поэтому, отметил Гордон, необходима новая концепция корпоративной сети. Если современные сети основываются преимущественно на использовании ручных операций, что приводит к их низкой эффективности, если они сильно фрагментированы, результатом чего являются жёсткость и непрозрачность ИТ-системы, то сети завтрашнего дня, в видении Cisco, будут построены по совершенно иным принципам. Это открытость и программируемость, это интуитивное и автоматизированное управление на основе контекста, намерений, а также повсеместная защищённость сети и информации. В новых сетях будут широко использоваться машинное и глубокое обучение.  Чем больше будут использовать сеть, тем «умнее» она будет становиться. Сети будут «интуитивными», т.е. они не будут ждать действий ИТ-персонала, а будут самостоятельно выполнять необходимые рутинные действия, оставляя ИТ-специалистам более «высокоуровневые» операции, вовлекая их в основной бизнес предприятия. На рисунке показан принцип новой концепции корпоративной сети.

Мне очень нравятся рисунки-пиктограммы, подобные тому, что привёл в своей презентации Гордон, кратко выражающие суть концепции без излишних умствований и многословия. Как мы помним, Альберт Эйнштейн изложил основы теории относительности примерно на 20 страницах. Умение кратко и понятно объяснять сложные вещи – качество профессионалов высшей пробы, коими являются сотрудники Cisco.

Основой новой сети, как видно на рисунке, являются DNA Center, а также контроллер управления инфраструктурой сети на базе политик приложений APIC (Application Policy Infrastructure Controller). Эти два элемента служат единой точкой автоматизации и управления для матрицы коммутации инфраструктуры, ориентированной на приложения ACI (Application Centered Infrastructure). Их «движком», как принято выражаться в среде ИТ-инженеров, являются средства аналитики, которые постоянно «мониторят» состояние сетевых элементов и выявляют закономерности сетевых процессов на основе алгоритмов машинного и глубокого обучения, из «контекста» состояния инфраструктуры сети. Из всего этого можно получить информацию о «намерениях» (intent), т.е. прогнозируемого поведения сети в следующий отрезок времени (кстати, «намерения» — не совсем точный перевод термина intent). Эти два потока процессов: Intent (намерения) и Context (контекст, состояние, параметры) тесно связаны между собой за счет процесса обучения, который на основе контекста требований безопасности вырабатывает прогноз намерений. Таким образом, становится возможным, например, превентивно распознать атаку на безопасность системы ещё до того, как в системе возникнут проблемы из-за этой атаки.

Это приводит к значительному сокращению рутинных ИТ-процессов на предприятии, выполняемых ИТ-персоналом. Поэтому основным лейтмотивом всей конференции были слова «упрощение» и «автоматизация». Интересно, чтона одной из технических секций слушатель задал курьёзный вопрос: «А зачем вы хотите всё упрощать? Чтобы убрать людей, которые сидят за «веб-панелью»? Тех, которые годами изучали ИТ, протоколы, получали сертификаты — теперь вы хотите лишить их куска хлеба?». Наверное, такие же вопросы задавали кавалеристы, когда появились танки, каждый из которых заменяет 100 всадников с шашками, или английские ткачи-луддиты, когда появились ткацкие станки.

Однако автоматизация и упрощение ИТ-процессов вовсе не означают массовых увольнений ИТ-персонала. Роль ИТ-инженеров на предприятии меняется. И меняется сама парадигма ИТ-департаментов. Из обслуживающих основной бизнес-подразделений они сами превращаются в элемент цепочки создания стоимости основного бизнеса, обеспечивая не только сокращение затрат, но и ценность для профиля деятельности предприятия. Да, многим инженерам снова придётся переучиваться, получая, например, сертификаты data scientist  (одна из самых востребованных сейчас квалификаций). Это веление времени, и нет ничего хуже для профессионала, чем жить в парадигме вчерашнего дня.

Одним из средств превращения ИТ-служб в элемент основного бизнеса предприятия Гордон считает «большие данные» (Big Data). Именно анализ больших данных на предприятии, вкупе с решениями IoT и Индустриального Интернета, – это тот «хлеб», который будут «есть» ИТ-службы будущего. Это тот «золотой ключик», который поможет оптимизировать бизнес предприятия и вывести его на новый уровень цифровой трансформации. Например, одной из самых перспективных областей применений технологий Big Data может быть Predictive Maintenance, т.е. профилактическое обслуживание или замена оборудования до наступления прогнозируемого отказа, что позволит значительно сэкономить операционные затраты на предприятии.

Большие данные помогут также серьезно изменить корпоративную культуру предприятий. Однако для этого потребуются новые профессиональные навыки и квалификации современных ИТ-специалистов. Просто уметь настраивать маршрутизаторы и устанавливать протоколы на сегодня уже недостаточно. Сейчас необходимо уметь работать с данными, разбираться в средствах бизнес-аналитики в таких технологиях, как виртуальная реальность (да-да, она будет активно использоваться в промышленности, а не только в ловле покемонов), в таких методах, как DevOps (для разработки приложений, которые будут работать не только «в присутствии разработчика»), ориентироваться в таких архитектурах, как Serverless Architecture (какая же архитектура без сервера? — воскликнет сейчас любой сисадмин!), а также в таких средах, как Fog Computing (т.н. «туманных вычислениях», одно упоминание о которых вызывает пока саркастическую улыбку у бывалых «ИТ-зубров»). Что поделать, на дворе у нас disruption и цифровая трансформация…

Гордон отметил, что российские компании при найме ИТ-персонала в последнее время проявляют активный интерес к таким квалификациям , как методы выбора наиболее оптимальных вариантов из многофакторных сочетаний параметров (Multiple Choice, почти 100%), бизнес-аналитика (Business Analytics, 71%), бизнес-отчётность (Business Reporting, 56%), управление соотношениями (Relation Management, 50%), электронная коммерция (e-Commerce, 50%), а также технологии мобильности сотрудников (Enterprise Mobility), аутсорсинг бизнес-процессов (Business Process Outsourcing), управление данными (Data Science) и др.

По крайней мере, 30% крупных и средних предприятий в России используют технологии Big Data. В целом, отметил Гордон, российская ИТ-инфраструктура уже готова к использованию «больших данных». Однако он также отметил, что по уровню ИТ-инвестиций Россия уступает Индии, Китаю  и западным странам. И одной из главных проблем на пути развития новых технологий в России, таких, как Big Data, всё ещё является недостаточная квалификация ИТ-персонала. Однако он выразил надежду, что благодаря высокому уровню образования, российские специалисты смогут быстро сократить это отставание.

Гордон пояснил, что нередко в России препятствием на пути внедрения новых технологий, таких, как Big Data, становятся завышенные ожидания в отношении быстрой отдачи – 2-3 месяца, максимум полгода. Если такой быстрой отдачи не предвидится, новые технологии часто не внедряю. Механизмы «длинных денег» в России, к сожалению, очень плохо работают. А это ведёт к системному отставанию, потому что срок окупаемости новых технологий в мире обычно составляет 1-3 года, а то и больше.

Выступление Гордона было чрезвычайно насыщенным. ИТ-директорам предприятий не помешает раздобыть текст этой речи и тщательно его изучить, чтобы руководствоваться этими идеями в процессе принятия стратегических решений.

Следом за Гордоном выступил Мунавар Хоссейн (Munawar Hossain),  директор департамента Cisco по продвижению решений для информационной безопасности, который рассказал, как сделать безопасность эффективной. Пора перестать рассматривать системы безопасности только как «неизбежное зло», которому надо платить регулярную дань в виде затрат на системы инфобезопасности.  Мунавар разъяснил, как системы безопасности могут помочь повышению эффективности работы предприятия.

Мунавар также отметил, что все решения в области информационной безопасности от Cisco ориентированы на работу в облачной среде, поскольку ИТ-системы предприятий сейчас всё чаще и чаще перемещаются в облако.

Джон Раковски (John Rakowski), ведущий эксперт подразделения AppDynamics (Cisco), рассказал об этом новом решении.

Джон Раковски

Оно основано на использовании искусственного интеллекта, распознавании голоса и взаимодействии с голосовыми помощниками, такими, как Siri от Apple, или «Алиса» от «Яндекса». AppDynamics – не только название решения, но и название компании, которую Cisco приобрела год назад. Компания имеет большой опыт в разработке приложений на базе микросервисов и контейнерных технологий. Сегодня приложения уже не работают в изоляции, они активно взаимодействуют между собой. В проектировании приложений активно используется методика DevOps, которая предполагает активное взаимодействие между разработчиками и операционным персоналом, теми, кто в дальнейшем будет работать с разрабатываемым приложением.

После кофе-брейка участники конференции прослушали выступление эксперта в области цифровизации Даниэля Торнили (Daniel Thorniley), президента немецкого оператора DT-Global Business Consulting GmbH, который рассказал об опыте использования решений Cisco на рынке операторов связи.

Это выступление было включено в пленарную сессию неслучайно – в настоящее время Cisco наращивает активность в области телекоммуникаций, которая находится в процессе трансформации бизнеса на основе цифровых решений. Говоря проще, технологии операторов становятся неотличимыми от ИТ-технологий, и сетевое оборудование операторов связи всё чаще оказывается в дата-центрах. Если ранее сети телеком-операторов строились на основе специализированного, «выделенного» оборудования, которое нигде, кроме, как в сетях операторов,  использоваться не могло, то сейчас это оборудование всё больше заменяется программными, виртуализированными решениями. А из прежнего оборудования востребованными остаются только серверы, системы хранения и коммутаторы локальных сетей. Это приводит к масштабному изменению телекоммуникационного ландшафта и коренной перестройке технологической основы сетей связи.

Игорь Боровиков, председатель совета директоров компании Softline, продолжил тему, заданную Гордоном Томсоном. Он говорил о том, что, если компания не переводит свой бизнес в «диджитал», то есть не использует методы, о которых ранее говорил Гордон, у этой компании нет будущего. Игорь заметил, что многие компании стоят сейчас перед выбором, т.к. только 20% способны преодолеть барьер цифровой трансформации. Это непросто, поскольку многие компании уже работают в рамках устоявшейся бизнес-модели «не диждитал». Причем если существующая модель бизнеса успешна, то далеко не всем очевидно, зачем трансформироваться в «диждитал».

В завершение пленарной сессии выступил Андрэ Маньковский, президент «АМТ-ГРУП», который стоял у истоков бизнеса Cisco в России в конце 90-х.

(Продолжение следует) 

  *   *   *

Источник:

Поделиться:

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.