Rambler's Top100
Реклама
 
Блоги Алексей ШАЛАГИНОВ

Взлёт и падение биткойна, что будет дальше?

  15 августа 2018 Страница персоны
В декабре 2017 года, под мирные звуки рождественских мелодий, самая заметная криптовалюта в мире вдруг «сдулась» с почти 20 тыс. до 10,5 тыс. долларов за биткойн. В конце 2017 года люди закладывали квартиры, чтобы купить растущую криптовалюту, продавали что могли, и многие остались у разбитого корыта.

Затем рынок стал то восстанавливаться, то вновь падать, давая игрокам то эйфоричные надежды, то разочарования, близкие к суицидальным.

Общий тренд, однако, сейчас явно «понижательный», что видно из графика курса биткойна за последний год.

Это просто «пузырь»? Или всё немного сложнее? Попробуем разобраться.

Чтобы понять причину фееричного взлёта биткойна и затем почти такого же необъяснимого падения, нужно немного понимать основополагающие технологии, поскольку многое зависит того, насколько инновационным на самом деле является протокол биткойна.

Криптовалюты вообще, не только биткойн, являются наиболее интересным технологическим объектом нового тысячелетия. Они футуристичны, даже для нашего футуристичного времени, когда на практике реализуются вещи, о которых даже в конце прошлого тысячелетия никто и не мечтал. Самое привычное и основополагающее понятие – деньги – ставится под сомнение. Это не то, что непривычно, или некомфортно, это просто неприемлемо для многих.

Философ Тимоти Мортон (Timothy Morton) ввёл понятие «гиперобъект» (hyperobject) для описания систем, событий или процессов, которые слишком сложны, слишком распределены во времени или пространстве для того, чтобы человеческий разум их мог адекватно осознать.

Тимоти Мортон

Например, чёрные дыры – это гиперобъекты, ядерные материалы, такие как уран или плутон – также можно причислить к гиперобъектам из-за долгого периода распада, глобальное потепление или массовое исчезновение биологических видов – тоже гиперобъекты. Мы о них знаем, мы с ними живём, но они находятся за гранью нашего понимания, либо это кажущееся понимание является неполным.

С этой точки зрения, биткойн – это типичный гиперобъект. Биткойн – это непрерывно растущая цепь транзакций, упорядоченная система мегабайтных блоков, которая находится везде и нигде. Его физическое проявление можно увидеть в местах с дешёвым электричеством, в заброшенных складах, где стоят ряды стоек с наспех смонтированным процессорным оборудованием, которое занимается, на первый взгляд, никому ненужной работой – решением сложных математических задач по расшифровке длинных двоичных кодов по искусственно придуманному алгоритму. В основе этого процесса лежит т.н. «распределённый реестр» (блокчейн), который в своём содержимом ничем не сложнее гигантской Excel-таблицы.

В этом и состоит парадокс – казалось бы простое явление принимает очень сложные формы и эксцентричные внешние проявления, вроде необъяснимого на первый взгляд прошлогоднего взлёта и последующего падения курса биткойна.

Как и любой гиперобъект, биткойн нарушает все нормы и стереотипы, и в своей эксцентричности превосходит все старые парадоксы. Например, философы не могут дать рационального объяснения того, как физический объект, человеческий мозг, может хранить информацию, которая не была им субъективно считана при помощи органов чувств. Ведь мы многое придумываем и интерпретируем сами, а потом храним это у себя в памяти. И надо сказать, собственные умозаключения и суждения держатся в памяти гораздо сильнее, чем внешние наблюдения или впечатления.

Существует даже причудливая гипотеза, что мозг – это «органический блокчейн», информация в котором фиксируется постоянным распределённым консенсусом нервных клеток.

Даже реальная ценность биткойна показывает, что блокчейн-протокол – это гипер-объект. Примечательна его двойственная природа. Несмотря на то, что в огромном массиве распределённого реестра находится вполне объективная, реальная информация, ценность этого реестра полностью субъективна. Набор аккаунтов в реестре не имеет никакого реального значения, до тех пор, пока весь мир за этим не последует. И успех биткойна, как криптовалюты, определяет и успех самого блокчейн-протокола, как технологии.

И вот что странно. Если протокол биткойна рассматривается как самая перспективная валюта мира, и он имеет такой огромный рыночный охват, то он не должен, по всем законам финансового рынка, иметь такой высокой краткосрочной волатильности. Попросту говоря, курс такой распространённой и доверительной валюты не должен скакать, как акробат на батуте. Низкая волатильность – первый признак общеупотребительной валюты. Невозможно себе представить, например, таких скачков курса доллара или евро. Однако, курсы нестабильных локальных валют иногда скачут так, что ценники в магазинах приходится менять по нескольку раз в день.

Парадокс в том, что чем больше охват рынка биткойна, тем более употребительным он должен становиться для покупок и «якорного» ценообразования (вспомним цены в «у.е.» в российских магазинах в конце 90-х). Другими словами, всё должно указывать на стабильный и относительно медленный рост курса, а не на его сумасшедшие скачки. Необъяснимое с точки зрения человеческих представлений поведение, как раз и является одной из характеристик гиперобъекта.

Попробуем спрогнозировать, что произойдёт, если сбудется конечная цель биткойна – стать мировой резервной валютой (сразу заметим, что это только допущение, а не долгосрочный прогноз). В этом случае, биткойн станет всемирным эталоном и репозиторием ценности, таким образом, что ценность любого товара или услуги будет принято измерять в биткойнах. И это вполне возможный сценарий, поскольку биткойн в прошлом году уже находился в списке 20 мировых валют по накопленной ценности. Если он станет «намбер уан» в этом списке, то стоимость одного биткойна должна составить сотни тысяч, а может и миллионы долларов.

На первый взгляд, такой сценарий находится на грани абсурда. Как может абстрактная денежная единица иметь такую ценность, особенно, если она так недавно создана и недостаточно апробирована?

А теперь зададим вопрос – а чем от биткойна отличаются традиционные деньги?

Деньги – это универсальная единица измерения ценности, типа общего «мерного аршина» на древнем базаре. Однако, и сами деньги могут быть ценностью, объектом реальной ценности, как например, сумма остатка на банковском счёте может давать определённые привилегии его владельцу. Поэтому, когда кто-то изобретает новый и более продвинутый вид денег, тогда ценность этого нового вида денег должна быть равна всем «старым» деньгам.

В ценовом отношении, в биткойне есть некая «огромность», которая и делает его гиперобъектом. Поэтому его потенциал и тенденции развития так сложно оценить. Если сконцентрироваться на более мелких деталях, то можно видеть его сильную волатильность: до 10-15% за один день. Универсальная валюта обычно так себя не ведёт.

Однако, и до скачка и падения в конце прошлого года также были сильные месячные циклы волатильности, от 3000 долларов в одном месяце до 1800 в другом. Однако общий тренд всегда был «повышательный». Сегодня он, наоборот, «понижательный».

Однако, если и дальше «увеличивать картинку», то за циклами циклов можно увидеть, что сегодняшний понижательный тренд выглядит так же странно, как и 15-процентная дневная волатильность в конце прошлого года. Видимо, это не более, чем часть ещё более длинного цикла, тренд которого пока ещё неясен. Поэтому, бесполезно предсказывать убыточность или доходность биткойна в долгосрочной перспективе.

Недавно была опубликована статья под названием «Are Bitcoin Bubbles Predictable?» («Предсказуемы ли пузыри биткойна?»), написанная несколькими исследователями из разных областей, которая подводит серьёзный математический базис под общую идею о циклах биткойна. В статье делается общий вывод, возможно, сильно упрощённый, что ценность биткойна соответствует закону Меткалфа, который говорит, что ценность системы пропорциональна квадрату числа её пользователей (n²). Однако, часто бывает, что цена системы «бежит впереди паровоза», что и вызывает те типичные, относительно краткосрочные хайп-циклы, которые мы наблюдаем.

Математический механизм, который лежит в основе этих колебаний (фрактальность, сингулярность, которые обсуждаются в статье, или что-то ещё), не столь важен, однако, следует сделать один простой вывод: оценить ценность (прошу прощения за тавтологию) того, что претендует на замену мировых денег крайне сложно, поскольку это лежит за пределами когнитивных возможностей человеческого разума и обозримых временных отрезков.

К чему всё это приведёт? Может быть десятилетний период жизни биткойна приведёт к его полному обесцениванию, как и многие общественные иллюзии, типа «Тюльпановой лихорадки» в Голландии, которые уже случались в истории. А может быть, это приведёт и к другим последствиям. Слишком большой интеллектуальный и экономический потенциал уже вложен в десятилетнее развитие блокчейна и биткойна. Интернет тоже начинался как система обмена информацией между большими компьютерами университетов. А закончился – вернее ещё продолжается – как социальная медиа-среда, которая изменила всё современное общество, со всеми своими достоинствами и недостатками.

Криптовалюты также начинались как средство пересылки денег между компьютерами. Чем они закончатся? Как это изменит общество?

Возможно, что ответ на этот вопрос уже готовится. Блокчейн – это инструмент, актив, но также это и сообщество взаимодействующих друг с другом интернет-адресов. Комбинация денег и общества лежит в основе власти, правительства, которому доверяет большинство. Пока слишком рано говорить о том, что комбинация технологий и общественных потребностей будет лежать в основе будущего мироустройства.

Блокчейн решил проблему доверительности, в финансовой сфере. Он и сам во многом был порождён кризисом доверия, вызванным финансовым кризисом 2008 года, когда был создан первый блокчейн. Не может ли он стать механизмом решения проблемы доверительности и в области общества и государства? Однако, сейчас об этом говорить ещё рано.

Блокчейн, конечно, не может заменить собой доверительность, но он может её формализовать и сделать прозрачной в будущем цифровом сообществе. Повторим, это пока лишь умозрительное предположение.

Предсказать будущее поведение такого «гиперобъекта», как биткойн, и тем более будущее его основополагающей технологии – блокчейна, пока невозможно из-за слишком короткого периода наблюдения, когда долгосрочные тренды ещё не проявились и действие закона Меткалфа о ценности системы ещё не проявилось в полную силу.

***

Источник:

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.