Rambler's Top100
Реклама
 
Блоги Николай НОСОВ

Путешествие в страну огня

  05 марта 2019 Страница персоны

Продолжаем знакомиться с процессами цифровой трансформации в разных уголках мира. Наша очередная поездка – в Азербайджан.

Новый, оборудованный по последнему слову техники аэропорт Баку. На контроле пассажиров устройства для просвечивания обуви, в зале ожидания – бесплатные закрывающиеся капсулы, где можно поспать в ожидании рейса. Бесплатный wi-fi, не требующий авторизации. Все продуманно и удобно для пассажиров.

«Яндекс.Такси» не работает, а вот с Uber проблем нет. Заказываем такси и выгружаемся у домика на берегу Каспийского моря, хозяин которого сдал нам комнату через Booking.com.

Грязевые вулканы

Огни Апшерона

Никогда не отмечал 23 февраля в столь необычной компании. Полуостров Апшерон, простенькое кафе, по сути – бытовка, стоящее на берегу моря. Старые друзья одноклассники, теперь отставные военные, бывший полковник КГБ, начальник береговой охраны Каспия, полковник генштаба и тележурналист собрались отпраздновать День Советской Армии и Военно-Морского флота, праздник, который по-прежнему считают своим. За стол пригласили и нас с Ириной, остановившихся на ночлег у одного из участников застолья.

Незамысловатый стол – водка, пиво и морская рыба. Цитаты из советских фильмов и воспоминания – кто и где служил. Сравнение учебки в СССР и в войсках НАТО.  Школьные советские годы, когда национальность никого не интересовала и они даже не знали, как много в их классе учится армян. Застарелые обиды и ностальгия по молодости.

Хозяин хвалит целебные свойства местного морского воздуха, но курортом место не назовешь – на берегу запах мазута, вода на вид чистая, но какая-то маслянистая. Пейзаж – морские платформы и горящие факелы нефтяных вышек. Зато недалеко до местных достопримечательностей – грязевых вулканов Гобустана.

Гобустан

Дорога сильно разбитая, с трудом пробираемся даже на внедорожнике. Последний подъем и видим серое плато с торчащими конусами. Азербайджан занимает первое место в мире по числу действующих вулканов, но извергают они не раскаленную магму, а холодную грязь. Иногда извержение грязевых вулканов сопровождается  взрывами газоконденсата. Утверждают, что высота пламени над газовым вулканом может достигать километра. Сейчас они выглядят довольно мирно – в кратерах булькает серая жижа, периодически выливаясь на конусообразные склоны, а чтобы поджечь выделяющийся газ пришлось приложить много усилий. Пейзаж неземной – ощущение, что смотришь с высоты на неизвестную залитую лавой планету Маленького Принца с  игрушечными вулканами, которые он заботливо чистит по утрам.

Наскальные рисунки

Космические ассоциации повлияли и на уфологов, которые считают, что огромные плоские скальные вершины соседних гор – бывшие посадочные полосы звездолетов, а выбитые наскальные рисунки человечков с квадратными головами – изображения инопланетян в скафандрах. Впрочем, в расположенном в часе езды музее изложили более земную версию – это тотемные изображения местных древних племен.

Наземный транспорт

Цифровизация идет из столицы. За наличные на автобусе до автовокзала в Баку еще можно добраться, а дальше – никак. С интересом рассматриваем автомат по выдаче билетов на остановке. Надписи только на азербайджанском – туристу разобраться невозможно. На помощь пришла семейная пара, показавшая, как купить карточку на проезд. В Баку пересаживаемся на следующий автобус, но здесь ожидает неудача. Оставшихся денег на карточке хватило только на один билет. За второй наличными водитель брать отказывается и высаживает нас на улицу.

Автомат на остановке докладывать деньги на карточку отказывается, а новые не продает. Спасает молодая девушка, которая отказавшись от денег дарит нам нормальную транспортную карту и объясняет, как на нее положить деньги. От нашей карта отличается только большей плотностью материала – рисунок совершенно идентичный.

Вечерний Баку

Баку производит впечатление динамичного современного города, где хорошо видны нефтяные деньги – прекрасная набережная, современные торговые центры, небоскребы из стекла и бетона. При этом ощущение типичного для Востока желания блеснуть роскошью, а не сделать реально комфортную среду. Если заглянуть за новенькие отремонтированные фасады во дворики, можно обнаружить даже деревянные будки туалетов. На шикарную набережную ведут выложенные мрамором огромные подземные переходы, но их так мало, что народу приходится просто перебегать оживленную магистраль. Пешеходных переходов вообще очень мало. Можно подумать, что здесь передвигаются только на машинах, но это далеко не так – видели, как тяжело при переходе приходится пожилым людям.  Заборами огорожены помойки вокруг нефтяных качалок, которые работают прямо в черте города.

Американское посольство

У поездки в Азербайджан была еще одна цель – получение американской визы. В России сейчас записаться на собеседование совершенно невозможно. Часть народа выбирает Польшу, но нам хотелось совместить приятное с полезным и посмотреть Азербайджан.  Записались по интернету на собеседование, послали необходимые документы и в назначенное время пришли в посольство.

Нефть качают прямо в черте города

Здание, расположенное на улице Свободы в центре Баку, напоминает военный объект – даже к стене так просто не подберешься – подходы защищают огромные бетонные блоки, используемые под цветники.

Досмотр на входе очень дотошный, отобрали и зонтик и мобильный телефон. В зале ожидания плакаты на английском и только один на русском.  На картинке мужик, пытающийся выбраться из-за тюремной решетки, и подпись – за предоставление неверных сведений на визу получите тюремный срок по законам США.

Долгое ожидание приема скрашивает рекламный ролик о стране, демонстрируемый на жидкокристаллической панели. Периодически высвечивается напоминание, что и для американской операционной системы Windows и для российского проигрывателя Movavi Video Suite надо купить лицензию. Последствия разборок Трампа с Конгрессом США из-за стены на границе с Мексикой или простая экономия на ПО?

В первом окошке приняли документы. Ожидание в зале и вызов во второе окно, где взяли отпечатки пальцев. Опять ожидание и собеседование. Всего один вопрос – цель визита в США? – Посетить Йеллоустон. –  Хоть кто-то едет посмотреть национальные парки, – удовлетворенно сказал чиновник и одобрил получение визы.

Первый дата-центр в Закавказье

В ожидании визы продолжили осмотр города.  В получасе ходьбы от посольства обнаружили ЦОД AZCLOUD  компании AzInTelecom, созданной при министерстве транспорта, связи и высоких технологий Азербайджана.  Это первый ЦОД, имеющий сертификацию Uptime Institute, в Закавказье, да и сейчас их там всего два – еще один появился в Тбилиси.  AZCLOUD был введен в эксплуатацию в декабре 2016 года. Имеет сертификаты TIER III, ISO 20000 и ISO 27001.

AzInTelecom

Для построения облаков используются платформы VMware и OpenStack, в сетевой части используется Cisco Unified Fabric.. Дата-центр предоставляет облачные услуги по моделям IaaS, PaaS и SaaS (например, ПО для проведения конференций), услуги виртуальной IP-телефонии и резервного копирования. Предлагаются услуги и по модели colocation.

В стойках оборудование, которое включает в себя серверы HPE, системы хранения данных НР 3PAR, коммуникационное оборудование Cisco, а также оборудование для предотвращения DDoS- и кибератак от PaloAlto и Radware.  В качестве источников резервного электропитания используются  ИБП Schulz и два ДГУ. ЦОД обеспечивает международные телекоммуникационные услуги между Азербайджаном и другими странами мира. SIM-карту местного провайдера не покупал, но ЦОД задействовал – бесплатно разговаривал по WhatsApp с домом, используя wi-fi гостиницы.

Дорога к храму огня

Следующим утром отправились на осмотр храма огнепоклонников. Другое название Азербайджана – страна огня, постоянно горящий выделяющийся из земли газ воспринимался древними как чудо – не случайно здесь возникли храмы поклоняющихся огню зороастрийцев.

Uber не помог –  центр перекрыт, сегодня день памяти жертв Хождалы – трагической страницы конфликта в Нагорном Карабахе. В Баку идут траурные шествия, на дорогах огромные пробки, на такси из центра не выберешься.

Бакинское метро

Доходим до ближайшего метро, уже уверенно кладем деньги на нашу транспортную карту и выходим на перрон. Станции просторные, украшенные мозаикой. Вагоны довольно новые, российские.

Ориентироваться не легко – на некоторых ветках и по-английски ничего не объявляют.  Приходится разбираться в местных названиях. В час пик – в центре давки, в остальное время ездить можно. Места уступают не только беременным женщинам и пожилым, как у нас, но и всем женщинам.

Находим автовокзал, дожидаемся пригородного автобуса и едем  в село Сураханы. Здесь находится древний храм зороастрийцев  Атешгях – храм огня. Живых отшельников уже нет, в кельях только манекены, да и вечногорящий газ уже не естественный – подвели газопровод. Но все равно интересно.

Есенин и Баку

Каждый год в день рождения Сергея Есенина в селе Мардакяны у музея поэта собирается русскоязычная община Азербайджана, чтобы почтить память поэта. Хафиз, Саади, Фирдоуси – Сергей Есенин давно мечтал побывать на родине великих персидских поэтов. В то время это было невозможно, но его друг  – второй секретарь ЦК Компартии Азербайджана Петр Чагин пообещал организовать поездку. Поэта два часа возили по Каспийскому морю и высадили у берегов поселка Мардакян. Цветущие деревья, экзотические птицы, женщины в черных одеяниях с закрытым лицом   Сергей Есенин поверил, что мечта сбылась. Его поселили на даче бывшего нефтяного миллионера Мухтарова и лишь спустя некоторое время Чагин сознался в обмане. Поездка удалась – здесь Сергей Есенин написал сборник стихов «Персидские мотивы».

Музей Есенина

На месте дачи Мухтарова сейчас дендрарий Национальной академии наук. Для полива многочисленных деревьев используются все те же бассейны для хранения воды, что и видел поэт. Здесь, сидя на краю водоема, поэт показал маленькой дочкое Чагина ржавую трубу, по которой в бассейн поступала вода. – Я как эта ржавая труба, но из меня льется чистая вода поэзии, – пояснил Сергей Есенин.

Музей был закрыт, но ради нас сотрудники дендрария связались со смотрительницей, которая быстро приехала и провела экскурсию. Нам была очень рада, в это время года посетители заглядывают к ней редко.

­ – Прощай, Баку! Тебя я не увижу.
Теперь в душе печаль, теперь в душе испуг.
И сердце под рукой теперь больней и ближе,
И чувствую сильней простое слово: друг, –  писал Сергей Есенин.

Четверть века прошло с распада СССР, но связи между народами еще есть. В Баку многие на улице говорят между собой по-русски, русский понимают в магазинах и кафе. По телевизору смотрят российские каналы. Люди нам не чужие, надо восстанавливать экономическое сотрудничество, укреплять связи, в том числе и в цифровой сфере.

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.