Даже самые дотошные исследователи вряд ли смогут составить исчерпывающий перечень прикладных задач, решаемых с помощью карт предоплаты. Появившись как один из платежных инструментов в банковской сфере, они стремительно завоевали популярность в других областях (свежий пример: с помощью скретч-карт проводилась подписная кампания газеты «Коммерсантъ»). Сегодня это не только традиционные дебетовые или кредитные карты, позволившие существенно снизить объем наличных денег в обороте, но и множество других видов, так или иначе связанных с обращением финансов. Все они обладают общим свойством, сделавшим их столь востребованными, — во многих случаях позволяют отказаться от наличных денег. Конечно, на каком-то этапе карточного обращения клиент производит традиционные платежи (при покупке карточки или при погашении кредита в банке), но в качестве эквивалента наличности карточки в большей степени защищены от банального воровства. Телекоммуникационный рынок не остался в стороне от карточного бума и может похвастать успехами на этом поприще. В России карточки предоплаты услуг связи начали выпускаться практически одновременно для сотовой и для фиксированной связи — во второй половине 90-х годов. Абоненты почувствовали удобства prepaid-системы, операторы — ее выгоды.
Сегодня около 50% российских мобильных абонентов выбрали prepaid-оплату в противовес контрактной схеме (postpaid). Теперь актуальными становятся вопросы совмещения кредитной и авансовой схем оплаты на единой технологической платформе.
В фиксированной связи широкое распространение получили сервисные телефонные карты (СТК), предоставляющие доступ к ТфОП, Интернету, сетям IP-телефонии, платные информационно-справочные услуги с любого телефона с тональным набором номера, с таксофона или через оператора центра обслуживания вызовов. Технологии СТК внедрены на сетях большинства операторов электросвязи. Карточки постоянно «наполняются» новыми услугами, стремясь к мультисервисности, а при интеграции с банковскими системами трансформируются в новый платежный инструмент.
Участники темы номера — операторы и разработчики систем расчетов, эксперты и юристы — обсуждают реальные и перспективные вопросы развития рынка предоплаченных услуг связи в России.