Rambler's Top100
Архив номеров за 2004 год
ИКС № 12 2004

Тема выпуска:
Экономическая версия 2004

Даже високосный год, вопреки суевериям, не помешал инфокоммуникациям остаться самым оптимистичным элементом экономического пейзажа страны. Результаты не хуже, чем в предыдущем. Мобильная связь почти догнала фиксированную – теперь уже по массе дохода – и продолжает ускорять свой бег. Традиционная связь старается удержать позиции, расширяя спектр сервиса и осваивая нишу передачи данных больших массивов. Стабильный рост отрасли шел на фоне административной реформы высшего эшелона власти и так и не начавшего работать в полную силу нового закона «О связи».

Стойкость жизнеутверждающих красок инфокоммуникационного пейзажа – что это? Везение? Случай? Отнюдь. Главным фактором стал подъем экономики, а следовательно, рост платежеспособного спроса. К тому же стремительные перемены и обновление технологической базы инфокоммуникаций, похоже, становятся ее «родовым» признаком, вырабатывают иммунитет к любым формам воздействия.

Однако инерционный рост не бесконечен. И по законам эволюции ведет к изменениям качественным, к структурным сдвигам. Детонатором перемен может стать приватизация «Связьинвеста» (если, конечно, «загадка Сфинкса» все-таки разрешится в 2005 г.). Несомненно, что продажа структурообразующего холдинга приведет к существенным изменениям, влекущим за собой передел рынка. Успех тут будет зависеть от мудрости государства. Мининформсвязи в его обновленном виде должно выступить и как хороший режиссер, и как талантливый импровизатор. Разумеется, в границах закона и в прогрессивном его толковании. Ведь не секрет, что сегодня даже такие опытные регуляторы, как МСЭ и ЕЭК, не успевают «контролировать» ослепительные вспышки рождения и укоренения новых технологий. Стратегический курс отрасли, стартовавший в 2004-м, – поворотный момент развития инфокоммуникаций, смены приоритетов. Центр тяжести в новой политике смещается в область IT, остальное – функциональная поддержка. Акцент на IT сегодня наблюдается по всему периметру телекоммуникационного сообщества. Это живой импульс новой экономики.

Материалы темы номера посвящены итогам деятельности инфокоммуникаций в 2004 г. Оценки им ставят главный экономист отрасли и авторитетные аналитики, которые считают, что дела, несмотря ни на что, идут неплохо. Они предлагают новые методологические подходы, «взрыхляют почву», советуют, прогнозируют. Вердикт своей деятельности выносят и некоторые фигуранты рынка – операторы и производители. Добросовестная конкуренция и разумное регулирование – венец надежд всех участников дискуссии. Но, как известно, одно дело дирижерская палочка, другое – смычок. Так что дальше строго по поговорке: глаза боятся – руки делают.

ИКС № 11 2004

Тема выпуска:
Связь на белом пароходе

При подготовке этой темы номера мы столкнулись с целым рядом неожиданностей. «Есть новость хорошая, и есть плохая» – с какой начинать? Начнем с плохой: и Минтранс России, и Федеральное агентство морского и речного транспорта оказались «не готовы» высказать свое мнение о связи на воде (такой ответ мы получили в результате многодневной переписки и телефонных переговоров с пресс-службой Минтранса и ФАМРТ).

Хорошая новость – энтузиазм собственно игроков рынка связи на голубых магистралях страны. Из этого можно сделать вывод, что рынок не только дышит, живет, но и имеет перспективы роста. И еще одна неожиданность – наличие на этом поле необычной структуры – ИАЦ «МорСвязьКонсалтинг». Это своего рода колокол водной стихии: неустанно, изо дня в день анализирует, делает выводы и бьет в набат: что происходит и почему? кто виноват и что делать? Отголоски «морсвязьнабата» – в consult-комментариях на страницах «ИКС».

В результате наших изысканий, проведенных на рынке связи морского и речного транспорта, сложилась общая картина, которая не претендует на законченность, но имеет все шансы считаться панорамной.

Выводы в истоке темы номера:

Связь на морском и связь на речном транспорте – абсолютно разные сегменты российского рынка телекоммуникаций, хотя и действуют в одной, водной, стихии. В общем проблемном контексте морского транспорта его связная составляющая выглядит вполне благополучно; на фоне подъема рынка речного транспорта связь на реке представляется «слабым звеном». Морские телекоммуникации, в принципе, идут в ногу со временем: сегодня на повестке дня мультисервисность, широкополосность, все возможности современных технологий. У речников –физически и морально устаревшие системы связи.

Единая техническая политика для морской связи определяется международными организациями IMO, ITU. Для речной связи – национальными нормативно-правовыми документами с учетом общеевропейских решений. Концепция развития внутренних водных путей РФ и Концепция развития Комплексной системы электросвязи внутренних водных путей РФ (обе от 2003 г.) не способны направить усилия главных движущих сил отрасли – операторов (эксплуатационных предприятий БУС ГБУ) и производителей оборудования – в направлении модернизации сетей связи голубых артерий России. Концепции нуждаются в дополнениях – в конкретизации путей модернизации связи, в признании приоритета IT, в определении политики модернизации связи в речных бассейнах Сибири и Дальнего Востока. Связь на реке требует серьезных технологических изменений, причем во всероссийском масштабе. Пора думать о четкой стратегии государства в этом направлении.

Переход речной УКВ-радиосвязи в «морской» диапазон частот становится вопросом номер один для развития связи на реке.

В условиях бездействия администраций практики готовы действовать – и действуют. Строятся корпоративные сети морского и речного транспорта, «лоскутно» внедряются ИT. Жаль только, что «правая рука не ведает, что делает левая». Будем рады ответу руководства транспортников, даже с уже состоявшимся опозданием.

ИКС № 10 2004

Тема выпуска:
Почта на поле информатизации

Увы, нашим детям не суждено услышать, как «колокольчик, дар Валдая, гремит уныло под дугой»: знаменитая «тройка почтовая», оставив яркий след в русской культуре, тала достоянием истории. Современная почта предпочитает высокоскоростные средства логистики. Этим летом ФГУП «Почта России» и компания «Гражданские самолеты Сухого» обсудили возможность разработки и производства почтово-грузовых самолетов. А это значит, что реформе федеральной почтовой связи, призванной превратить старую, запахом сургуча и скрипом перьев, почту в современное эффективное предприятие, дан полный ход.

Реализуются утвержденные правительством Концепция реструктуризации организаций федеральной почтовой связи и Концепция развития рынка услуг почтовой связи до 2010 г. В завершающую стадию вступил процесс образования национального оператора почтовой связи ФГУП «Почта России». Его задача – предоставить населению, бизнесу и государству широкий спектр почтовых услуг качеством, соответствующим международным стандартам Всемирного почтового союза. К слову, ВПС и наша почтовая тройка успели пересечься в истории – в нынешнем году эта авторитетная международная организация отмечает свое 130-летие. В числе 22 стран, учредивших в ту пору Всеобщий почтовый союз, была и Россия.

От масштаба задач, стоящих перед начинающим национальным оператором, дух захватывает: самое простое решение, предполагаемое к внедрению в каждом отделении почтовой связи, нужно помножить на их число, а это ни много ни мало – около 42 тыс.

Очевидно, что разветвленная филиальная сеть, широкий спектр услуг, необходимость внедрения единых стандартов требуют формирования и поддержания в рабочем состоянии территориально распределенной многофункциональной информационной системы почты. Выполнение этой задачи – вопрос времени и объема инвестиций. Пока же все те, кем довелось общаться при подготовке темы этого номера, от гендиректора ФГУП «Почта России» до почтальона в глубинке, говорили одно: «Мы в начале пути».

ИКС № 9 2004

Тема выпуска:
Регион: в общероссийском русле, но собственным путем

Если вам скажут, что чем дальше от федеральной власти, тем порядка у связистов меньше, не верьте. Отправляйтесь в Казань, Уфу, Якутск, прокатитесь с ветерком по лихим российским дорогам, поговорите с населением и связистами и убедитесь, что в республиках идет упорное освоение нетелефонизированных земель и почти в каждом райцентре имеется доступ как к традиционным, так и к новым услугам. Так, по цифровизации сети связи всех трех республик — Башкортостана, Татарстана, Саха (Якутия) — опережают среднероссийские показатели. Взаимопониманию людей и техники разных поколений в многоликой России можно позавидовать.

Деловой пейзаж постоянно меняется. Для примера. За последнюю дюжину лет в области телекоммуникаций в Башкортостане сделано вдвое больше, чем за семь десятков предыдущих лет. В Татарстане, как и во всей России, сравнялось число фиксированных и мобильных абонентов. В условиях якутской вечной мерзлоты телефонная плотность в республике такая же, как в среднем по России. Доминируют тенденции концентрации капитала и централизации управления. С такой стратегией трудно не согласиться. Но, как известно, железные принципы прописаны только в учебниках. В реальной жизни должен господствовать лишь один — целесообразность.

Региональная политика — штука хрупкая. Тарифы, технико-экономические приоритеты, бюджет, налоги, внешние займы — лишь инструменты: молоток, пила, топор, дрель, рубанок. Неумеха — руку повредит, грамотный — дом построит. За 10 лет суверенного развития телекоммуникации Татарстана, Саха (Якутия) и Башкортостана успели и пораниться, и приобрести опыт и успех, выработать собственные модели развития. Скажем, для модернизации Казанской ГТС было решено продать альтернативным операторам старые городские АТС с условием их перевода на «цифру » и расширения. В дотационной Pеспублике Саха (Якутия) жители семи улусных (районных) центров получают консультации через спутник с помощью технологий телемедицины. Поэтому вряд ли стоит сужать поле политического и экономического маневра. И чем быстрее пойдет процесс инфокоммуникационного покрытия страны, тем лучше. Тогда уже у китайцев и японцев не будет повода говорить своим детям,что Россия, вопреки глобусу, заканчивается Байкалом, а то, что восточнее,— территории неосвоенные. То есть ничейные.

ИКС № 8 2004

Тема выпуска:
Диета для связи

Принято считать, что источники питания — одна из наиболее консервативных технологий, где прогресс не так ощутим, как, скажем, в микроэлектронике. Но определенные сдвиги в последние годы произошли и здесь. Речь идет прежде всего о внедрении интеллектуальных средств диагностики и контроля и гибкой системы распределения потребляемой мощности в аварийных ситуациях. Однако, несмотря на все эти достижения, системы электропитания по-прежнему остаются самым слабым звеном в телекоммуникационной сети. Согласно статистике даже в удачно спроектированной системе связи около половины всех отказов связано с проблемами электропитания. Правда, дело тут не столько в источниках питания, сколько в характеристиках самой питающей сети.

Веерные отключения электричества и сбои в электросети наносят колоссальный ущерб телекоммуникационному бизнесу, причем речь идет не только о прямых убытках, но и о подрыве престижа компаний. Риск техногенных катастроф и долговременных отключений электричества вынуждает операторов строить свои сети с запасом на некие гипотетические ситуации, что приводит к резкому удорожанию подсистем электропитания. Особые сложности вызывает энергоснабжение базовых или радиорелейных станций, размещаемых в отдаленных и труднодоступных районах. Все чаще для решения проблем с электропитанием привлекаются средства так называемой малой энергетики.

Специфика телекоммуникационных систем предъявляет ряд жестких требований и к качественным показателям электропитания. Проблема в том, что по своей природе большинство нарушений электропитания внешне остаются невидимыми, что затрудняет борьбу с ними. Сетевые аномалии способны не только вывести из строя чувствительное к флуктуациям сетевого напряжения оборудование, но и привести к утрате данных.

Мы не предлагаем универсальных решений, дающих однозначные ответы на вопросы, как выбрать источники питания в той или иной ситуации и как оптимально построить систему бесперебойного электропитания. По всей видимости, рецепта на все случаи жизни не существует. Очень уж непохожи друг на друга системы связи и неидентичен ассортимент используемых питающих напряжений (220, 60, 48 и 24 В), а также потребляемая мощность по каждому из номиналов. И, наконец, немаловажно то, какие финансовые ресурсы готова вложить компания в разработку системы гарантированного бесперебойного электропитания, понимая, что 100%-ной гарантии от различных причуд электрических сетей не дает ни одна даже самая совершенная система электропитания.

ИКС № 7 2004

Тема выпуска:
Предоплаченный сервис

Даже самые дотошные исследователи вряд ли смогут составить исчерпывающий перечень прикладных задач, решаемых с помощью карт предоплаты. Появившись как один из платежных инструментов в банковской сфере, они стремительно завоевали популярность в других областях (свежий пример: с помощью скретч-карт проводилась подписная кампания газеты «Коммерсантъ»). Сегодня это не только традиционные дебетовые или кредитные карты, позволившие существенно снизить объем наличных денег в обороте, но и множество других видов, так или иначе связанных с обращением финансов. Все они обладают общим свойством, сделавшим их столь востребованными, — во многих случаях позволяют отказаться от наличных денег. Конечно, на каком-то этапе карточного обращения клиент производит традиционные платежи (при покупке карточки или при погашении кредита в банке), но в качестве эквивалента наличности карточки в большей степени защищены от банального воровства. Телекоммуникационный рынок не остался в стороне от карточного бума и может похвастать успехами на этом поприще. В России карточки предоплаты услуг связи начали выпускаться практически одновременно для сотовой и для фиксированной связи — во второй половине 90-х годов. Абоненты почувствовали удобства prepaid-системы, операторы — ее выгоды.

Сегодня около 50% российских мобильных абонентов выбрали prepaid-оплату в противовес контрактной схеме (postpaid). Теперь актуальными становятся вопросы совмещения кредитной и авансовой схем оплаты на единой технологической платформе.

В фиксированной связи широкое распространение получили сервисные телефонные карты (СТК), предоставляющие доступ к ТфОП, Интернету, сетям IP-телефонии, платные информационно-справочные услуги с любого телефона с тональным набором номера, с таксофона или через оператора центра обслуживания вызовов. Технологии СТК внедрены на сетях большинства операторов электросвязи. Карточки постоянно «наполняются» новыми услугами, стремясь к мультисервисности, а при интеграции с банковскими системами трансформируются в новый платежный инструмент.

Участники темы номера — операторы и разработчики систем расчетов, эксперты и юристы — обсуждают реальные и перспективные вопросы развития рынка предоплаченных услуг связи в России.

ИКС № 6 2004

Тема выпуска:
ТРИ ДОРОГИ В БУДУЩЕЕ

Организация связи в домашних и офисных сетях (Small Office/Home Office — SOHO) напоминает живой организм. Данные могут путешествовать по сети, подобно тому как кровь циркулирует в теле человека по системе капилляров, вен и артерий. Информация может передаваться от одного узла к другому, не ограничиваясь логическими взаимосвязями внутри дома, — шлюз во внешний мир и сеть Интернет позволяют пользователю, не выходя из квартиры, быть в курсе всех мировых событий.

Принципы организации «последнего дюйма» при создании домашних и малых офисных сетей не слишком отличаются от решения «последней мили» (см. «ИКС» N6’2003) и концептуально сводятся к трем альтернативам:
- Создание новой сетевой инфраструктуры.
- «Никаких новых проводов».
- «Мир, свободный от проводов».

Противостояние разных технологий при создании домашних сетей в России завершилось безоговорочной победой Ethernet. На картах крупных городов остается все меньше белых пятен, где нет сетей SOHO на базе Ethernet. Долгие годы считалось, что эта сугубо офисная технология малопригодна для домашних сетей и подключения к Интернету. Однако благодаря дешевизне и простоте решений она стала повсеместно использоваться, другими словами — экономические аспекты взяли верх над техническими. Что же касается имеющихся проблем, то они в основном связаны с низкой платежеспособностью населения.

В основе концепции «Никаких новых проводов» лежит идея использования существующей в домах и офисах проводной инфраструктуры (телевизионной, телефонной, электрической и радиотрансляционной сетей), которая позволяет обойтись без прокладки дополнительных сетевых проводов и обеспечить тем самым пользователям максимальный комфорт на «последнем дюйме». В России это направление пока только обозначилось, а вот на Западе оно получило широкое распространение. Так, в США, Канаде, Великобритании и ряде других стран пошли по пути задействования каналов кабельного ТВ. Широкое распространение в мире получили и решения, в которых сетевым портом является телефонная или электрическая розетка. К сожалению, эти технологии разработаны для квартир и не подходят для многоэтажных зданий.

И наконец, третье направление развития рынка SOHO — создание беспроводных домашних и офисных сетей. Сегодня это быстрорастущий рынок, с которым многие связывают будущее домашних сетей, особенно в посткомпьютерный период. Беспроводные решения стали мощным фундаментом для создания «умных домов», обеспечивая более гибкие решения по сравнению с альтернативными технологиями.

ИКС № 5 2004

Тема выпуска:
Россия инноваций: особенная стать

Истинное начало изобретательской деятельности теряется во мгле апокрифических времен. Кто, где и когда согнул лозу в круг, смастерил лук и стрелы? Создание колеса, а позднее арбалета не требовали больших знаний — скорее интуиции и смекалки. Их появление было продиктовано требованиями жизни. Но это были первые высокие ступени лестницы прогресса.

Человек — вечный охотник за чудо-новинками. Он либо ждет их свыше, либо — в неуемном азарте — творит своими руками. Не все идеи воплощались сразу, некоторые ждали своего часа столетиями. Иные разделы математики Архимеда опередили свое время на 18 веков. Открытия Леонардо да Винчи в области механики и покорения воздушного и морского пространства (планер, вертолет, кожаный скафандр) нашли применение лишь спустя 500 лет. Не увидел старта ракеты и наш соотечественник, отец космонавтики К. Э. Циолковский.

Очевидно, что все успехи современных изобретений основаны на знаниях, по крупицам накопленным в прошлом. Сегодня инновационное колесо катится все быстрее. В сфере инфокоммуникационных технологий нововведения «выстреливают» с периодичностью в четыре-шесть месяцев, а кардинальные — не реже, чем раз в пять лет.

На горизонте — принципиально новое поколение «машин связи». Их конструктивное решение будет строиться на революционной нанотехнологии. Это не только иной класс техники, но и фантастические перспективы в области форм, скоростей и способов передачи и использования информации.

В мутной, перестроечной среде Россия, зачарованная заморскими чудесами, похоже, просто забыла про своих Кулибиных. Российской науке необходима масштабная задача. Но если раньше это было освоение космоса или покорение атома, то сегодня инновационный процесс нацелен на экономическую отдачу. Такие цели перед российскими новаторами может поставить только государство. США и Китай это понимают. Большая задача обеспечит стране технический прорыв и консолидирует общество вокруг позитивной идеи. Единственный на Земле вечный двигатель — человеческая мысль способна на ниве процветания объединить как нацию, так и всю интеллектуальную элиту планеты. Как известно, вершина у Олимпа плоская — места хватит для всех.

Редакция благодарит авторов, откликнувшихся на приглашение к дискуссии.

ИКС № 4 2004

Тема выпуска:
КОСМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ: КОНКУРЕНЦИЯ И КООПЕРАЦИЯ

Российский рынок космической связи за десять лет своего существования переживал разные настроения — от полного уныния, всплесков надежды и разочарования до сдержанного оптимизма, а в последние несколько месяцев — уверенности в будущем. Успешный запуск в конце прошлого года и введение в штатную эксплуатацию в марте 2004 г. трех современных спутников (одного «Экспресса-АМ22», ГПКС, и двух КА «Ямал-200», ОАО «Газком»), а также первые важные решения ГКРЧ по упрощению процедуры регистрации наземных станций VSAT, принятые в феврале этого года, — события, ведущие к долгожданному «космическому» прорыву на российском рынке.

События последнего времени всколыхнули абсолютно всех участников рынка спутниковой связи: «первичных» (у которых собственный спутниковый ресурс на орбите) и «вторичных» (арендующих у «первичных» емкости спутников и предоставляющих услуги на Земле) операторов, производителей и системных интеграторов. «Первичные» операторы заговорили не только о поставках спутниковых каналов для России, но и о выходе на международные рынки. «Вторичные» — о перспективах бурного развития VSAT-сетей. Производители оборудования и системные интеграторы — о грядущем широком фронте работ.

Все организации и компании этой особенно капитало- и наукоемкой отрасли в той или иной мере включены в процессы и КОНКУРЕНЦИИ, и КООПЕРАЦИИ. Тем не менее уже довольно четко обозначилась такая тенденция: конкуренция превалирует на рынке услуг, а кооперация — в производстве. В «новом времени» оба этих рыночных механизма будут играть все более значимую роль, причем влияние и того и другого факторов усилится как в производстве, так и в области предоставления услуг.

Именно в этом ракурсе мы и попытались взглянуть на становление российского рынка спутниковой связи в течение минувшего десятилетия. Проведя ретроспективное исследование и оценив настоящее, мы с помощью профессионалов в области спутниковой связи заглянули в будущее.

ИКС № 3 2004

Тема выпуска:
БЕЗОПАСНОСТЬ СОТОВОЙ СВЯЗИ

С каждым днем услуги сотовой связи становятся все привлекательнее и доступнее, а каналы — надежнее. Но неприступных крепостей, как известно, не бывает. Если преодолеть эшелонированную защиту не удается, ее пытаются разрушить изнутри. Мировая статистика свидетельствует: около 70% всех случаев преступлений в мобильной связи основано не на взломе сети, а определяется другими факторами, в том числе и внутренним мошенничеством.

У проблемы обеспечения безопасности две стороны — техническая и организационная. Но если о технических достоинствах защиты своих систем операторы готовы говорить часами, то об организационных аспектах или понесенном ущербе они предпочитают умалчивать (в чем мы убедились на собственном опыте при подготовке этой тематической подборки);потери же обычно списываются по статье «Безнадежные долги». Как показывает практика, ни одна, даже самая мощная, защита не гарантирует полной и абсолютной безопасности. Эпидемия краж и мошенничеств с сотовыми телефонами сегодня поразила весь мир.

Россия, двигаясь в русле мировых тенденций, готовится к внедрению 3G. Очевидно, что этот переход будет сопровождаться новой волной мошенничества — уж очень привлекательны новые услуги (мобильный Интернет, электронная коммерция и др. ), да и ставки в игре достаточно высоки. Чтобы эти услуги оказались востребованными, необходимо убедить клиентов, что коммерческая информация будет надежно защищена. Выход здесь один —открытость. Именно по этому пути пошли разработчики 3G-систем, с самого начала заявившие, что основные аспекты безопасности должны быть открытыми и доступными.

Мы задались целью приподнять завесу над «секретами »мобильной безопасности, разобраться с насущными проблемами и, возможно даже, подсказать пути их решения, поведав читателям об уловках мошенников и имеющихся средствах защиты от них, а также познакомить широкую аудиторию с новой терминологией в этой области.

Данная тематическая подборка — отнюдь не пособие для профессиональных или начинающих мошенников. Мы анализируем различные формы проявления правонарушений, чтобы показать, насколько серьезную угрозу они представляют для общества. Недаром народная мудрость гласит: «Предупрежден — значит вооружен».

Проблема мобильного мошенничества сегодня выходит за рамки одной компании и все больше приобретает социальную окраску. Для борьбы с этим злом необходимо объединить усилия, возведя борьбу с мобильными преступниками в ранг государственной политики. Известный лозунг (слегка перефразированный) «Операторы мобильной связи всех стран, объединяйтесь!» сегодня актуален, как никогда.

ИКС № 2 2004

Тема выпуска:
NGN:В ПОИСКАХ ЖАНРА

Сети следующего поколения (Next Generation Networks — NGN) — тема драматического действа последних трех лет как на мировой инфокоммуникационной сцене, так и в российской проекции. Оно отражает процесс слияния двух отраслей — телекоммуникационной и информационной, проще говоря — телефонной и компьютерной. До конца 90-х годов это были два разных мира, каждый из которых жил по своим законам. Когда они сблизились и стала очевидной перспектива их объединения — появилась необходимость организовать это явление, выработать в «союзе кита и слона» механизмы взаимоприемлемого сосуществования. Причины объединения (интеграции) сетей передачи голоса и данных и сближения (конвергенции) услуг объективны: развитие новых технологий плюс конкуренция.

С демонополизацией телекоммуникаций борьба за рынки новых услуг началась с экспансии новых операторов в традиционные сектора бизнеса (передача речи) и попыток конкурентов предоставлять одинаковые класс и качество услуг, а взаимопроникновение технологий ускорило конвергенцию услуг, заметно размыв границы между нишами фиксированных, мобильных сетей связи и сетей ПД. В этих условиях концепция NGN знаменует переход количества различных технологий в новое качество сетей и услуг. Идеология NGN была обозначена в 1999 г. («ИКС» N 8, 2002 г.) как возможность построения целевой архитектуры телекоммуникационных сетей, обеспечивающей передачу и комбинацию любых потоков информации для создания инфокоммуникационных услуг.

Основной элемент инфраструктуры NGN — оборудование коммутации пакетов. На «цифровом» Западе NGN-технологии реализуются постепенно, в проектах небольшого масштаба, так как перед операторами не стоит задача модернизации сетевой инфраструктуры. По мнению специалистов, она станет актуальной для Европы не ранее 2009-2012 гг., в США чуть раньше — в 2006-2007 гг.

В России ситуация иная. Операторам ТфОП необходимо незамедлительно модернизировать сетевую инфраструктуру. Отдельные элементы NGN уже представлены на ЕСЭ России в виде технологий мультипротокольных транспортных сетей, интеллектуальных сетей, IP-телефонии. Однако парк коммутационного оборудования компаний «Связьинвеста» больше чем наполовину состоит из аналоговых АТС, которые в ближайшем будущем планируется заменить. Что ставить вместо них? Учитывая, что одним из ключевых элементов NGN является Softswitch, или программный (по другому определению — гибкий) коммутатор, ответ напрашивается сам собой.

Понимая остроту момента, производители оборудования активно предлагают на рынке NGN-решения, в которых Softswitch’и блистают примами. Наука анализирует возможные NGN-сценарии, стремится обеспечить их нормативную поддержку. Операторы связи, которые за каждое принятое решение расплачиваются из собственного кармана, присматриваются, взвешивают, выверяют подходы. Кроме этих традиционных групп, на сцену вышли новые действующие лица — сервис-провайдеры, поставщики контента и различных систем программного обеспечения, системные интеграторы.

Круг участников, заинтересованных отделить в NGN-проблематике «очевидное» от «вероятного» , оказался необычайно широк. Отсюда и многочисленность вопросов, обсуждаемых в конференц-залах и на страницах отраслевой прессы («ИКС» N 7, 10, 2003 г.).

ИКС № 1 2004

Тема выпуска:
ДОСТУП ШИРОКИЙ И ИНТЕРАКТИВНЫЙ

Сеть абонентского доступа — посредник между транзитной сетью, коих на Руси построено немало, и оборудованием абонента. Ее территория — место «сделки» между транспортными магистралями, напоенными информацией, и клиентами, жаждущими ею владеть. Канули в прошлое логические упражнения на тему первой-последней мили: стакан наполовину пуст или наполовину полон? Доступ становится первым не только для пользователя как окно в мир информации, но и для поставщика услуг как окно в мир прибыли и финансового благополучия.

«Золотой ключик» к этому окну — услуга. И чем разнообразнее, быстрее, интерактивней, зрелищней — тем лучше. И абоненту, и оператору.

Впрочем, все это лирика. Правда жизни в том, что на одном «голосе» или ТВ далеко не уедешь. Добавленную стоимость приносят новые услуги — широкополосные, интерактивные, мультимедийные. Они давно вышли из лабораторной пробирки, но массовым явлением еще не стали. Оператор меньше всего хотел бы рисковать — деньгами, временем, именем. Оператор вынужден рисковать, вступая на неизведанную землю, делая ставку на новые услуги и новые технологии доступа. Оператор должен быть на шаг впереди абонента, не следовать за спросом, а опережать его.

Выбор технологического решения для сети доступа — дело многофакторное. Оживить медную инфраструктуру способны технологии DSL, принести комплексную услугу в каждый дом — HFC, быстро окупить затраты, освоить новые территории и объединить разрозненных абонентов — радиодоступ.

В условиях «широкополосной задачи» — пакет услуг со своими требованиями к полосе пропускания;минимальные инвестиции, необходимые для максимального повышения доходности;платежеспособность населения региона и его готовность воспринять услугу; наличие готовой инфраструктуры у оператора;возможность поэтапного развития сети и наращивания дополнительных услуг.

А в решениях темы номера: редакционный круглый стол, посвященный широкополосному интерактивному доступу в сетях традиционных операторов; практика радиодоступа на местных сетях;азбука строителя интерактивных мультисервисных кабельных сетей; глоссарий

Навигация по годам 2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014

2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002