В России на середину 2005 г. насчитывалось свыше 120 корпоративных и около 300 операторских сетей BWA. Предмет нашего исследования – последние, ориентированные на коммерческое предоставление услуг и недавно ставшие объектом пристального внимания коллег из других секторов телекоммуникационного рынка.
На начальном этапе небольшой и узкоспециализированный рынок оборудования беспроводной фиксированной связи был поделен между двумя дистрибьюторами-первопроходцами – CompTek (операторские сети) и Diamond (офисные). Но скорости росли, ряды поставщиков и системных интеграторов ширились, цены падали. Перспективы появления совместимого оборудования, мегабитных скоростей и мультимедийных сервисов привели к тому, что на BWA «положили глаз» проводные и сотовые операторы. Это насторожило аборигенов рынка. У них есть основания опасаться за свою жизнь: тягаться с крупными сотовиками и волоконщиками BWA-операторам затруднительно – у них «и трава пониже, и щи пожиже». Кроме того, интерес к BWA со стороны игроков смежных рынков, безусловно, подогревается агрессивным маркетингом широкополосной технологии завтрашнего дня – WiMAX (Worldwide Interoperability for Microwave Access).
Поэтому и результаты традиционного анкетирования «ИКС» оказались предсказуемыми. Ответы поступили практически от всех представленных в России поставщиков оборудования для сетей BWA, имеющих осознанную стратегию продаж на нашем рынке. А вот среди операторов лишь 25% решились обнародовать свое мнение. Причину такой сдержанности в приватной беседе сформулировал один из респондентов: «Нам сейчас, в условиях возможного передела рынка и извечного “частотного голода”, лучше не высовываться, а послушать, что скажут другие».
Ну что ж, давайте посмотрим, кто из операторов «как дышит» и кто из разработчиков «что пишет». Быть может, после знакомства с материалами нашей темы номера хоть немного рассеется туман, нагнетаемый со всех сторон на «беспроводку», и так подверженную атмосферным воздействиям. И «ежик»-оператор, взглянув на свободный для радиосигнала простор, поймет, куда и как ему безопаснее и приятнее идти.