Мировой рынок спутниковой связи последние пять лет демонстрирует неуклонный рост прибыли, отвоевывая при этом все большие проценты в общем объеме телекоммуникационного рынка. Очевидная причина – технологический и технический прогресс, который позволил реализовать предоставление широкополосных мультимедийных сервисов и их доставку непосредственно потребителю, причем в любое время и в любом месте земного шара. И уже никого не удивляют небольшие интерактивные терминалы ни в Африке, ни в Гренландии, благодаря которым можно не только поговорить с друзьями по телефону, но и посмотреть последние новости на порталах известных телерадиокомпаний и в целом – ощущать себя на связи со всей планетой.
В России в общем объеме телекоммуникационных услуг спутниковой связи принадлежало 7,2%в 2004 г. и около 10% – в 2005 г. (прогноз). Конечно, цифры невелики для самой географически протяженной страны с малой плотностью населения на большей части территории и немалой площадью труднодоступных районов, где отсутствует развитая наземная инфраструктура. А ведь спутниковая связь – не только и даже не столько бизнес, сколько задача социальная, в конце концов – суровая необходимость для нашей, как никакой другой, спутнико ориентированной страны.
Без сомнения, Россия орбитальная – зеркальное отражение земных дел и проблем. Но для понимания того, что нужно, чтобы спутниковая связь(отрасль с самой высокой нормой прибыли) заняла адекватное место на отечественном телекоммуникационном рынке, предлагаем оценить качественные и количественные характеристики«транспорта» – орбитальных ресурсов, которые, по сути, определяют земную составляющую эффективности космических сетей. Посмотрим, что нам предлагают мировой рынок и отечественные спутниковые операторы. Достаточно ли разнообразен «шведский стол» ресурсов и сервисов, или нам предлагается постная диета?