Унифицированные (объединенные) коммуникации (UC), появившись на рынке лет пять назад, интегрировали средства связи корпоративного пользователя и сегодня утвердились как однин из главных трендов ИКТ-индустрии. В структуре рынка UC аналитики выделяют два уровня – базовый (IP-телефония + электронная почта Email + мгновенные сообщения IM ) и расширенный (то же + ВКС, TelePresence + мобильность). По оценкам Forrester Recearch, в 2011 г. объем мирового базового рынка UC составит 3,5 млрд. долл., расширенного – более 5 млрд. долл.; к 2015 г. прогнозируется рост соответственно до 10 и 14,5 млрд. долл. Посчитать объем российского рынка UC пока никто не берется, но очевидно, что в России с ее многочисленными территориально-распределенными компаниями у унифицированных коммуникаций перспективы роста не хуже, чем во всем мире. Реализованные проекты позволяют подвести первые итоги, проанализировать спрос и предложение; определить, в каких отраслях экономики UC востребованы и какие перспективны, посчитать эффективность, окупаемость и совокупную стоимость владения.
Также в теме номера:
-
Cloudсomputingи UC
- Альянсы вендоров: против кого дружим?
-
Единые стандарты: мечты и реальность.
Первые коммерческие LTE-сети появились в мире в конце 2009 г., однако в 2010 г. взрывного роста не последовало. Но даже те операторы, которые уже построили сети WiMAX, заявляют о готовности строить LTE. Вендоры подгоняют. Российские операторы, мобильные и фиксированные, борются за место под солнцем LTE, который, замкнув на себе частотные, технологические и бизнес-вопросы, становится у нас символом универсализации операторов, передела рынка и нового этапа развития телекома. Именно мобильный ШПД в недалеком будущем будет приносить операторам основные деньги, но однозначного ответа на вопрос, является ли LTE уже сейчас реальной потребностью пользователей, пока нет. Каковы сейчас в России условия для внедрения LTE? Каким может оказаться реальное воплощение LTE-технологии в российских условиях?
Также в теме номера:
-
Мировой опыт и национальные российские особенности LTE
-
Какие 3G-уроки следует усвоить желающим строить сети LTE
-
Как разрешится частотный вопрос
-
Имеет ли смысл дожидаться появления стандарта LTE Advanced, менее требовательного к спектру
- LTE и технологическая нейтральность
-
Подкреплено ли стремление строить LTE-сети техническими возможностями российских операторов
-
К каким вариантам развития событий готовятся производители оборудования.
Стоимость телефонного трафика ежегодно снижается на 15-20%, интернет-трафика – на 20-25%. Операторы ищут новые, порой нестандартные источники дохода.
Первый -- уже сегодня много обещающий источник – «неживые абоненты», услуги обмена данными между различными устройствами (M2M) в сфере ЖКХ, на удаленных объектах энергетики, транспорта, связи, контроль состояния больных в медицине. К 2020 г. в мире «общаться» будут 22 млрд. таких устройств.
Второй - FMC в эпоху универсализации. Как повлиял процесс создания универсальных операторов на востребованность этой услуги у компаний разного масштаба и главное -- на ее доходность.
Третий источник – сервисы интернет-видео, доступные с самых разных устройств: ПК, мобильного терминала или планшетного компьютера. К концу 2010 г. интернет-видеотрафик по своему объему уже превзошел трафик P2P. Вопрос: зарабатывают ли на этих услугах операторы связи?
Третий – набравшие критическую массу пользователей социальные сети - новая онлайн-форма абонентского сообщества.
Четвертый – предоставление операторами своей абонентской базы рекламодателям в качестве таргетированной аудитории. «Большая тройка» не первый год пытается начать черпать доходы из этого источника, однако до сих пор неясно, кто первым перейдет от экспериментов к коммерциализации?
Безопасность как услуга для массового и корпоративного абонента – новый тренд операторского и ИТ-рынка. С одной стороны, в поиске дополнительных доходов операторы работают над запуском дополнительных сервисов, коим и может стать ИБ; с другой – число и уровень угроз растет, и защита от них становится потребностью пользователей; с третьей -- поставщики и интеграторы в области безопасности имеют большой портфель решений и готовы предложить их операторам. Как достичь эффективного "тройственного союза" в противостоянии киберугрозам? Как соотнести затраты операторов на программно-аппаратные решения и прибыль от услуг? В чьих руках драйверы и тормоза этого рынка?
Также в теме номера:
-
Сервисы безопасности. Техническая реализация, экономические аспекты
-
VAS+Security=?
-
Защита от DDoS-атак: примеры реализации, успехи и неудачи
-
Услуги SOС, DLP, URL-фильтрация для корпоративного рынка
-
Системы антивирусной защиты. Можно ли уберечься от спама
-
Соответствие стандартам. Compliance management. Безопасность реальная и "бумажная"
-
На повестке дня: как противодействовать мошенничеству на сетях связи?
-
"Чистый Интернет": мифы и реальность.
Ситуация на российском рынке ЦОДов в последние годы менялась довольно быстро. Ажиотажный спрос сменился избытком предложения, а последовавший вскоре экономический кризис заставил инвесторов свернуть целый ряд проектов. Однако все это похоже только подстегнуло процесс взросления рынка. Да и затишье в деле ЦОДостроения вскоре закончилось: в 2010 г. стартовал целый ряд очень крупных по российским меркам проектов дата-центров. Некоторые инвесторы и заказчики уже научились считать деньги, поднабрались опыта и знаний, а постоянный дефицит электроэнергии и рост тарифов заставил выбирать технические решения, уровень которых все ближе подтягивается к мировому по совокупной стоимости владения и по энергоэффективности. Кроме того, со стороны заказчиков, для которых критически важна непрерывность бизнеса, растет спрос на ЦОДы повышенной надежности и, соответственно, на услуги специалистов, способных спроектировать и построить такой дата-центр, а также обеспечить его эксплуатацию. До сих пор российские владельцы ЦОДов только заявляли о соответствии своих дата-центров уровню надежности Tier 2, 3 или даже 3+, но в 2010 г. в России появился первый проект дата-центра, официально сертифицированный в Uptime Institute. Как это повлияет на ситуацию на рынке? Как повлияет на уровень проектирования и строительства дата-центров выход на российский рынок иностранных компаний? Как растущий уровень технического оснащения ЦОДов влияет на уровень и ассортимент предлагаемых услуг?
Также в теме номера:
-
Энергоэффективность инженерной инфраструктуры ЦОДа: вклад систем электропитания, охлаждения и кондиционирования
-
Минимизация энергопотребления ИТ-инфраструктуры дата-центра
-
Новые решения для повышения надежности дата-центров
-
Иностранные стандарты на российском рынке
-
Новые услуги ЦОДов, спрос и предложение.
Весна 2011 г., традиционное теперь время подведения итогов работы Телекома, ИТ и Медиа за ушедший год, должна продемонстрировать, как далеко ушел сектор от кризисных показателей и насколько превзошел докризисные.
Выставка «Связь-Экспокомм» предложит свою версию ситуации на рынке ИКТ. Какие точки роста нашли ИТ наряду с информационной безопасностью, аутсорсингом и виртуализацией? Какие новые бизнес-модели выдвинул телеком и на какие технологические вершины предстоит подниматься рынку? Каковы плоды универсализации технологий и бизнеса и вертикализации рынка?
Ответы на эти и другие вопросы – в репортажах, интервью и аналитических обзорах со «Связь-Экспокомма-2011».
Объявляем смотр перспективных бизнес-моделей.
Зрелый рынок нуждается в новых, часто экспериментальных способах ведения бизнеса. Со временем некоторые из них (например, оказание вендорами услуг операторам по управлению их сетями) завоевывают всеобщее признание. Другие (как MVNO) находят свою нишу.
Россия, хоть и с отставанием, следует глобальным трендам. После нескольких лет дискуссий супермаркеты начали создавать при себе виртуальных операторов; возобновился интерес участников телеком-рынка к услуге переносимости номера, Mobile Number Portability, и бизнес-модели, связанной с ней. С появлением 3G-сетей и в свете предстоящей миграции к LTE появились первые попытки совместного использовании сетей. И это не считая активно вырабатывающихся схем кооперации телекоммуникационных компаний с сервис-провайдерами и игроками медиа-рынка!
В теме номера 5`2011 «ИКС»:
-
Плюсы и минусы аутсорсинга эксплуатации сетей: из чего складывается эффективность
-
Блеск и нищета виртуальных операторов: опыт первопроходцев
-
Кому, кроме абонента, нужен MNP? готовы ли к нему регулятор и операторы?
-
Каковы драйверы Network Sharing? кому это выгодно?
-
Союз против пиратов (схема взаимодействия операторов, сервис- и контент-провайдеров, а также правообладателей против нелегального контента).
В 2010 г. сначала Минкомсвязи, а затем Минэкономразвития и Минпромторг разрабатывали проект постановления правительства "О приоритетном использовании оборудования отечественного производства", содержащем определение отечественного производителя. Согласно тексту, направленному Минпромторгом и Минэкономразвития на регистрацию в Минюст, отечественным считается то оборудование, в котором доля использования комплектующих российского производства составляет от 30% до 50% (требования к отечественным производителям телекоммуникационного оборудования прописаны для пяти сегментов рынка – цифрового ТРВ, сетей в диапазонах 2,3-2,4 ГГц, цифровых коммутаторов, оборудования DWDM для магистральных сетей, систем спутниковой связи Ka-диапазона).
Статус отечественного производителя – вопрос сколь политический, столь и технический. От его решения зависит бизнес в России иностранного и отечественного поставщика оборудования, ПО, решений, а также развитие сетей связи и ИТ. Обсудим, каковы критерии «отечественного производства», чем привлекателен этот статус и что значит в России быть «своим» и «чужим», каковы привилегии, права и обязанности в том и другом случае.
Также в теме номера:
-
Специфика статуса отечественного производителя и конкуренции в разных сегментах телекома и ИТ.
-
Технологии локализации или как стать «своим» (организационные, политические и технические аспекты).
-
Кооперация и конкуренция.
-
Проблемы коренного «отечественного» и нового «отечественного» производителя.
-
Что значит "инновация в ИКТ" и как ее продать? ИКТ-инновации в отечественном и локализованноем производстве оборудования, ПО, решений.
Массовое осознание выгод и пользы технологии виртуализации на российском ИТ-рынке пришлось на период кризиса, когда все занялись поиском путей экономии и повышения эффективности работы ИТ-инфраструктуры. Но еще большую оптимизацию использования ИТ-ресурсов может дать построенная на базе виртуализации модель «облачных» вычислений (сloud сomputing), позволяющая предоставлять большому количеству пользователей доступ к приложениям, сервисам и к виртуальной ИТ-инфраструктуре. Вендоры уже предлагают совместные комплексные решения для облачных вычислений, расписывая преимущества и выгоды для корпоративных клиентов модели «ИТ как услуга». Как относится рынок к такой смене парадигмы? Кто выигрывает при таком развитии событий?
Также в теме номера:
-
Решения по виртуализации ИТ-ресурсов для облачных применений
-
Виртуализация и сloud сomputing в мире и в России
-
Частные и публичные облака
-
Безопасность в облаках
-
Какие услуги уходят в облака, какие из них готовы к выходу на рынок уже сейчас по приемлемым для клиентов ценам
-
На какие перспективные сервисы спрос еще только предстоит сформировать.
ШПД – «двуликий» драйвер рынка. Число мобильных интернетчиков уже год как сравнялось с числом фиксированных. С приходом мобильного ШПД в населенный пункт объем трафика данных вырастает в 8-10 раз. В 2010 г. объем доходов от услуг мобильного Интернета превысит 35% от всего рынка ШПД для частных пользователей.
Вместе с тем рынок фиксированного ШПД за пределами городов-миллионников далек от насыщения. В отдельных регионах он представлен от силы двумя провайдерами. Как повлияет на конкурентную ситуацию в таких уголках появление сетей 3G? Станут ли услуги мобильного Интернета дополнением к фиксированному домашнему? Или мобильные операторы перетянут на себя «проводную» пользовательскую базу? Сумеет ли фиксированный ШПД использовать в конкурентной борьбе свои технологические преимущества? И какие из них окажутся решающими в этой борьбе?