Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости В СНГ и в мире
Александра КРЫЛОВА 11 июня 2008

В Казахстане научились зарабатывать на m-банкинге

Доходы, которые Народный Банк Казахстана (HalykBank) получает от сервиса мобильного банкинга, за прошлый год выросли на 163% и составили $3,8 млн., то есть 7% всего карточного бизнеса банка.

Преемник Сбербанка на территории Казахстана – HalykBank с 2002 г. является частным. Сегодня на его долю приходится  50% рынка платежных карт в стране, которых выпущено 5,6 млн.

Решение о запуске услуги мобильного банкинга было принято банком в начале 2005 г.  после детального анализа того, как клиенты используют банкоматы . Как оказалось, 55% пользователей обращались к этим устройствам исключительно для получения баланса счета и детализацией проведенных по нему операций. Так встал вопрос о том,  чтобы предоставить им другой, более удобный для них источник финансовой информации.

Организацию сервиса на себя банк, разработчиком решения стала российский системный интегратор Intervale, интеграция системы с SMSC мобильных операторов была передана на аутсорсинг московской компании Smart CardLinks.

Как отметил К. Горожанкин, руководитель управления перспективных технологий Народного Банка Казахстана, в своем выступлении на конференции «Мобильная коммерция и платежи», первым оператором, сделавшим мобильный банкинг доступным своим абонентам в Казахстане, стал «Билайн». Остальные пошли по его стопам уже по многочисленным просьбам абонентов. Сегодня к системе мобильного банкинга HalykBank подключены 6 сотовых операторов, которые работают на территории Казахстана и Киргизии.

Проект запускался в 3 этапа. Начинали с SMS-уведомлений о событиях по банковским картам. На втором этапе пользователям предоставили возможность отправлять в систему SMS-запросы и осуществлять платежи за услуги сотовой связи. На третьем этапе, в конце 2007 года совместно с «Билайн» была запущена услуга мобильной коммерции. При этом подключиться к новому сервису клиенты могли как в отделениях банка, так и в его банкоматах. 

Сегодня пользователи услуг мобильного банкинга Halyk Банка могут получать SMS-уведомления при  изменении остатка, баланс счета, историю операций, заблокировать карточку, совершать платежи за услуги в адрес около 40 организаций.

У них есть выбор: подключить «Полный пакет», включающий в себя SMS-нотификацию (абонентская плата за нее около $2 в месяц), запросы и платежи, или остановиться на пакете услуг «Актив», без SMS-уведомлений, и потому вместо абонентской платы предусматривающий взимание небольшой комиссии с каждой транзакции.

О том, насколько услуга мобильного банкинга пришлась по душе клиентам Народного Банка Казахстана, свидетельствуют цифры: за два года количество ее пользователей достигло 250 тыс. человек. К слову, столько же клиентов удалось за 7 лет привлечь 11 банкам страны, предоставляющим услуги интернет-банкинга.  Сегодня в Казахстане, помимо Народного Банка, услугу предоставляют еще 4 банка, совокупная клиентская база составляет 380 тыс. человек. 

По словам К. Горожанкина, доходы, которые принес сервис Народному Банку Казахстана в 2007 г., составили $3,8 млн., и их рост продолжился. Только в мае 2008 г. месячный доход от мобильного банкинга составил $450 тыс. «При очень небольших вложениях на момент запуска, сервис приносит банку очень высокий доход», - говорит К. Горожанкин.

Оказалось, что, подключив мобильный банкинг, клиенты начинают активней пользоваться банковскими картами для оплаты покупок. Кроме того, неожиданно для себя с системой мобильного банкинга HalykBank получил канал, по которому может доводить до каждого клиента персонализированную рекламную информацию. Как показали две рекламные компании, проведенные с его использованием, гораздо более дешевый, чем радио или телевидение, и более эффективный. 

Правда, для сокращения оттока пользователей при постоянном росте подключений (только с января по май 2008 г. к услуге мобильного банкинга подключается 8-10 тыс. человек в месяц) пришлось прибегнуть к  «маленьким хитростям». Первой из них стало отключение в системе опции «уведомление о месячной комиссии», поскольку после его получения клиенты начинали отказываться от услуги. Второй – закрытие возможности отключиться от сервиса через банкомат, что важно, поскольку 97% клиентов подключают услуг мобильного банкинга именно через банкомат. И третьей - размещение плакатов с рекламой мобильного банкинга у каждого банкомата.

В ближайшее время Народный Банк Казахстана планирует начать предоставлять эту услугу в дочерних банках в Грузии, Киргизии, в Монголии, и в России. До конца 2008 года его клиенты получат возможность, например, бронировать с помощью мобильного телефона авиабилеты, осуществлять денежные переводы физическим лицам (P2P) через мобильный телефон по технологии VISA. Есть у банка и планы по подключению к сервису страховых компаний, пенсионных фондов и ПИФов.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.